воскресенье, 28 декабря 2014 г.

Гибридные усилители Magnat: как лампа с транзистором подружились

Гибридные усилители Magnat: как лампа с транзистором подружились
 
Компанию Magnat сложно назвать новичком на аудиорынке, но периодически она удивляет своей смелостью – берется за совершенно неведомые ей направления. И добивается успеха.
Бульдог — собака добродушная, но непреклонная. Именно бульдожья морда красовалась на логотипе Magnat с самого начала ее существования (правда, десять лет назад бульдог ушел с логотипа). Компания была основана в 1973 г. в Кельне инженером-энтузиастом Райнером Хаасом (Rainer Haas) и количество его сотрудников в то время не превышало 60 человек. В течение 70-х Magnat вошел в ряды ведущих производителей акустических систем, а в 1983-м вышел на рынок Car Audio. Автомобильная электроника — это то, с чем долгое время ассоциировался этот бренд, но в 2007-м спокойствие Hi-Fi-игроков было потревожено неожиданным дебютом.
Ламповый дебют
Двухтактный усилитель Magnat RV 1 унаследовал все лучшее от ламповой классики 60-70 гг. Топология строилась на малошумных двойных триодах 12AX7EH и лампах 12AU7 в предварительной секции, а также на пентодах EL34 в выходном каскаде. Даже имелся MM/MC-корректор на 4-х 12AX7EH. Идею о разработке полноценного лампового усилителя подсказал конструкторам экспорт-менеджер Audiovox Марио Лоде (Mario Lode), влюбленный в группу AC/DC. Вслед за RV 1 последовал удачный 50-ваттный усилитель RV 2 с тщательно отобранными в пары двойными триодами-драйверами 12AX7 (ECC82), 12AU7 (ECC82) и выходными тетродами 6550. Примечательно, что все лампы для усилителей были произведены в Саратове.
 
Первый гибридный лампово-транзисторный усилитель от Magnat — RV 1, выпускался в период с 2007 до 2012 года
Еще одним смелым решением «магнатовцев» стала мысль о внедрении предварительного контура с двойными триодами ECC88 (6922) в выходные цепи SACD-проигрывателя, что привело к созданию модели MCD 850 с ЦАПом Burr-Brown PCM1796 и трансформатором с R-образным сердечником в блоке питания. Двойные триоды 6922 здесь не выступают в роли усилителей, а отвечают за преобразование сопротивления, позволяя получить низкий импеданс на выходе. То же самое относится и к CD-проигрывателю MCD 1050, использующему аналогичные лампы. Модель оснащена апсемплером, ЦАПом Burr-Brown и может работать как внешний ЦАП с входами S/PDIF и USB (24 бит/192 кГц).
Magnat RV 3: слушать часами
К 40-летнему юбилею Magnat в 2013-м появился флагман RV 3 (его обзор на сайте — Виртуозный воин. Усилитель Magnat RV3). Сандро Фишер (Shandro Fischer), руководитель по технической части (R&D), комментирует: «На самом деле мы обсуждали все возможные варианты, включая импульсное усиление. В какой-то момент нужно было принять решение, и тут сыграла роль персональная любовь к ламповой технике одного из наших руководителей. Но у нас не было иллюзий по поводу ламп: на них, также как и на транзисторах, можно сделать как хороший, так и плохой звук. Нам нравится гибридный дизайн, когда лампа используется в предусилителе. Возможно, она определяет всего 20% звукового характера, зато аппаратура с малосигнальными вакуумными приборами получается простой и надежной, и если все сделать правильно, музыку слушать часами приятно. А для нас это один из важнейших критериев».
 
             Гибридный лампово-транзисторный усилитель Magnat RV 3
Модель RV 3 стала абсолютным воплощением концепции «гибридов» в линейке компании. Усилением на ее входе занимается секция SRPP (каскад с динамической анодной нагрузкой), обладающая мизерными искажениями и высокой линейностью. Здесь используется тщательно подобранная по характеристикам пара двойных триодов ECC82 российского производства, благодаря чему обеспечивается идеальная идентичность каналов с минимальным разбросом характеристик. Дискретный выход RV 3 собран на сильноточных транзисторах Toshiba. Открытый дизайн модели выполнен в индустриальном стиле и внешне похож на двигатель американских масл-каров, которые так нравятся шефу компании Шандро Фишеру. Веерообразные ребра двух симметрично расположенных на верхней панели радиаторов охлаждения напоминают иглы ощетинившегося ежа. Там же установлены ECC82, окруженные защитными кольцевыми башенками, кожух с силовым тороидальным трансформатором в 650 Вт и цилиндр, скрывающий набор конденсаторов БП.
 
