Звукосниматели MM/MC для проигрывателей винила Goldring
GL2400
Goldring — пожалуй, самая старая компания из всех, чьи изделия фигурируют в
нынешнем обзоре. Основана она в Берлине в 1906-м, а первое изделие — фонограф
Juwel Electro Soundbox — под этой маркой появилось через двадцать лет. В
настоящее время брэнд относится к подразделению домашней электроники британского
холдинга Armour Group PLC, крупнейшему дистрибьютору LP-проигрывателей и
звукоснимателей в Европе.
Помимо MC
и MM-картриджей Goldring выпускает головные телефоны, аксессуары и средства
ухода за виниловыми пластинками.
Новая «двухтысячная» серия ММ-звукоснимателей насчитывает пять моделей,
GL2400 занимает в ней второе место после флагманской. Сразу же бросается в глаза
широкий обтекаемый корпус, похожий на кокпит легкого самолета. Он выполнен
методом точного литья из алюминиевого сплава с высокими антирезонансными
свойствами. Этим объясняется довольно большая масса головки — 8,2 г. Повышенное
напряжение на выходе (6,5 мВ при стандартном значении 5 мВ) получено за счет
применения мощных самариево-кобальтовых магнитов. Катушки помещены в экран из
суперпермаллоя, защищающий их от внешних электрических полей, источником которых
может быть, например, двигатель электропривода. О материале кантилевера ничего
не сообщается, но, судя по цвету и характерному блеску, это алюминий. Игла имеет
микропрофиль Vital, но эллипс это или сфера, в описании не говорится. Жаль,
такая информация позволила бы правильно выставить антискейтинг. Игла съемная,
что в наше время можно считать большим плюсом, но новая вставка обойдется около
160 евро.
Головка чрезвычайно мягкая, податливость подвижной системы 20 * 10-6
см/дин. Это исключает применение тяжелых тонармов, и чтобы получить приемлемый
резонанс, даже с MA-505 мне пришлось подбирать шелл с минимальным весом.
Трекабилити — 80/90 микрон, что даже выше, чем у нашего эталона. Звучание
чрезвычайно богатое, с хорошим басом и прекрасным разрешением в середине.
«Fireball» — динамично, с правильными вибрациями, но как-то слишком
интеллигентно, без надрыва. Чарли Бёрд с кастаньетами, маракасами, деревянными
духовыми — просто замечательно. Все инструменты как настоящие, сложный
ритмический рисунок прочитывается легко. Также как и на диске Кассандры Уилсон,
где вся тембральная экзотика как на ладони. Пыль в канавках почти незаметна на
слух, треск изношенных пластинок тоже не выпячивается. Отличия GL2400 от эталона
незначительны: сцена чуть уже и артикуляция в самом нижнем регистре не столь
отчетлива. В частности, Ortofon Valencia рельефно, без малейшего гула,
смазывающего звучание, передает партии контрабаса.
ПОРАДОВАЛО Goldring GL2400
Низкий бас, высокое разрешение в середине, прекрасное чувство ритма.
Предыдущую версию 440-й модели мы тестировали ровно четыре года назад, за это время компания выпустила следующую версию с литерами MLa, и, судя по описанию, в ее конструкцию были внесены принципиальные изменения. Требования к своим звукоснимателям эта японская компания формулирует так: «абсолютная идентичность режущей головке рекордера». Для этого была разработана и запатентована собственная конструкция Vector-Aligned с двумя сверхлегкими магнитами, расположенными друг к другу под углом 90 град. Один из них создает ЭДС в катушке при вертикальном перемещении иглы, а второй — при горизонтальном. За счет этого повышается точность считывания звуковой дорожки и улучшается разделение каналов — у AT440MLa оно достигает 27 дБ. Главное отличие версии MLa в том, что катушки намотаны проводом PCOCC (Pure Copper by Ohno Continuous Casting). Методом непрерывного литья чистой меди получается проводник с очень длинными кристаллами и, соответственно, уникальными звуковыми свойствами, особенно при передаче сигнала с малой амплитудой. Таким же проводом подключены и выходные клеммы головки.
Игла здесь тоже фирменная, Micro-Line, которая, в отличие от традиционного эллипса, достигает дна звуковой канавки, за счет чего извлекает максимум информации со всеми нюансами. Интересно, как при этом она реагирует на пыль, которая всегда забивается в самые труднодоступные места? Оптимальное усилие прижима 1,4 г меня откровенно порадовало — быстрого износа любимых дисков можно не опасаться.
В комплекте пара винтов, щеточка для чистки иглы и короткие проводники с позолоченными наконечниками.
Прямое сравнение AT440 и AT440MLa провести не удалось, но по памяти могу сказать, что последняя версия отличается более тонкой нюансировкой в высокочастотном диапазоне и лучшей пространственной картиной. Звучание достаточно динамичное, но не слишком выразительное, возможно, за счет слегка приподнятой середины. Которая, кстати, великолепна — и вокал, и многочисленные перкуссии на дисках Кассандры Уилсон и Чарли Бёрда буквально завораживают натуральностью и богатством тембров. Хотя запись на Blue Note не кажется аудиофильской, она несколько упрощается и по частотному диапазону, и по глубине сцены. У AT440MLa явно другие пристрастия — Deep Purple подается с таким драйвом, что моментально прощаешь ей все недостатки. С этой головкой хочется переслушать всю коллекцию раннего рока, что я обязательно сделаю по окончании «обязательной программы». Трекабилити заметно ниже среднего значения — 60/70 мкм. При глубоком проникновении иглы пыль в канавках абсолютно не слышна, да и поверхностный треск пластинок особо не акцентируется.
ПОРАДОВАЛО Audio-Technica AT440MLa
Малое усилие прижима, передача нюансов, великолепный драйв на рок-музыке.
ОГОРЧИЛО Audio-Technica AT440MLa
Упрощение звуковой картины, трекинг ниже среднего.
Модели Salsa
и Samba пришли на смену весьма популярным MC 10 Super
и MC 15 Super Mk II соответственно. Параметры этих головок по сравнению с
предшественницами были существенно улучшены, при этом они остались в той же,
бюджетной ценовой категории. «Танцевальную» серию (за исключением модели
начального уровня Tango) создал Пер Виндфельд (Per Windfeld), старейший мастер в
Ortofon, подпись которого стоит на самых дорогих картриджах из линеек MC
Kontrapunkt и MC Rondo. Виндфельд в течение нескольких десятков лет возглавлял в
компании отдел R&D и в настоящее время считается одним из самых опытных
специалистов в области проектирования звукоснимателей.
Как и большинство других производителей, Ortofon применяет цветовой код во
избежание путаницы — Samba
выпускается в желтом корпусе, аSalsa
— в оранжевом. Материал, из которого изготовлены корпуса — прозрачный
полимер на основе полипропилена, запатентованный под названием норил (noryl). Он
был создан химическим подразделением General Electric еще в 1966-м и благодаря
сочетанию высокой прочности с малым удельным весом использовался в качестве
диэлектрика в авиастроении. Кстати, это один из немногих материалов, разрешенных
к использованию в пищевой промышленности — он абсолютно инертен и не
токсичен.
Обе головки MC-типа, имеют кантилевер в виде тонкостенной алюминиевой
трубки. А вот профили игл разные: у «Самбы» она эллиптическая 8 * 18 мкм, а у
«Сальсы» Super Fine Line 5 * 40 мкм. Благодаря различной гибкости подвеса
отличается и рекомендованная прижима сила — 1,5 и 2,2 г соответственно. И
наконец, Salsa имеет более высокое выходное напряжение — 0,38 мВ.
Обе головки звучат похоже — сбалансированно, прозрачно и не резко. Их
отличительной чертой можно также считать легкое смещение музыкального баланса в
область верхней середины, из-за чего вокал, особенно женский, очень выразителен.
«Сальсу» я бы рекомендовал любителям оперной музыки и симфонических
произведений, поскольку она способна нарисовать более детальную картину и
правильно передать ее масштаб. «Самба» звучит чуть проще, но это как раз то, что
требуется для рока, которому интеллигентность и деликатность только вредит.
Головки быстрые, чувствуется, что у них очень легкая подвижная система. Гибкий
подвес позволил добиться почти идеального трекинга — 90/100 микрон у старшей
модели и 80/90 у младшей. Salsa склонна акцентировать треск пластинки, Samba же,
наоборот, всячески пытается его нивелировать. Какую же выбрать? Затрудняюсь
сказать — и та, и другая очень музыкальны.
ПОРАДОВАЛО Ortofon Samba
Отсутствие нерешительности на рок-музыке, простой, честный и энергичный
характер.
