Минувшим летом мы уже разобрались в том, почему от
музыки бывают мурашки. В этой статье расскажем, чего добились ученые, пытающиеся объяснить, почему музыка вызывает у нас эмоции.
Пользователь сайта Quora, музыкант и композитор Ян Эткин (Ian Atkin) объясняет, что музыка задействует те области мозга, которые отвечают за движение, планирование, внимание и память. Это выяснилось в результате исследования, которое провёл Дэниел Абрамс (Daniel Abrams) во время написания докторской диссертации в Школе медицины Стэнфордского университета.
Участники эксперимента, люди без музыкального образования, прослушали четыре симфонии Уильяма Бойса, пока им делали МРТ мозга. В результате этого исследования выяснилось, что музыка влияла на всех его участников практически одинаково.
Нейробиолог Дэниел Левитин написал книгу «This is your brain on music», в которой сделал вывод о том, что музыка отвечает за установление социальных связей и улучшение физической формы. Также он говорит, что музыка — это единственная сила, которая может заставить присоединиться к беснующейся двадцатитысячной толпе, и ничто другое на это не способно.
Исследования также показали, что определённая музыка может помочь с обучением языку. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что существует связь между мелодией и памятью. Музыка доставляет удовольствие и часто ассоциируется с приятными моментами: вечеринками, общением, дружбой и релаксацией. Некоторые исследования проводят параллель между ощущениями от музыки и наркотическим опьянением.
Левитин также объяснил: «Прослушивание музыки изменяет химию мозга. И мы знаем, что люди используют музыку так же, как и наркотики. В конце дня вы приходите домой, включаете музыку, которая вас расслабит и улучшит настроение. То, что одни называют «хэви метал», другие назовут лёгким классическим роком. Но когда есть подходящая музыка, она всегда настроит вас на хороший лад – или на плохой лад, если пожелаете».
Выяснилось также, что прослушивание успокаивающей музыки поднимает уровень серотонина и окситоцина в организме. Вполне вероятно, что активируются и нейрорецепторы, восприимчивые к другим гормонам. Правильная музыка может не только осчастливить, но и, например, привести человека в возбужденное состояние.
Другие пользователи quora высказывают мнение, что музыка может не просто повлиять на наше настроение. Она отражает те эмоции и чувства, которые мы испытывали раньше и которые связаны в нашем восприятии с определенной мелодией. Это музыка из прошлого или музыка, связанная с конкретным событием или человеком.
Без сомнения, большое тут значение имеет память, которая играет определяющую роль в создании и связывании воспоминаний, собирая всё, что касается событий, отношений, прошедших и текущих моментов, всё, что было в прошлом или настоящем, и связывает это с определённой музыкой. Разные исполнители ассоциируются с хорошими или плохими событиями, с грустью или весельем.
Дети уже в раннем возрасте начинают реагировать на песни из ТВ-реклам или на музыкальные заставки к детским программам. С возрастом ничего не меняется. Мы также ассоциируем происходящее с музыкой, каждый по-своему. В научном мире этим вопросом занимается музыкальная психология.
Почему из-за музыки так хорошо
Музыка движет людьми разных культур уже много тысячелетий. Доктор Вэлори Сэлемпур (Valorie Salempoor) и другие нейрофизиологи пытаются с помощью сканирования мозга выяснить, почему музыка, не имеющая с точки зрения эволюции большой «практической» ценности, оказывает на нас такое глубокое влияние.
Ранее исследователи из Стэнфорда сообщили, что при прослушивании классической музыки у разных людей активируются одинаковые области мозга, что, предположительно, значит получение некоторого универсального опыта. Однако, получаемый опыт у всех не одинаков. Группа Сэлимпур выяснила, что когда человек слушает песню впервые, сила некоторых нервных связей может показать, насколько человеку нравится эта музыка. Этот феномен основывается на прошлом опыте, на той музыке, которая нравилась ранее.