             Гибридный лампово-транзисторный усилитель Magnat RV 3 (вид сзади)
Фрезерованную 8 мм алюминиевую панель RV3 делит пополам отполированная до блеска ручка моторизованного аттенюатора громкости ALPS, тоже выполненная из алюминия. В левой части фасада находится кнопка питания и регулятор баланса, в правой — селектор входов на герконовых реле, круглый OLED-дисплей, отображающий вход, и гнездо для наушников. Усилитель выдает 150 Вт на канал (8 Ом), а высокий коэффициент демпфирования позволяет ему работать фактически с любыми спикерами. Управлять RV 3 можно с помощью металлического пульта ДУ.
 
Гибридный лампово-транзисторный усилитель Magnat RV 3, лампа ECC82 (слева) и алюминиевый пульт ДУ (справа)
Преимущества гибридной конструкции заключаются в том, что ламповый предварительный каскад помогает достичь естественного аналогового звучания, а транзисторный выход обеспечивает стабильность, точность, динамику и позволяет лояльней отнестись к выбору колонок. Вакуумные триоды RV 3 обладают линейной передаточной характеристикой, отличаются коротким спектром гармоник и высоким сопротивлением на входе, что помогает оптимизировать входной импеданс усилителя. В итоге удается получить натуральный оттенок звучания, вплетенный в паттерн характерной звуковой подачи современных усилителей с мощным транзисторным «выхлопом», гарантирующим точный и динамичный саунд. Кстати, Сандро Фишер убежден, что именно ламповые технологии станут «приманкой» для молодежи, поскольку даже сжатые файлы, пропущенные через триод, обретают шарм и благородство.
Гибридная демократия
Реализовать идею гибридных конструкций немецким инженерам также удалось в классической Hi-Fi-линейке усилителей (MA400, МА600, МА800, МА1000) и даже в более «демократичных» моделях — аудиосистеме МС 2, CD-ресивере МС 20 и SACD-ресивере MC 1.
Лампово-транзисторный MA 1000 мощностью 80 Вт на канал имеет более традиционный, в отличие от RV 3, дизайн. Его предварительный каскад построен на двух двойных триодах ECC82, прошедших 60-часовой фабричный прогрев. На выходе стоят транзисторы Toshiba. В БП установлены 4 электролита по 10000 мкФ и «тороидальник». В пару к MA 1000 рекомендуется соответствующий ему по параметрам CD-проигрыватель MCD 1050.
 
            Гибридный лампово-транзисторный усилитель Magnat MA 1000 (со снятой крышкой)
Усилители MA 800, MA 600 и MA 400 используют аналогичную лампово-транзисторную базу. Интегральник MA 800 отличается от MA 1000 мощностью (2 х 75 Вт при 8 Ом), имеет топологию схем типа «двойное моно», «пред» на лампах ECC82 и выход на сильноточных транзисторах Sanken. Каждый канал питается от отдельной обмотки тороидального трансформатора. На алюминиевой панели имеются окна для ламп и такие же элементы управления, как у MA 1000. Круглый OLED-дисплей оснащен парой индикаторов, указывающих на использование одного из входов MM/MC-фонокорректора. Модель MA 800 получила аналогичную коммутацию, но не имеет выхода предусилителя.
 
             Две лампы ECC82 на входном каскаде Hi-Fi-усилителей Magnat линейки MA
Младшие «гибриды» MA 600 (2 х 55 Вт, 8 Ом) и MA 400 (2 х 32 Вт, 8 Ом) отличаются другим дизайном, используют только одну лампу ECC82 в предварительном каскаде и тоже имеют полупроводниковый выход. В MA 600 встроен ЦАП Burr-Brown и модуль Bluetooth с поддержкой aptX для lossless-форматов. Присутствует полный набор аналоговых и цифровых входов, включая разъемы для MM-фонокорректора и асинхронный USB-порт (24 бит/192 кГц). Замыкающий серию MA 400 получил MM-фонокорректор с малошумными ОУ и инфразвуковым фильтром. В БП имеются два конденсатора по 10000 мкФ.
 