ОГОРЧИЛО Ortofon Samba
Пытается перенести темперамент рокера на другие жанры.
Характеристики головки звукоснимателя Ortofon
Samba
Модель Pick it в каталоге Pro-Ject появилась совсем недавно, и подробной информации о ней пока нет даже на сайте производителя. Известно лишь, что это MC-звукосниматель с высоким (2,2 мВ) выходом, но выпускается и его малосигнальная версия (0,5 мВ), без литеры «Н» в названии. При довольно узком профиле головка весит 10,5 г — рекордная масса для нынешнего обзора. Скорее всего, корпус изготовлен из черненого алюминия, а этот металл обладает хорошими демпфирующими свойствами. Судя по характерному блеску, кантилевер тоже алюминиевый. Эллиптическая игла рассчитана на прижимное усилие 2,5 г, что многовато для редких коллекционных пластинок. Головку можно подключать к стандартному ММ-корректору с входным сопротивлением 47 кОм.
Гибкость подвижной системы выше средней (12 * 10-6 см/дин), но это после многочасовой разминки, при первом включении головка кажется очень жесткой. Трекинг не слишком уверенный — потеря контакта с дорожкой происходит уже при амплитуде записи 60 микрон.
Звучит Pick it MC-1H на удивление интересно. Благодаря высокому тембральному разрешению в среднем диапазоне слушать музыку одно удовольствие. Акустическая гитара Чарли Бёрда и масса деревянных инструментов, причудливо переплетающиеся ритмические рисунки, — все это передается с поистине студийной точностью. Звучание слитное и очень комфортное, хотя на новодельных дисках зачастую подчеркиваются сибилянты. Аудиофильские записи воспроизводятся вполне адекватно, с широким частотным и динамическим диапазоном. Рок-музыка подается немного сдержанно, но тембральная точность выручает и здесь — диск хочется слушать до конца, ведь на каждом треке замечаешь какие-то новые нюансы. Сцена не трехмерная в полном смысле этого слова, но несколько планов в глубину уверенно различаются. По сравнению с Pick it MC-1H эталонная головка воспроизводит более глубокий бас, лучше передает объем и выявляет больше нюансов в верхнем диапазоне.
Звукосниматели MM/MC для проигрывателей винила Nagaoka,Pro-Ject,Ortofon ...
Звукосниматели MM/MC для проигрывателей винила Nagaoka MP-150/MP-150H, MP-200/MP200H
Для японской компании Nagaoka, основанной в 1940 году, выпуск аудиофильской продукции — лишь одно из направлений деятельности. В основном она специализируется на обработке алмазов и сверхтвердых материалов, а также изготовлении прецизионного инструмента для их резки и шлифовки. Это относительно небольшое предприятие выпускает также магниты для самых разных применений, в т.ч. и высокотехнологичные на основе сплавов самария-кобальта и неодима. Если вспомнить, что бизнес компании начался с изготовления рубиновых и сапфировых подшипников для часовой промышленности, то появление в ее ассортименте звукоснимателей и сменных игл для них кажется вполне закономерным. Из полезных для нашего брата аксессуаров отмечу липкие валики для удаления пыли с пластинок и внутренние антистатические конверты.
Что касается картриджей, то в каталоге Nagaoka их девять, причем продаются они как вместе с шеллом, так и отдельно. Для теста был выбран первый вариант исключительно из соображений удобства и экономии времени, а вот при покупке стоит подумать, есть ли смысл платить почти $100 за шелл, даже такой легкий и изящный. Упаковка выше всяких похвал — в красивой коробочке вертикально установлен прозрачный стакан, а внутри него закреплен сам картридж.
Все звукосниматели Nagaoka, даже самые дорогие — MM, с подвижным магнитом. Модель MP-150 в линейке средняя, выпускается в корпусе зеленого цвета. К шеллу она крепится через толстую платформу, изготовленную из углеволокна, она увеличивает массу (т.е. уводит собственный резонанс из звукового диапазона частот) и эффективно гасит вибрации. Алмазная игла имеет профиль SuperFine с радиусом 15 микрон, ее грани отполированы до зеркального блеска — вот где пригодился наработанный почти за 70 лет опыт. Кантилевер конической формы изготовлен из твердого алюминиевого сплава, он приводит в движение легкий, но мощный самариево-кобальтовый магнит. Благодаря применению современных материалов и продуманной конструкции подвижной системы удалось получить высокое напряжение на выходе (4,5 мВ при колебательной скорости 5 см/с) и тем самым улучшить отношение сигнал/шум при воспроизведении. Корпус имеет внутренний экран, защищающий катушки от помех извне. Изношенную иглу легко заменить, но новая вставка JN-P150 обойдется почти в 3/4 цены головки.
Подвижная система MP-150 довольно жесткая, ее податливость всего 6 * 10-6, поэтому оптимального резонанса проще достичь с тяжелыми тонармами. Мне пришлось установить дополнительный 2-граммовый груз на шелл, компенсировав его противовесом.
Следующая в иерархии модель, MP-200, от описанной выше отличается цветом корпуса (приятного лилового оттенка), расширенным до 23000 Гц диапазоном частот, лучшим разделением каналов и более гибкой подвижной системой (податливость 7,2 * 10-6). Последнее обстоятельство, впрочем, не исключает необходимости применения тяжёлых тонармов. Кантилевер изготовлен из бора — сверхпрочного аморфного элемента, не имеющего собственной частоты резонанса. Прижимная сила в пределах 1,5 — 2 г сулит довольно гуманное обращение с пластинками. Сменная вставка — JN-P200.
Итак, начинаем с младшей MP-150. Должен заметить, что для такой цены звучание можно считать просто выдающимся. Головка держит дорожку лучше эталона (трекабилити 80/90 микрон) и отличается почти идеальным тональным балансом. У нее вполне удовлетворительный бас, может, чуть гулковатый (следствие высокой жесткости подвеса?), но достаточно разборчивый. Середина очень интересная — ровная, но отнюдь не скучная. Деревянные духовые и перкуссии совсем как живые, скрипки тоже — с характерной шероховатостью, или, как иногда говорят, с канифолью. В верхнем диапазоне чувствуется легкая вуаль, а тарелки в финале «The Mule» Deep Purple, записанные с легкой перемодуляцией ленты, кажутся более жесткими, чем обычно. Зато энергетика прекрасная, щипок струны передается буквально как ударная волна.
У MP-200 такой же характер — ровный, с правильной расстановкой смысловых акцентов. Но она высвечивает больше музыкальных нюансов, что особенно заметно на записи с широким частотным и динамическим диапазоном. Например, диск Кассандры Уилсон звучит несколько богаче и по тембрам, и по микродинамике. Вуаль почти исчезла, верх стал прозрачнее. Драйв такой же мощный, как у MP-150, и по динамическим контрастам «двухсотая» может потягаться с гораздо более дорогими MC-головками. Хотя от нашего эталона отличается меньшей информативностью на краях диапазона и отсутствием самого нижнего баса. Как ни странно, но трекинг у нее чуть хуже — 70/80 микрон, возможно, ей нужна более серьезная разминка. Учтите, что обе головки склонны подчеркивать сибилянты, и это особенно проявляется при неточно выставленном усилии прижима.
ПОРАДОВАЛО Nagaoka MP-150/MP-150H
Живая и натуральная середина, мощная энергетика.
ОГОРЧИЛО Nagaoka MP-150/MP-150H
Жесткость на ВЧ при высоких уровнях, легкая вуаль.
Описание Картридж ММ: Nagaoka MP 150
MM - тип
Выходное напряжение, мВ: 4,5
Частотный диапазон, Гц: 20-20 000
Разделение каналов, дБ (1 кГц): 24
Материал кантилевера: специальный алюминиевый сплав
Оснащенность
RDD-1580 вполне адекватна: два коаксиальных и два оптических входа,
асинхронный USB-порт типа B – все они принимают файлы высокого разрешения вплоть
до 24 бит/192 кГц с сетевого плеера, CD-проигрывателя или ноутбука.
Компания Rotel известна как производитель высококлассных бюджетных
интегрированных усилителей. Время от времени она выпускала ЦАП, но в основном
для локальных рынков. RDD-1580 – первая модель ЦАП, предложенная Rotel для
продажи по всему миру. Это налагает на нее особую ответственность.