Спустя несколько лет исследований Сэлимпур провела сканирование мозга нового типа, во время которого участники исследования слушали музыку, которая вызывает у них мурашки или «холодок по телу». Во время испытания исследователи отслеживали уровень дофамина (нейромедиатор и гормон, отвечающий за мотивацию и вознаграждение) в организмах участников эксперимента. С помощью методики, которая называется позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ), выяснилось, что спустя 15 минут после прослушивания любимой музыки мозг испытуемых был буквально «наполнен» дофамином.
Система выработки дофамина стара с точки зрения эволюции – животные так же восприимчивы к его количеству в организме, как и люди. «Но животные не получают удовольствия от музыки, — говорит Сэлимпур, – значит, тут должно быть что-то ещё».
В новом исследовании учёные использовали функциональную магнитно-резонансную томографию (МРТ), чтобы отслеживать мозговую активность в режиме реального времени. Участникам предложили послушать первые 30 секунд шестидесяти незнакомых песен. Для того, чтобы оценить, насколько песня им понравилась, испытуемым предложили купить полную версию песни за собственные деньги с помощью приложения, чем-то напоминающего iTunes. Программа построена по принципу аукциона со ставками, так что участники могли предложить за песню от 0 до 2 долларов.
Сканированию подвергли область мозга испытуемых, которую называют «центр удовольствия». Оказывается, связь между этой областью и рядом других участков мозга может предсказать, как много денег готов потратить участник эксперимента на ту или иную песню. Область включает миндалевидное тело, участвующее в обработке эмоций, гиппокамп, который отвечает за обучение и память, а также вентромедиальную префронтальную кору, которая участвует в процессе принятия решений.
Так почему же один человек готов заплатить за песню 2 доллара, в то время, как другой пропустит этот же трек? Сэлимпур говорит, что выбор основывается на прошлом музыкальном опыте. «Независимо от того, какие жанры вы любите, восточные, западные, джаз, хэви метал, поп, все они следуют собственным правилам и законам, и все они записаны у вас на подкорке» — говорит она. «Осознаёте ли вы это или нет, но каждый раз, когда вы слушаете музыку, в вашем мозгу активизируются заложенные там шаблоны».
Используя эти шаблоны, «центр удовольствия» действует как компьютер, говорит она. Он предсказывает награду, которую вы получите от прослушивания музыки, основываясь на аналогичных мелодиях, которые вы слышали в прошлом. Таким образом, если музыка нравится больше, чем предсказывал «центр удовольствия», вам становится приятно. Если меньше — то становится скучно и вы разочаровываетесь.
Всё взаимосвязано
Исследователи выяснили, что музыка сильно влияет и на мимику. Например, весёлая музыка делает счастливые лица ещё более довольными, в то время, как грустная добавляет лицам меланхолии. Таким образом, музыкальные эмоции «кросс-модальны», то есть легко передаются от сенсорной системы к другим.
Все эти исследования показывают, что музыка заставляет испытывать конкретные эмоции, но до сих пор непонятно, почему. Почему таких эмоций не вызывает человеческая речь или крики животных? Почему всем так нравится слушать музыку?
Забудьте посыл, который передают тексты грустных песен о любви. Передаче эмоций способствуют не только (и не столько) стихи, но и перепады мелодии и темпа. Но есть ли на самом что-то такое в музыке, что «попадает нам в мозг» и вызывает конкретные эмоции? Или же это просто созвучие музыкальных инструментов, которое позже становится частью нашей культуры?
На YouTube-канале It’s ok to be smart Джо Хэнсон (Joe Hanson) и Майк Рагнетта (Mike Rugnetta) с канала PBS Idea рассказали, что одинаковые типы мелодии вызывают схожие чувства даже через культурные барьеры.
Означает ли это, что мы способны уловить смысл песни, не зная языка? Вряд ли. Однако это чувство общности у разных людей, которым нравится одна и та же мелодия, – явно нечто большее, чем просто социализация. А поскольку среди ученых любителей музыки не меньше, чем среди представителей других профессий, нам стоит ожидать новых интересных исследований на стыке музыкальной теории, физиологии и психологии.