В линейку Magnat входит гибридный CD-ресивер MC 20 с одной лампой ECC88 во входном каскаде и микросхемами Thomson Audio на выходе. Модель собрана в алюминиевом корпусе с деревянными боковинами, имеет CD-привод, AM/FM-тюнер с RDS и развитую коммутацию, включая USB-порт, входной мини-джек, выход под сабвуфер и др. Встроенный усилитель развивает 30 ватт на канал. Доступен комплект MC 2, включающий в себя MC 20 и два полочных спикера. Гибридный SACD-ресивер MC 1 мощностью 2 х 60 Вт, оснащен аналогичной лампой на входе, а на выходе имеет транзисторы Sanken.
 
              Гибридный CD-ресивер Magnat MC 20
Ставка компании Magnat на гибридные усилители принесла ей вполне заслуженный успех. В настоящее время Magnat выпускает компоненты для Car Audio, ДК, Hi-Fi и даже налаживает производство наушников — судя по последним данным из тестовой лаборатории в г. Пульхайм-Браувейлер недалеко от Кельна. Этот бульдог еще поучит молодых новым фокусам.

"Мал, да удал!" - цифровой акустический корректор DSPeaker Anti-Mode 8033S-II.

 "Мал, да удал!" - цифровой акустический корректор DSPeaker Anti-Mode 8033S-II. 
Прибор для автоматической коррекции низких частот под названием Anti-Mode 8033S-II, попавший недавно в наши руки, оказался на удивление мал в размерах. По личному опыту знаем, что публика, имеющая дело в своей ежедневной практике с громоздкими акустическими системами и усилительной аппаратурой, всегда скептически относится к устройствам подобного форм-фактора, более подходящего мультимедийному гаджету нежели элементу High End техники. Но после опытов с "финским коротышкой" мы его зауважали.
Подробности хорошо видны на прилагаемых фото и графиках. Как известно из общего курса акустики, достаточно громкое воспроизведение низких частот в типовой квартире зачастую сопровождается значительными искажениями звука. Бороться с такого рода проблемами и призваны устройства, подобные Anti-Mode 8033. Что же отличает маленький финский аппарат от своих собратьев по ROOM CORRECTION? После проведенных тестов отмечаем: это ПРОСТОТА подключения, измерений и УДОБНЫЙ выбор полученных вариантов коррекции. Прибор выдержал практически "CRASH TEST", поскольку был намеренно помещен в "кошмарные акустические условия" - подсобное помещение с большим количеством резонируюших предметов. На фото (ниже) можно увидеть, что штатный микрофон устройства и поверяющий микрофон нашего измерительного комплекса располагаются примерно на расстоянии двух метров от полочников и сабвуфера Arslab, плеера Exposure и усилителя SAM, а пространство вокруг заполнено корпусами АС, коробками и т.п.
Anti-Mode 8033 включен между усилителем и сабом следующим образом:
Ограничив уровень громкости системы в соответствии с рекомендациями производителя, нужно нажать одновременно на обе кнопки "calibrate" и ждать окончания измерений. Прибор выполняет несколько довольно громких и гулких циклов измерений в течение нескольких минут, после чего замолкает, что свидетельствует об успешном формировании корректирующих фильтров. Нужный фильтр выбирается попеременным нажатием на левую кнопку "calibrate", ориентироваться приходится по комбинациям сигнальных светодиодов "Lift 25-35". Обратите внимание на график, черная линия отображает характеристику системы без коррекции (bypass), а оранжевая - с применением коррекции "Flat". По нашему вкусу это наиболее предпочтительный вариант фильтра, когда целевой функцией коррекции является линия. При выборе линейного фильтра "Flat" светодиоды "Lift 25-35" не светятся.
Достигнутый результат впечатлил нас своим слаженным, бойким и гармоничным звучанием всей системы, столь эффективно настроить комплект 2.1 на слух практически не представляется возможным. Читаемость воспроизводимого музыкального материала "на пять баллов", отсутствуют искажения в низкочастотном диапазоне, и середина воспринимается более естественно. Тем же, кто постоянно ощущает дефицит баса, можно рекомендовать коррекцию с лифтингом (подъёмом) в области 25-35 Гц, важно только не забывать при этом, что сабвуфер должен иметь необходимый запас мощности.
В заключении отметим, что во многих случаях прибор даёт реальную возможность подобрать наиболее удачный вариант коррекции, нужно только внимательно изучить и выполнить рекомендации фирмы-производителя.
DSPeaker Anti-Mode 8033S-II:
Anti-Mode-Filters: 36
Correction range: 16 – 250 Hz
Lift filters: 20 Hz, 25 Hz, 30 Hz
Lowpass filters: 7 selectable modes