Оснащенность RDD-1580 вполне адекватна: два коаксиальных и два оптических
входа, асинхронный USB-порт типа B – все они принимают файлы высокого разрешения
вплоть до 24 бит/192 кГц с сетевого плеера, CD-проигрывателя или ноутбука. Еще
один USB-порт на передней панели служит сразу нескольким целям: можно
воспроизводить песни с USB-флэшки (в форматах до 24/48) и с любого смартфона
Apple, а также подключить комплектный Bluetooth-модуль для беспроводной
трансляции.
Кроме того, фронтальный USB-порт также заряжает устройства Apple. ЦАП
оснащен аналоговыми выходами двух типов: линейными RCA и балансными XLR.
Поддержка Bluetooth повышает универсальность RDD-1580; соответствующий адаптер
по размеру меньше средней флэшки и почти незаметен при подключении. Связь
устанавливается быстро, при воспроизведении музыки с iPhone 5s нет прерываний и
заиканий.
Строгая красота Rotel RDD-1580
Низкопрофильный металлический корпус ЦАП в черной или серебристой отделке
габаритами и формой напоминает интегрированные усилители Rotel. Он недостаточно
компактен, чтобы ему нашлось место на рабочем столе, и не оснащен ни выходом на
наушники, ни регулятором громкости. Строгая передняя панель украшена синими
светодиодами, обозначающими источник и частоту дискретизации. При переключении с
одной на другую слышен щелчок; это порой раздражает. Для каждого входа на
передней панели имеется собственная кнопка; при приеме по Bluetooth нужно нажать
на кнопку USB. Пульт ДУ огорчает недостаточной продуманностью дизайна, но
работать с ним довольно удобно.
Песня 15 Step группы Radiohead, поданная с референсного сетевого плеера
Naim на коаксиальный вход Rotel, звучит чисто и четко, ей свойственны весомость
и тональная сбалансированность. Голос Ника Кейва в We No Who U R очень
выразителен; эхо отчетливо слышно. ВЧ не самые приятные, зато НЧ восхищают
глубиной и энергичностью.
Детальность, весомость и динамика Rotel
RDD-1580
В композиции Breezeblocks группы Alt-J Rotel не удается в полной мере
передать изменения темпоритма. Детальность и сбалансированность по-прежнему на
высоте, однако звук в целом получается менее музыкальным, чем у обладателя Award
– Audiolab M-DAC за $1100, которому лучше даются резкие изменения ритмов,
повышающие энергичность звучания.
При подключении ноутбука к USB- порту все совсем иначе; присущие
коаксиальному входу детальность, весомость и динамичность звучания значительно
снижаются. Басовая линия в композиции Трента Резнора On We March подана слишком
вяло, ВЧ чрезмерно зажаты; мы попробовали еще пару песен с iTunes, но результаты
лучше не стали.
Звучание с оптического входа Rotel – среднее по качеству между коаксиальным
и USB. Зато подключение iPhone к фронтальному USB-порту нас приятно удивило.
Альбом Ронни Джеймса Дио The Last In Line насыщен энергией, и даже с ожидаемым
ухудшением звука при передаче по Bluetooth он проигрывается бодро и мощно.
Нам нравятся чистота и сбалансированность звучания RDD-1580, а также его
цифровые функции, но низкое качество USB-порта типа B огорчает. У равноценного
Audiolab M-DAC – более энергичное и захватывающее исполнение.
В деталях
1. Балансные XLR. Помимо RCA-разъемов имеется пара балансных XLR-выходов; с
ними надежнее крепление и ниже шум.2. Коаксиальные входы. Входы этого типа
обеспечивают самое детальное, динамичное и слаженное звучание.3. USB-порт. Мы
разочарованы качеством проигрывания музыки с ноутбука через этот вход; лучше
пользоваться оптическим.4. Качество конструкции. RDD-1580 впечатляет солидностью; металлический
корпус выглядит крепким, а дизайн – простой и строгий.
ОЦЕНКА Rotel RDD-1580
ЗА Rotel RDD-1580
Чистый и точный звук; тональный баланс; оснащенность; конструкция и
качество изготовления
ПРОТИВ Rotel RDD-1580
Не впечатляет исполнение по USB; не самые эффектные ВЧ; недостаток
энергичности
Проигрыватель Rotel RCD-12 и стереоусилитель Rotel RA-12
Перед производителями недорогих стереокомпонентов стоит сложная задача: привлечь массовую аудиторию, освежив Hi-Fi современными технологиями, но сохранив при этом главное - качество звучания/
В самом деле, даже разработчикам High End не всегда удается решить эту задачу (Devialet D-Premier за $17 730 - одно из немногих исключений), а попробуйте это сделать, уложившись в сумму в десять раз меньше. И вот Rotel выпускает новую серию Hi-Fi-компонентов. Традиционно двигаясь кратно трем, индекс совпадает с годом выхода - 2012, как бы обозначая, что перед нами не только самая старшая, но и самая современная бюджетная линейка. Разумеется, в ней припасены такие актуальные продукты, как сетевой проигрыватель с интернет-радио, но чем компания собирается нас удивить, если речь идет о классической паре CD-проигрыватель/интегрированный усилитель?
Понимая, что CD переживает закат карьеры, и некоторых покупателей проигрыватель вообще не заинтересует, Rotel решила сосредоточиться на усилителе. В него добавлен ЦАП с четырьмя цифровыми входами (двумя оптическими и двумя коаксиальными), позволяющий вывести сигнал с ПК, медиапроигрывателей, игровых приставок и пр. Кроме того, на передней панели установлен многофункциональный порт USB, с помощью которого RA-12 может проигрывать файлы с портативных носителей и МРЗ-плееров, воспроизводить музыку с устройств Apple (одновременно подзаряжая их). Наконец, с помощью прилагаемого Bluetooth-адаптера усилитель способен принимать звуковые сигналы с планшетов или смартфонов.
Современно, но ничего революционного - скажете вы, и будете правы. Но важно, насколько хорошо это работает. Весьма неплохо - отвечаем мы. Но обо всем по порядку. Прежде всего надо отметить, что встроенный в усилитель ЦАП основан на тех же чипах Wolfson WM8740, которые используются в CD-проигрывателе RCD-12. Более того, звучание комплекта при цифровом подключении проигрывателя к усилителю показалось нам даже более интересным, чем при аналоговом, особенно если речь идет о современной музыке. В композициях Тори Амос хорошо заметно, что цифровой путь обеспечивает более четкие и проработанные края диапазона и, что более важно, открытый, выразительный вокал. Едкие нотки в голосе певицы порой чрезмерно подчеркнуты, но в целом воспроизведение более захватывающее. Острое, драматичное, но при этом очень достоверное прочтение фонограммы сохраняется и в более сложных композициях - редкий бюджетный комплект доставит вам столько эмоций при прослушивании Четвертой симфонии Чайковского. Аналоговая начинка усилителя превосходна - если к RCA-разъемам RA-12 подключить источник класса High End, усилитель начинает играть так, как принято у аппаратуры в несколько раз дороже.
Но вернемся к современным «фишкам» усилителя. Впечатления разные. За качество звука мы поставили бы пять, за удобство и функциональность - троечку. Благодаря отличному ЦАП звучание несжатых файлов 16/44,1 с флэшек не хуже, чем с дисков, да и умеренно сжатые композиции Sparks с битрейтом 192 кбит/с сохраняют все достоинства оригинала. Правда, файлы с разрешением выше 16/48 не воспроизводятся, а еще более досадно, что не поддерживается FLAC, ведь МР3 и WMA - не совсем то, что нужно в Hi-Fi-системе. И чтобы закончить список пожеланий, зададим создателям вопрос: а где дополнительный порт USB типа В для использования встроенного ЦАП в роли звуковой карты для ПК?
Прибавим к этому отсутствие навигации по папкам (хотя дисплей, в принципе, это позволяет) - треки просто проигрываются «по кругу». Управлять воспроизведением с iPod можно только с самого плеера, пульт ДУ усилителя выполняет только базовые команды. Ситуация с Bluetooth проще, поскольку устройство находится в ваших руках, но тут качество ограничено кодеком A2DP, который, конечно, более распространен, чем aptX, но сильно уступает ему в звуковом плане. А еще нас огорчили пульты ДУ: неудобные мягкие клавиши, требующие сильного нажатия, порой даже «залипают»; самые необходимые кнопки, вроде управления громкостью, оказались очень маленькими и расположенными в самом неожиданном месте.
В итоге картина интересная. Сперва система Rotel ловит вас на современные «фишки», но затем постепенно подталкивает к тому, чтобы отказаться от них в пользу классического способа прослушивания, используя в качестве носителя CD. И хотя в качестве поощрения предлагается исключительно высокое качество звучания, такой метод обращения в Hi-Fi-веру понравится не всем.
Предусилитель Rotel
RC-1550 /Стереоусилитель мощности Rotel RB-1552
Нам очень понравился этот комплект Rotel: он полностью отвечает идее High
Fidelity - максимально правдивое воспроизведение музыки - и доказывает, что для
того чтобы получить такой звук у себя дома, не обязательно обладать счетом в
швейцарском банке.
За
Правдивое, проработанное, слаженное и энергичное исполнение
Против
Без замены сетевых кабелей не столь впечатляют
Вердикт
Давно мы не слышали такого правдивого звучания от недорогого
комплекта
Хотя разделение усилителя на два блока довольно часто практикуется в
дорогой аудиоаппаратуре, но, столкнувшись с таким подходом в бюджетной, скептики
скажут: «Лучше один хороший усилитель, чем два плохоньких». Впрочем, это не
смущает фирму Rotel, которая всю свою историю занимается созданием техники с
реальными ценами.
Серия 15 вся состоит из раздельных компонентов, а тестируемая пара является
самой младшей в линейке и, возможно, самой доступной на сегодня точкой входа в
царство двухблочных усилителей. Разделение на два корпуса позволило свободно
разместить всю начинку и использовать в RB-1552
внушительный трансформатор питания, а также четыре пары клемм для
двухкабельного подключения. Предусилитель может похвастаться всеми необходимыми
регулировками, включая независимый выбор сигнала для записи - вы можете слушать
CD-проигрыватель, одновременно делая запись с тюнера. Для своей цены аппараты
сделаны довольно добротно, такие мелочи, как дополнительная опора под центр
шасси, фиксация крупных деталей для устранения резонансов, использование хороших
комплектующих, говорят о грамотном отношении разработчиков. Единственное, на что
вам придется дополнительно раскошелиться - пара качественных сетевых кабелей.
Обычно мы советуем уделять особое внимание вопросам питания владельцев
High-End-аппаратуры, однако в последнее время убеждаемся, что и бюджетная
значительно выигрывает от использования сетевых аксессуаров. Так произошло и с
Rotel -с качественными сетевыми кабелями существенно улучшилась динамика, исчез
неприятный акцент на ВЧ, исполнение стало удивительно ровным и слаженным.
Разработчики недорогой аппаратуры часто слегка тонируют ее звучание,
поскольку нейтральный характер быстро выявляет его недостаточную гладкость и
увлекательность. Rotel не пошла по этому пути, добившись правдивого и
музыкального воспроизведения, которое подкупает слушателя своей искренностью и
безыскусностью. Вокал Кассандры Вильсон отлично сфокусирован, по-живому честен и
открыт, не приукрашен, не форсирован и не задавлен. В правдивом подходе Rotel
есть даже нечто устрашающее: боязно остаться наедине со всем многообразием и
трагизмом чувств, вызываемых «Реквиемом» Моцарта, - так стремительно, страстно и
безжалостно откровенно играют усилители эту грандиозную музыку.
По звуковому масштабу, глубине и свободе Rotel превосходит свою ценовую
категорию -ему ничего не стоит развернуть перед вами всю психоделическую
фантазию King Krimson в Power to Believe, держа вас в напряжении безупречным
ритмом ударных и стремительностью гитарных риффов. Но если вы просто хотите
получить удовольствие от приятной музыки Dire Straits, этот комплект
переключится на спокойную и позитивную волну.
Нам очень понравился этот комплект Rotel: он полностью отвечает идее High
Fidelity - максимально правдивое воспроизведение музыки - и доказывает, что для
того чтобы получить такой звук у себя дома, не обязательно обладать счетом в
швейцарском банке. Главное, чтобы и остальные компоненты вашей системы были
столь же честны и прямодушны.
Двухблочный усилитель
Идея разделить усилитель на две и даже более частей первоначально возникла
не от хорошей жизни - в эпоху ламповой аппаратуры было сложно уместить
крупногабаритную и тяжелую начинку в одном ящике. Транзисторы позволяли
создавать компактную аппаратуру, поэтому первые появившиеся многоблочные
транзисторные усилители были скорее данью традиции, сложившейся в ламповую эру.
Осознание того, что это решение может дать более качественное звучание, родилось
позже, в 80-х годах, когда появление низкочувствительной акустики спровоцировало
рост мощности усилителей и, как следствие, более высокие требования к
организации цепей питания. Разнесение каскадов предварительного и оконечного
усиления в два отдельных аппарата позволяет им работать в максимально стабильных
условиях и защищает слабосигнальные цепи от проникновения помех со стороны
сильноточных контуров. Обратной стороной этого подхода является удорожание
конструкции, необходимость применения дополнительных кабелей, кроме того,
проектировщик должен обеспечить хорошее согласование аппаратов не только друг с
другом, но и с остальной аппаратурой на рынке. Поэтому, а также в силу
эргономических причин, двухблочный дизайн в основном используется в
High-End.
Если на свете существует усилитель, способный любого своего владельца
заставить раскошелиться на проигрыватель винила - это именно Rotel
RA-10. Удостоенный Award «Продукт года 2012» в категории лучших бюджетных
интегрированных усилителей, он особенно восхитил нас богатым, проработанным и
захватывающим звучанием виниловых пластинок.
Сердце этого усилителя навсегда отдано аналоговой музыке; Rotel полагает,
что она должна звучать, прежде всего, богато и выразительно.
Если на свете существует усилитель, способный любого своего владельца
заставить раскошелиться на проигрыватель винила - это именно Rotel RA-10.
Удостоенный Award «Продукт года 2012» в категории лучших бюджетных
интегрированных усилителей, он особенно восхитил нас богатым, проработанным и
захватывающим звучанием виниловых пластинок.
По сравнению с прогрессивными моделями Marantz и NAD усилитель Rotel
кажется старомодным; все подключения на задней панели - чисто аналоговые: четыре
линейных входа, вход на ММ-фонокорректор, сквозной канал для записи и выход с
предусилителя, позволяющий добавить к системе дополнительный усилитель мощности.
CD-плеер, кассетный магнитофон, проигрыватель винила - вот естественные партнеры
для RA-10.
Но хотя на корпусе усилителя нет ни одного цифрового входа, это не значит,
что он не способен воспроизводить цифровые файлы. Он не поддерживает потоковые
сервисы и воспроизведение файлов с ноутбука, но если у вашего сетевого плеера
есть аналоговый выход, его можно подключить к RA-10.
Вход для мобильных устройств
Музыку со смартфонов можно воспроизводить посредством проводного
подключения: на передней панели имеются два 3,5-миллиметровых разъема - один для
наушников, другой с пометкой «media player». Ко второму подключается смартфон,
планшет или МРЗ-плеер -и Rotel отлично управляется с песнями, добытыми
ими.
Таким образом, RA-10 не настолько закрытая система, как кажется поначалу.
Тем не менее главные его достоинства лежат в аналоговой сфере. И самое
грандиозное из них - великолепный фонокорректор.
Классическое сочетание
Первый тест RA-10 проходил с проигрывателем Rega, и сейчас мы вернулись к
этому же сочетанию, выбрав замечательный Rega RP3/Elys 2. Уже первые звуки
альбома Тома Уэйтса Closing Time напомнили нам, как здорово они звучат в
паре.
Пока Уэйте бредет по Virginia Avenue, осипшим голосом описывая
происходящее, звуки рояля подаются энергично и деликатно, а саксофон
демонстрирует тонкую проработку динамики у Rotel. Удары по струнам гитары могли
бы быть чуточку более упругими, а границы нот - более четкими, зато глубина и
атмосферность звука превосходны.
Нам нравятся подход Rotel к воспроизведению вокала, а также его детальный и
мелодичный средний диапазон. Самые тонкие нюансы и оттенки эмоций Уэйтса в песне
Martha отчетливо слышны; голос до боли задушевен, рояль играет горько и
проникновенно.
RA-10 требует особого внимания при подборе АС. Ему не по силам наши
рефе-ренсные колонки АТС, а с дерзкими DALI Zensor 3 он не нашел общего языка.
Однако поразительно утонченные и сбалансированные Acoustic Energy 301 пришлись
Rotel по душе, дав ему возможность заполнить всю комнату убедительным, детальным
и динамичным звучанием.
Заводная поп-песенка Кимбры Settle Down восхищает решительностью
воспроизведения точно просчитанных изменений ритма. Ударные выступают резко и
полнокровно, веселый голос певицы без труда берет самые высокие ноты.
Проблемы на вершине
Впрочем, четким хлопкам в ладоши и энергичным ритмам недостает точности и
контроля. В свете достижений нового Marantz РМ6005 позиции Rotel на вершине
класса бюджетных усилителей начинают ослабевать.