Цифровой акустический корректор DSPeaker Anti-Mode 2.0 Dual Core

Цифровой акустический корректор DSPeaker Anti-Mode 2.0 Dual Core
Устройство предоставляет чрезвычайно мощные инструменты для решения проблем, связанных с неудачной акустикой помещения.
Сегодня практически любой AV-ресивер способен в той или иной мере избавить вас от проблем, связанных с неудачной акустической обстановкой. Когда же речь заходит о стереосистемах, устройств для коррекции АЧХ с учетом свойств помещения - считанные единицы.
DSPeaker Anti-Mode 2.0 оснащен как цифровыми (оптическими плюс USB), так и аналоговыми входами/выходами. Встроенный регулятор громкости позволяет использовать его как предусилитель, а в обычном случае вы просто включаете его между предусилителем и усилителем мощности. После чего вы подсоединяете комплектный микрофон, устанавливаете его в точке прослушивания и запускаете автокалибровку. По умолчанию она анализирует диапазон 16-200 Гц, а коррекцию производит только до 150 Гц, однако верхний предел можно регулировать (от 80 до 500 Гц). Мы настоятельно советуем расширить диапазон до 500 Гц - как только вы устраните недочеты в басовом диапазоне, станут заметны неровности в нижней середине. Кроме того, вы можете просканировать свою комнату вплоть до 20 кГц, а затем попытаться избавиться от проблем на более высоких частотах с помощью 16 параметрических эквалайзеров. Как и большинство таких систем, Anti-Mode 2.0 уменьшает амплитуду на «горбах» АЧХ, а не поднимает впадины - в результате общий уровень НЧ снижается, что компенсируется поправкой во вкладке Compensation.
Работает эквалайзер эффективно и при этом деликатно. В «Бранденбургских концертах» Баха (в исполнении трио Ж. Лусье) бас становится более ровным тонально, совершенно ясно слышны тон каждой ноты и расстановка акцентов. Но гораздо важнее, что ровнее становятся временные интервалы - это делает игру более четкой и быстрой. Особенно полезно устройство в типовой системе не слишком обеспеченного меломана, когда к резонансам комнаты прибавляется «горб» полочников. С Anti-Mode 2.0 басовый регистр обретает цельность и плотность, как будто речь идет о хороших напольных колонках. В дорогой High-End-системе устройство не менее эффективно, правда слышно, что встроенному АЦП чуть не хватает прозрачности на ВЧ, поэтому лучше подавать сигнал на вход «по цифре». А в сочетании с сопоставимыми по цене компонентами никакого ухудшения звучания, которого боятся противники эквалайзеров, не заметно при любом способе подключения. Хорошо проработанное исполнение даже таких насыщенных басами треков, как Milan пианиста Ахмада Джамала, убеждает, что перед нами очень достойный USB-ЦАП.
В целом устройство нам очень понравилось. Оно предоставляет чрезвычайно мощные инструменты для решения проблем, связанных с неудачной акустикой помещения.
ЗА Огромные возможности для такого недорогого устройства; существенно улучшает звучание в подходящей системе; довольно качественный ЦАП
ПРОТИВ Очень маленький дисплей; нет коаксиального входа; USB только до 24 бит/48 кГц
ВЕРДИКТ Наконец-то появилось доступное решение для решения «квартирного вопроса» в стереосистеме