Год назад именно РМ6004 упрекали в излишней сглаженности, тогда как Rotel
RA-10 мог похвастаться самым проработанным и ритмически точным звучанием. Однако
РМ6005 поворачивает ситуацию в противоположную сторону; его дотошность и
безупречная ритмичность позволяют создавать более слитный и захватывающий
звук.
Трудно не согласиться с тем, что Rotel уже принадлежит прошлому. Если в
более высокой категории усилители с ограниченным набором функций встречаются
нередко, то в сегменте до $1000 все больше моделей нацелены на универсальность.
Компания Rotel могла чувствовать себя в безопасности, пока качество звучания
конкурентов отставало от оснащенности, но теперь все меняется. Сегодня
отсутствие ЦАП, Bluetooth и пульта ДУ становится неприемлемым для потенциальных
покупателей. У Marantz РМ6005 все это есть; он оснащен теми же аналоговыми
подключениями, что и RA-10, и звучит лучше. Функциональность RA-10 можно
повысить при помощи дополнительных устройств, но это поднимет цену.
Rotel RA-10 нам по-прежнему очень нравится, он отлично подходит для
проигрывателей виниловых дисков и CD-плееров; но стоит вам услышать Marantz
РМ6005 - и вы немедленно захотите именно его. Даже талант Rotel в области
воспроизведения вокала и его энергичность не позволяют нам дать ему высший балл
в сравнении с таким конкурентом.
Аналоговый мир
Если вам нужен простой аналоговый усилитель и вы предпочитаете богатство
мелодий точности воспроизведения, Rotel RA-10 вам понравится. Но тем, кто ищет
лучшее соотношение цены и качества (а также пульт ДУ), лучше вернуться на пару
страниц назад.
За спиной
1. Фонокорректор. Если бы нам пришлось довольствоваться только одним входом
RA-10, мы бы выбрали фонокорректор: он максимально полно отражает все
достоинства звучания Rotel.2. Выход предусилителя. Среди аналоговых разъемов имеется выход
предусилителя, что позволяет подсоединить к Rotel усилитель мощности или
организовать двухусилительное подключение.3. Два комплекта АС. Как и к Marantz, к Rotel
можно подсоединить две пары АС; селектор на передней панели позволяет
переключаться между первой и второй или отключить обе.
Комплект Rotel: CD проигрыватель RCD-1570 и стереоусилитель
RA-1570
Молодые звуколюбы, для которых музыка — это файлы на мобильнике, Bluetooth
и AirPlay, посмеиваются над компактами (если вообще знают, что это такое).
Аудиофил со стажем, чья фонотека складывалась еще в прошлом тысячелетии,
по-прежнему ценит серебристые диски на вес золота. Ему мы и адресуем тест
новейших изделий фирмы Rotel.
Празднично-деловой костюм — фирменная одежда компонентов Rotel. На фасадах
из тертого алюминия нет ни одной лишней детали, каждая кнопка расположена так,
чтобы исключить ее ошибочное нажатие.
Четыре года назад японская фирма
Rotel, семейное предприятие с почти полувековым опытом производства
Hi-Fi-техники, представила на суд взыскательных потребителей линейку «15»
двухканальной аппаратуры бизнес-класса. Это был настоящий праздник для тех, кому
не хотелось участвовать в гонке многоканальных вооружений. Высокий интерес к
аппаратам сохранялся неизменно, поэтому не откликнуться на появление новобранцев
в 15-м полку Rotel мы просто не могли.
Аппараты сконструированы на основе концепции сбалансированного дизайна
(Balanced Design Concept) — комплексного подхода, сочетающего принципы физики и
электроники с инженерным искусством. Здесь уместно напомнить читателю о том, что
фирма имеет два центра исследований и разработок — в Японии и Великобритании,
западные конструкторы постоянно обмениваются идеями с дальневосточными
коллегами.
Если судить по фасаду, CD-проигрыватель ничем не отличается от своего
предшественника RCD-1520: центральное место на передней панели по-прежнему
занимают двустрочный флуоресцентный дисплей и загрузочная щель транспортного
механизма. Разработчики утверждают, что такой транспорт обладает повышенной
надежностью и виброизоляцией, а от этого напрямую зависит точность считывания
данных.
Для управления обоими компонентами целесообразно пользоваться системным
пультом ДУ прилагаемым к усилителю (слева): он имеет более рациональную
раскладку, чем ПДУ проигрывателя.
Единственное внешнее отличие нового проигрывателя связано с появлением на
тыловой панели балансного выхода аналогового аудиосигнала. Основные
усовершенствования коснулись схемотехники. Помимо балансных усилителей, аппарат
оснащен новейшей микросхемой цифро-аналогового преобразователя Wolfson WM8740 с
цифровым фильтром. Первоначально разработанный для источников высокого
разрешения, он способен обрабатывать сигналы до 24 бит с частотой дискретизации
от 8 до 196 кГц. Иными словами, поток данных с компакта перед подачей на ЦАП
проходит специальную подготовку, что обеспечивает преобразователь
высококачественной информацией без джиттера. Существует несколько типов цифровой
фильтрации (адаптивная, линейно-импульсно-составная, т.н. boxcar-фильтр, и др.),
но какая именно применяется в RCD-1570,
разработчики умалчивают, да большинство потребителей это и не интересует. Важно,
чтобы информация декодировалась без ошибок и потенциал CD-записей был раскрыт на
100%. Здесь одним фильтром не обойдешься. Традиционно фирма уделяет большое
внимание источнику питания. Его основой является мощный тороидальный
трансформатор с раздельными обмотками для цифровых, аналоговых и управляющих
цепей. В схеме установлены точные стабилизаторы напряжения и выпрямители на
быстродействующих диодах, а также фильтрующие конденсаторы с очень низким
активным сопротивлением (ESR capacitors), способные отдавать в нагрузку большой
ток (для балансных усилителей это особенно важно). Каждая комплектующая была
тщательно отобрана после многих часов прослушивания.
Проигрыватель наделен как несимметричным, так и балансным выходом;
усилитель имеет соответствующий вход, а также порт USB В, позволяющий принимать
потоковые данные по локальной сети.
По тем же канонам создана схема полного усилителя. Собранная на дискретных
компонентах аудиофильского качества, она запитывается от тороидального
трансформатора через накопительные конденсаторы T-Network, которые обеспечивают
значительные мгновенные токи. Выходные каскады работают в классе АВ, т.е. с
высоким КПД. Усилитель рассчитан на воспроизведение не только аналогового
сигнала (как линейного, так и с вертушки винила посредством фонокорректора для
МС/ММ-картриджа), но и файлов MP3, WAV и WMA. Аппарат оснащен бортовым ЦАПом на
той же микросхеме, что и проигрыватель, а сзади имеется по паре коаксиальных и
оптических входов цифрового аудио плюс гнездо USB В для компьютера или
NAS-сервера. Усилитель может управлять включением/выключением двух устройств по
релейным сигналам 12 В и работать в составе единого комплекса родных компонентов
при посредстве шины управления Rotel Link. На фасад вынесен порт USB А,
совместимый с разнообразными накопителями вплоть до iPod/iPhone/iPad и
допускающий подсоединение Bluetooth-адаптера. Внешне новый усилитель выглядит
гораздо современнее предыдущей модели RA-1520: поворотные переключатели уступили
место кнопкам прямого доступа, появился флуоресцентный дисплей, под которым
сформирована основная зона управления.
При подключении к компьютеру RA-1570 способен принимать файлы 24/96, а
после установки на PC специального драйвера начнут воспроизводиться записи с
частотой дискретизации 192 кГц. Короче говоря, если проигрыватель уместно счесть
модификацией предшественника, то усилитель — кардинально переработанная модель.
Фирма не пожалела усилий, чтобы привести аппараты к одному цифровому
знаменателю, но достаточно ли этого, чтобы между ними завязалась крепкая
электронная дружба?
Звучание пары хотелось бы назвать отточенным. Формулировка довольно
расплывчатая, однако именно это слово как нельзя лучше передает ощущения наших
экспертов. После многих часов, проведенных с 1570 компонентами, мы убедились —
или разработчики действительно прослушивали каждый резистор в схеме, или у них
феноменальное чутье на оптимальные конструктивные решения. Аудиосцена создавала
явственное ощущение глубины, образы были четко сфокусированы. Микродинамика при
воспроизведении CD оказалась настолько богатой, что те же треки, записанные в
форматах высокого разрешения, выигрывали от наличия дополнительной информации
совсем незначительно. С другой стороны, выявляя подробности, проигрыватель не
забывал о цельности и слаженности звуковой картины, а усилитель искусно подводил
под нее фундамент мощного и прекрасно управляемого баса практически независимо
от того, с какими АС он работал — компактными полочными или мощными напольными.
Настоящие друзья познаются в радости.
КОММЕНТАРИЙ
Характеристики проигрывателя — замечательные. Легкий завал на низких
частотах способствует улучшению управляемости баса. Нелинейные искажения
ничтожны во всем диапазоне (максимальная величина больше опорной на 1 кГц всего
в 2,5 раза), дисбаланс каналов — мизерный, Фаза входного сигнала не
инвертируется, в спектре выходного складки паразитных наводок не поднимаются
выше -90 дБ, Усилитель тоже работает отлично. Придраться можно разве что к
значительной асимметрии регуляторов тембра, но кто пользуется ими в наши дни?
Неравномерность АЧХ в области 20 - 20 000 Гц меньше 1 дБ, и даже на 95 кГц
падение амплитуды не доходит до 2 дБ, так что потенциал записей высокого
разрешения усилитель раскрывает полностью. Уровень разделения каналов очень
высокий, измеренная мощность превосходит заявленную примерно на 10%, так что в
стереорежиме обеспечивается порядка 100 Вт/кан.
Обзор новых кинотеатральных компонентов OPTOMA NuForce
Кинотеатр в духе OPTOMA NuForce
Кинотеатр в духе NuForceПохоже, проходят времена крупногабаритных кинотеатральных «ящиков». На смену им приходит новое поколение изящных, компактных и да — более эффективных AV-компонентов. Причины очевидны, а хорошим примером этого процесса является линейка калифорнийской компании NuForce: AV-процессор AVP-18, предусилитель MCP-18 и два многоканальных оконечника MCA-18 и MCA-20 — поговорим о них подробнее.
Четкая рубленая геометрия лаконичного дизайна всего комплекта тяготеет к милитари-стилю, который был позаимствован у легендарного «стелс» F-117. Модель MCA-18 представляет собой младший 8-канальный усилитель мощности, получивший слим-корпус высотой чуть более 8 см. На лицевой панели присутствует только кнопка включения питания/standby и светодиод синего цвета.
Многоканальный усилитель OPTOMA NuForce MCA-18
Этот компактный аппарат способен развить мощность в 110 Вт на канал (4 Ом) и 55 Вт (8 Ом). Конструкция модели наследует технологию, которая применялась в топовых моноблоках NuForce серии V3, работающих в классе D. Разработчики также внимательно отнеслись к выбору комплектующих элементов. В итоге удалось достичь точного, хорошо сбалансированного и динамичного звучания с напористым басом, кристальными высокими и ровным СЧ-диапазоном, близким к, не побоимся эпитета, ламповому звучанию.
Регулировка напряжения в усилителе происходит посредством широтно-импульсной модуляции (ШИМ). В патентованной топологии схем NuForce задействована отрицательная обратная связь. Впечатляет широкий частотный диапазон, находящийся в пределах от 10 Гц до 50 кГц, этого с лихвой хватит и для HD-кинодорожек, и для стерео высокого разрешения. На тыльной панели MCA-18 можно обнаружить 7.1-канальный аналоговый вход RCA и 8 пар винтовых клемм для акустических систем. 12-вольтный триггерный вход позволяет активировать аппарат дистанционно.
Более крупный многоканальный оконечник MCA-20 обладает серьезным потенциалом. Аппарат выдает внушительные 278 Вт на каждый из восьми каналов при нагрузке в 4 Ом и 150 Вт при 8 Ом. Коэффициент усиления равен 26,5 дБ, что на 3,5 дБ выше, чему у его младшего собрата MCA-18, а чувствительность составляет 91 дБ против 89 дБ у младшей модели.
Компания определяет MCA-20 как усилитель категории High End на базе решений серии моноблоков V3. Блок питания отделен от выходных каскадов, причем сами они смонтированы отдельно (по два канала на одной печатной плате). Блок 7.1-канального входа (RCA) тоже получил отдельную печатную плату. Для подключения колонок имеются 16 винтовых разъемов. Разумеется, присутствует триггерный вход.
Под «капотом» многоканального оконечного усилителя OPTOMA NuForce MCA-20
MCA-20 обладает фирменным звуковым почерком, но отличается более мощной динамикой, строгим отношением к деталям и умением строить масштабную сцену с точной локализацией образов в пространстве. Этот компонент станет незаменимым компонентом для озвучивания больших по площади помещений.
Оконечный усилитель NuForce MCA-20. Слева — дизайн Stealth Pack, справа — дизайн Install Pack
Модель доступна в двух вариантах дизайна – в классическом прямоугольном (Install Pack) и в «милитаристском» оформлении Stealth Pack.
Многоканальный предусилитель NuForce MCP-18
В центре фронтальной панели 7.1-канального предусилителя MCP-18 установлен двухстрочный дисплей, экран которого выполнен в форме перевернутой трапеции в унисон с геометрическими формами фасада. На нем отображается информация об источнике сигнала, уровне громкости и данные, связанные с настройкой аппарата. В левой части лицевой панели расположена ручка, которая работает как селектор входов, а также служит для некоторых других функций.
В регуляторе используется чип MUSES 72320, позволяющий сохранить точный баланс каналов даже на малых уровнях громкости
Правую часть фасада симметрично уравновешивает высокоточный регулятор громкости, совмещенный с включателем питания. В регуляторе используется чип MUSES 72320, позволяющий сохранить точный баланс каналов даже на малых уровнях громкости, получив низкий коэффициент искажений и помех в выходных каскадах. Подобная схемотехника дает возможность обойтись без вносящих искажения конденсаторов для фронтальных каналов.
Полностью балансные цепи аппарата включают в себя операционные усилители, устраняющие фазовые задержки. Имеется возможность настройки каждого канала в соответствии с чувствительностью акустических систем. Специальный релейный контур позволяет приглушить звук на левой, правой и центральной АС. Установленный в блоке питания тороидальный трансформатор обеспечивает качественное питание и минимальный уровень шумов.
Пульт ДУ для многоканального предусилителя OPTOMA NuForce MCP-18Модель MCP-18 может похвалиться развитой коммутацией. Для этого достаточно взглянуть на плотно заполненную разъемами тыльную панель аппарата. Присутствуют входы: балансный XLR для фронтальной пары, пара линейных RCA и два 7.1-канальных комплекта RCA. Такой вариант коммутации удобен при подключении фронтальной пары через XLR для подключении высококачественного источника для музыки (DAC/CD), а на RCA вход можно подключить видео-плеер.
Выходы представлены 7.1-канальным XLR и дублирующим его RCA. Что позволяет подключить к MCP-18 два усилителя, один высококачественный для фронтальной пары, например ламповый усилитель мощности, и многоканальный усилитель мощности для колонок объемного звучания, не потеряв при этом в качестве звучания.
Триггерный выходной разъем имеет задержку срабатывания в 10 секунд, что помогает обеспечить мягкий старт подключенного к нему оконечника. Установлен интерфейс RS-232 для работы с комплексными системами управления типа AMX или Crestron при интеграции в систему «умного дома». Для управления MCP-18 используется плоский компактный пульт ДУ.
Устройство станет гармоничным звеном системы ДК, однако следует учесть, что работает он только с аналоговыми подключениями. Адекватным компаньоном для такого предусилителя станет Blu-ray-проигрыватель Oppo BDP-105D. Для связки с MCP-18 можно задействовать AV-процессор AVP-18, который обеспечит цифровую коммутацию источников, ну а в качестве оконечника вполне подойдет MCA-18 или MCA-20. Предусилитель удобно использовать для организации би-ампинга. Он также отлично впишется в обычную стереосистему, где проявит себя с наилучшей стороны, так как обладает комплектующими топового уровня, низким КНИ (0,002%) и позволяет получить настоящее аудиофильское звучание.
AV-процессор OPTOMA NuForce AVP-18
Важное место в театральной линейке NuForce занимает 7.1-канальный AV-процессор AVP-18. Он идеально сочетается с фирменными предусилителями и многоканальными оконечниками серии MCH или MCA. Стилистически он почти полностью повторяет дизайн MCP-18. Расположенная слева ручка здесь служит не только для выбора источника, но и для навигации по меню, которое выводится на экран ТВ, а также для подтверждения выбора его опций (при нажатии ручки). Правый регулятор обеспечивает точную настройку уровня громкости, может участвовать в выборе опций меню и выполняет функции включателя питания при нажатии. Дисплей отображает уровень громкости (0 - 80 дБ) и выбранный источник. Имеется универсальный пульт ДУ, с помощью которого можно управлять видеоисточником и предусилителем MCP-18.