Акустический корректор DSPeaker HeaDSPeaker Home

Гонки по кругу
Важнейшее преимущество наушников том, что при прослушивании полностью исключается негативное влияние окружающего пространства, в т.ч. всевозможные комнатные артефакты. Но в изоляции от внешнего мира есть и минус — как ни крути головой, а звуковая картина не меняется, чего в реальной жизни не бывает. Процессор HeaDSPeaker создан для того, чтобы устранить это несоответствие.
Акустический корректор DSPeaker HeaDSPeaker Home
Конструкции с обратной связью, отслеживающие положение головы слушателя, разрабатывались и ранее, в т.ч. и в России. Как правило, датчиками служили ИК-трансмиттеры, встроенные в оголовье, поэтому пользователь лишался возможности выбирать наушники по своему вкусу.
 Преимущество HeaDSPeaker Home финской компании DSPeaker именно в том, что система работает с любыми стереотелефонами, причём не только адаптирует звуковое поле при повороте головы, но и создаёт эффект окружающего звучания. В качестве датчиков положения используется пара ультразвуковых сенсоров, установленных на лёгком 15-сантиметровом коромысле. Коромысло же привязывается к оголовью наушников петлёй из матерчатой ленты-липучки и через разъём 3,5 мм длинным шнуром соединяется с блоком DSP. По второму шнуру передаётся собственно звуковой сигнал.
 Блок DSP, в свою очередь, крепится на телевизоре или компьютерном мониторе посредством пружинящих скобок. Совсем небольшая коробочка содержит ЦАП, сигнальный процессор, декодеры Dolby Digital и DTS форматов 5.1 и 7.1, а также ультразвуковой трансмиттер, излучатель которого находится в центре лицевой панели под сеточкой. Сигнал на этот блок можно подавать по оптике, USB 2.0 или линейному аналоговому входу. В памяти процессора содержится пять готовых конфигураций звукового поля, а ещё две можно создать по собственному вкусу. При подключении к компьютеру блок определяется как внешняя звуковая карта, а при обходе процессора (такой вариант тоже предусмотрен) превращается в обычный ЦАП с телефонным усилителем.
 В режиме Room Rendering система определяет акустические параметры комнаты и учитывает их при построении звуковой модели, чем достигается полный эффект открытого пространства. В DSP также имеется несколько тестовых режимов, в одном из них белый шум буквально вращается вокруг головы. На сайте производителя выложены программы для Mac и PC, позволяющие проводить оперативную диагностику системы.
 В комплект HeaDSPeaker Home входит 3-метровый шнур с наконечниками 3,5 мм, оптический кабель TosLink, сетевой адаптер со сменными вилками и карточный пульт ДУ.
 Сначала мы провели испытания в стереорежиме с наушниками Furutech ADL H118, подключив к процессору по оптике CD-проигрыватель. Первое впечатление: два, пусть и длинных, шнура для соединения слушателя с блоком DSP — не самое удобное решение в век беспроводных технологий.
Акустический корректор DSPeaker HeaDSPeaker Home
Как ЦАП и телефонный усилитель HeaDSPeaker Home просто великолепен — звучит энергично, с прозрачным верхним диапазоном, без каких-либо «цифровых» артефактов. Активирую трансмиттер, и картина меняется. Чувствуется сложная фазовая обработка сигнала — пространство расширяется, но средний диапазон становится легковесным и разреженным. При повороте головы мнимые источники смещаются в сторону, что действительно создаёт иллюзию большого пространства. На некоторых фонограммах с примитивным разделением каналов звуковые образы могут перемещаться рывками, похоже, процессору не всегда хватает нужной информации.
 А вот в многоканальном варианте, при подключении к BD-проигрывателю, эффект просто ошеломляющий. Картина, и правда, трёхмерная, при повороте головы она плавно смещается в сторону, и при этом движение звуковых объектов точно соответствует их визуальному образу на экране. Музыкальные саундтреки тоже звучат интересно — в зависимости от замысла режиссёра оказываешься либо в зале, либо на сцене среди музыкантов. Преобразование сигнала на редкость деликатное, тональный баланс выдержан идеально от самого глубокого баса до металлических дискантов. Прослушивание не утомляет, а это значит, что алгоритм работы DSP продуман грамотно.
 Уверен, что новинку от DSPeaker по достоинству оценят геймеры — при подключении к компьютеру по USB эта коробочка творит чудеса. Она действительно способна перенести вас в самый центр событий, и здесь пространство моделируется великолепно с несколькими планами по любому вектору, с точной фиксацией каждого звукового образа.
Акустический корректор DSPeaker HeaDSPeaker Home
ПОРАДОВАЛО
Возможность работы с любыми наушниками. Великолепное звучание в «чистом» стереорежиме, реально трёхмерная картина при декодировании многоканальных саундтреков. Комфортное звучание в целом.
ОГОРЧИЛО
Наличие двух соединительных кабелей, условное построение окружающего пространства при подаче стереосигнала.
Акустический корректор DSPeaker HeaDSPeaker Home
Производитель: DSPeaker (VLSI Solution), Финляндия
Конструкция: многоканальный звуковой процессор с системой слежения за положением головы слушателя  Декодируемые форматы: Dolby Digital, DTS 7.1 и 5.1, 2.0 PCM (USB), 5.1, 2.0 PCM (S/PDIF) 
Входы: Optical S/PDIF, USB, аналоговый стерео 
Выходы: Optical S/PDIF, Headphones, Sensor