AV-процессор NuForce AVP-18
Устройство заряжено парой 32-битных DSP-процессоров Cirrus Logic (CS497024-CVZ и CS495314-CVZ). Цифроаналоговым преобразованием занимается 8-канальный чип Cirrus Logic CS42528 (24 бит/192 кГц). Процессор работает с 3D Full HD видео, а также HD-аудиокодеками DTS-HD Master Audio и Dolby TrueHD.
Процессор работает с 3D Full HD видео, а также HD-аудиокодеками DTS-HD Master Audio и Dolby TrueHD
В топологии схем используются инновационные технологии, применявшиеся в некоторых внешних ЦАПах NuForce. Хорошо продуманные аналоговые цепи соответствуют аудиофильскому уровню.
Для многоканальной калибровки колонок есть встроенная система, использующая для этих целей микрофон, который подключается к 3,5 мм выходу на тыльной панели корпуса. Для тех энтузиастов, кто не привык доверять автоматике, доступны более подробные ручные регулировки, в том числе высокоточная настройка фильтров НЧ для каждой АС с помощью эффективной функции Bass Management и 11-полосный программируемый параметрический эквалайзер для 5 каналов (3-полосный для канала сабвуфера).
Пульт ДУ для AV-процессора OPTOMA NuForce AVP-18
Модель AVP-18 имеет только цифровые входы: четыре HDMI 1.4 по паре коаксиальных и оптических. Выходы: HDMI 1.4, оптический и аналоговый 7.1-канальный RCA. Процессор оснащен USB-входом, который зарезервирован для доступного в будущем в качестве опции Bluetooth-модуля, а также USB (тип B) для подключения к компьютеру с целью обновления прошивки. Также присутствует триггерный выход и интерфейс RS-232 для управления моделью с помощью систем типа Crestron.
Разделение труда
В основу кинотеатральной серии NuForce положена концепция «разделения труда», т.е. все основные функции, присущие современной системе ДК, были распределены между отдельными компонентами, каждый из которых имеет свою специализацию. Естественно, в таком случае приходится идти на некоторый компромисс, связанный с возросшим количеством межблочных соединений.
Тем не менее такое решение позволяет получить более серьезный результат, а также обеспечивает значительный прирост в мощности. Каждый компонент имеет собственный источник питания и не оказывает существенного влияния на внутренние элементы своего соседа по стойке. Поэтому серия AV-компонентов NuForce в первую очередь адресована самым требовательным любителям систем домашнего кинотеатра.
Молодая американская компания не перестаёт удивлять продвинутой цифровой
техникой, сочетающей в себе нетривиальные конструктивные решения и броский
современный дизайн. Представленный в обзоре конвертор Icon DAC относится к
категории Desktop и, соответственно, предназначен для работы с персональным
компьютером. На задней стенке можно обнаружить аналоговые входы RCA, асинхронный
порт USB 2.0 и коаксиальный выход. Кроме того, для подключения портативной
техники предусмотрен mini-jack 3,5 мм, а на передней панели — четвертьдюймовое
гнездо для наушников.
Цифровая секция построена на 32-битном преобразователе (его точные
данные не указаны), и максимальные параметры входного PCM сигнала ограничены
32/96. Помимо этого Icon DAC способен декодировать поток DSD, набирающий
популярность в среде аудиофилов. Для установки в операционной системе необходим
фирменный драйвер ASIO, доступный для загрузки на сайте компании. Питание
конвертора осуществляется с помощью небольшого сетевого адаптера, прилагаемого в
комплекте. Также среди аксессуаров можно найти специальную подставку для
вертикальной установки аппарата на столе.
С линейного выхода конвертор выдаёт бодрый энергичный саунд, практически
ничем не уступающий по динамике более дорогим аппаратам. Стоит отметить отличное
разделение инструментов, позволяющее разборчиво воспроизводить даже сложные по
спектральному составу записи, и очень высокое звуковое разрешение. В целом же
звучание чрезвычайно прозрачное, с прорисованным острым верхом и
структурированным быстрым басом. Середина достойна отдельных похвал. Несмотря на
легкую напряжённость подачи, голоса полны жизни и чувственными тембрами.
Звуковая сцена подробна и обладает натуральным масштабом, к позициям мнимых
образов серьёзных вопросов не возникло. У телефонного усилителя солидный запас
громкости и отменный звук, лишь немного жёсткий на самом верху. В этом случае
временами несколько грубоватой может показаться середина, однако с точки зрения
энергетики недочётов здесь нет.
NuForce Icon DAC
ПОРАДОВАЛО NuForce Icon DAC
Динамичное разборчивое звучание с линейного выхода, возможность
воспроизведения DSD.
ОГОРЧИЛО NuForce Icon DAC
Телефонный усилитель показался несколько грубоватым.
Все необходимые для многоканального домашнего театра функции принято
«упаковывать» в один универсальный компонент — AV-ресивер. Так делают, чтобы
централизовать коммутацию и упрятать внутрь промежуточные межкомпонентные
соединения, ради удобства управления, а заодно — и для снижения цены устройства.
Однако американская NuForce опробовала диаметрально противоположный модульный
принцип, разделив функции AV-ресивера между тремя блоками.
По замыслу NuForce, домашняя система настоящего энтузиаста многоканального
воспроизведения должна быть всё-таки раздельной, иметь короткий тракт и
исключать всякое лишнее преобразование сигнала, без чего обычный AV-ресивер
практически не обходится. И логика в таком подходе, безусловно, прослеживается.
Один модуль несёт в системе исключительно «силовые» функции и больше ничего —
это восьмиканальный оконечник. Сигнал к нему, в свою очередь, может приходить от
двух разных по своей природе устройств — цифрового процессора или
восьмиканального аналогового предусилителя. Каждый способ заслуживает внимания и
подразумевает собственную концепцию построения многоканальной системы.
Есть и другие плюсы в распределении задач между блоками. Инженеры
избавляются от проблем, связанных с наводками от силовых и цифровых частей на
нежную слаботочную аналоговую электронику. Упрощается организация питания —
вместо одного общего трансформатора и компромиссной многоконтурной стабилизации
ставятся три «локальных» специализированных энерегетических системы.
AV-компоненты OPTOMA NuForce AVP-18/MCP-18/MCA-20
Но есть и минусы. Для соединения трёх блоков понадобится уйма комплектов
RCA-интерконнектов — восемь стереопар, чтобы реализовать конфигурацию 7.1.
Усложняется и управление, потому что в системе получается два коммутатора, две
регулировки громкости, два пульта… Впрочем, разработчики попытались разрешить и
эту проблему. Единое управление питанием компонентов реализовано через
триггерные ключи. На пульт ДУ от процессора для удобства добавлены базовые
кнопки управления предом. А чтобы избежать двойного регулирования громкости,
соответствующие команды для процессора и предварительного усилителя разделены.
Более того, системы регулирования запоминают ранее установленный уровень.
Поэтому, к примеру, достаточно однажды выставить максимум громкости на преде для
одного из входов 7.1 (на который приходит сигнал с процессора) и в дальнейшем к
этой регулировке уже не возвращаться никогда. Правда, всё равно придётся взять
за привычку управлять громкостью разными ручками или набором кнопок: в домашнем
театре за это отвечает «процессорная» пара Volume +/Volume — на пульте, а при
прослушивании в стереорежиме — другая пара кнопок.
И теперь совсем коротко о том, чем технически примечателен каждый компонент
NuForce. В мощнике MCA-20 используется схема широтно-импульсного усиления с ООС.
Высокоэффективные цифровые технологии с фирменными усовершенствованиями — можно
сказать, главная фишка компонентов этой марки. Отличительная черта MCA-20 —
впечатляющая заявленная выходная мощность.
AV-компоненты OPTOMA NuForce AVP-18/MCP-18/MCA-20
Аналоговый многоканальный пред MCP-18, питающийся от собственного
небольшого тороидального трансформатора, наделён цифровой системой управления
громкостью. В ней используется прецизионный регулятор на микросхеме Muse 72320,
которая часто применяется в технике хай-эндного класса. МСР-18 рассчитан на
четыре источника (два из них многоканальные), притом линейные стереовходы
дублируются балансными. Кстати, в исполнении RCA+XLR в преде реализованы и все
«преауты» 7.1, причём в каждом канале предусмотрена индивидуальная подстройка
уровня. Основное назначение МСР-18 — работа с высококачественными двухканальными
источниками и продвинутыми Blu-ray-проигрывателями. Неплохой вариант для
апгрейда существующей стереосистемы. Основное предназначение МСР-18 —
объединение акустической системы 7.1 и высококлассного стереотракта без ущерба
для качества звучания. Как вариант: сочетание лампового усилителя и виниловго
проигрывателя с AV-источником и многоканальным оконенчником.
«Надстройку» AVP-18, рассчитанную на четыре HDMI-источника и четыре
цифровых компонента с подключением по S/PDIF (входы представлены парой
коаксиальных и парой оптических гнезд), выделю особо. По размерам это такой же
компактный блок, как и пред, но возможностей у него не меньше, чем у
профессионального театрального процессора. Достаточно продвинут восьмиканальный
бас-менеджер — до 80 Гц регулировка осуществляется с шагом всего 5 Гц, а с
указанной отметки и до 250 Гц — с шагом в 10 Гц, что позволяет с ювелирной
точностью подстроить НЧ-фильтры под каждую АС. Ещё больше впечатляет
реализованный в процессоре 11-полосный параметрический эквалайзер (в каждом
канале, кроме сабвуферного — ему оставили лишь три полосы). Широта охвата и
дискретность настроек такова: центральные частоты можно задавать в интервале от
20,27 Гц до 19,73 кГц с шагом примерно в 1/30 от опорного значения выбранной
частоты, уровень — в диапазоне ±12 дБ с шагом 0,25, добротность — от 0,25 до 24.
На ручную настройку столь изощрённого эквалайзера могут уйти месяцы, поэтому
предусмотрена автокалибровка по измерительному микрофону. Звуковая подсистема
AVP-18, разумеется, поддерживает все современные форматы DTS и Dolby,
видеосекция — все спецификации HDMI 1.4, включая 3D, расширенный цветовой охват
и т.д. К коммутатору, кстати, дополнительным источником можно «прицепить» через
USB ещё и опционный Bluetooth-адаптер…
Пробы я начал с самого простого и понятного варианта: оконечник MCA-20,
соединённый в стереорежиме c предварительным MCP-18 и подключённый к последнему
наш референсный CD-проигрыватель. Динамика воспроизведения — вот что в первую
очередь обращает на себя внимание в этой системе. Мощный MCA-20 отлично
контролирует нагрузку и способен выдавать какие-то запредельные уровни, не теряя
чистоты звучания. Примечательно, что в его звуковом почерке нет каких-либо явных
цифровых или холодных оттенков, которые нередко водятся за усилителями с
широтно-импульсной модуляцией. Незаметны на слух и искажения. Бас линеен и
пластичен, середина передаётся свободно и эмоционально. Лишь верхний регистр
«припесочен», что я готов списать на недостаточную прогретость компонентов
NuForce, а именно предварительного MCP-18. Аналоговая электроника «только что из
коробки» частенько этим страдает, пока не отработает часов 100 — 200. Больше
смутила несколько выдвинутая на слушателя сцена, но этот параметр также может
войти в норму со временем.
Затем я испытал систему в цифровом варианте — подключил проигрыватель
коаксиальным кабелем к процессору AVP-18, а его, в свою очередь, напрямую к
MCA-20, минуя аналоговый пред. Такая конфигурация, кстати, вполне допустима,
если в системе применяются только цифровые источники.
Результат оказался другим и, пожалуй, более интересным. Бас стал конкретнее
и богаче в послезвучиях — в нём проявилось больше тонких тональных нюансов.
Средний регистр хотя и приобрел немного холодные оттенки, но стал еще детальнее
и разборчивее. Верх совершенно очистился, «металл» заиграл в красивых и
мельчайших подробностях. Но особо отмечу сцену. Пространство обрело и глубину, и
должную точность, и выразительную трёхмерность на флангах. Из минусов отмечу
лишь одну странность. Образы получаются материальными, звучание кажется
гармонически полным, но почему-то «грудная» середина в вокале не выражена так
классно, как в аналоговом тракте. Присутствует некая механистичность.
А как покажет себя «тройная» система? Включаю MCP-18 между процессором и
оконечником, задаю по нужному входу громкость на максимум (то есть фактически
включаю сквозной режим), а всё остальное оставляю как есть. Теперь точно можно
сказать, какие перемены в звучание вносит пред. Чуть-чуть ослабляется динамика
по верхнему басу, но вся низкочастотная основательность сохраняется. В середине
саунд становится мягче, нижне-средний регистр получает недостающую порцию
«бархата». В переходной области СЧ/ВЧ ещё больше возрастает информативность,
притом без всякого тонального «накала». Но больше всего я опасался не за то,
сохранит ли воспроизведение нейтральность, а за сцену и верхний регистр. И,
оказалось, зря. Дисканты остались чистыми и прозрачными. Пространство не
исказилось и не утратило ни одной детали. Класс! Похоже, выходные каскады MCP-18
более продвинуты и согласованы с входами оконечника лучше, чем выходы у
процессора. Что для «тройной» системы вполне логично.
Современные телефоны и планшеты могут делать почти все, что угодно – ограничением является разве что размер экрана в 10 дюймов. И здесь в игру вступает телевизор – а с помощью пяти описанных ниже способов вы сможете без проблем передавать музыку и фильмы с маленького экрана на большой.
AirPlay
Для iOS-пользователей послужит AirPlay – эта собственная разработка Apple позволяет пользователям передавать аудио, видео и изображения со своего устройства (в рамках этой статьи под устройствами мы будем понимать телефоны, планшеты, планшетофоны, ноутбуки и все остальные устройства, не подключенные к общей электросети) на телевизор по домашней сети Wi-Fi.
Этот протокол был создан в 2004 году и изначально назывался AirTunes – тогда он мог только передавать аудио между устройствами Apple. С тех пор он развился до поддержки передачи визуальной информации (= видео) и дублирования воспроизведения (что отображается на телефоне, то отображается и на телевизоре), и был лицензирован множеству компаний – Bose, Bowers & Wilkins, Denon, Marantz, Pioneer и Yamaha чтобы их гаджеты могли получать сигналы по AirPlay.
Есть два типа устройств Airplay: Передатчики – обычно это любое устройство на iOS 4.2 и выше с запущенным iTunes (и Mountain Lion или выше для дублирования дисплея), передающее контент, и Приемники – любое устройство с поддержкой AirPlay, воспроизводящее принятый сигнал – это может быть AirPort Express, Apple TV или любое из устройств других производителей, упомянутых выше. С помощью передатчика также можно напрямую управлять воспроизведением, но для этого необходимо воспользоваться отдельным приложением.
Подключить iOS-устройство к Apple TV довольно просто:
• Подключите оба устройства к домашней сети
• Два раза нажмите на кнопку главного меню для отображения недавно использованных приложений
• Два раза перелистните экран слева направо для вывода меню AirPlay и выбора необходимого устройства-получателя (например, Apple TV)
• Нажмите на Play
На странице поддержки AirPlay подробно описано, какое поколение устройств необходимо для различных способов воспроизведения.
Резюме: это идеальное решение, если вы интенсивно пользуетесь iOS-устройствами, однако оно не совместимо с любыми другими платформами, а также не со всеми приложениями даже на iOS (например, для передачи контента со Spotify на устройство с AirPlay потребуется стороннее приложение, например, Airfoil).
Chromecast
Тем, кто не использует iOS или не имеет Apple TV, может прийтись по вкусу новая система Google Chromecast. К HDMI-входу телевизора подключается не зависящий от платформы адаптер, передающий на ТВ любой контент, который вы воспроизводите на мобильном устройстве из облака. Вы также можете напрямую транслировать действия в браузере Chrome.
Похоже на AirPlay, но при этом Chromecast основан на стандарте Miracast, а не на закрытом коде. Он также не требует отдельного приложения дистанционного управления – воспроизведение контролируется любым устройством-передатчиком. Как и AirPlay, Chromecast поддерживает потоковое видео до 1080p.
Для использования Chromecast:
• Подключите адаптер к входу HDMI, подключите кабель питания либо к USB-разъему ТВ (если есть), либо к розетке через переходник в комплекте.
• Скачайте приложение Chromecast (iOS, Android и Windows 8), следуйте инструкциям на экране.
• Адаптер автоматически определит вашу домашнюю сеть – вам необходимо только ввести пароль и подтвердить соединение двух устройств.
• Откройте приложение, с которого вы хотите передавать контент – сейчас доступны Google Video, YouTube и Netflix. Вы также можете воспроизводить контент прямо с браузера Chrome.
• Загрузите видео или композицию и нажмите на ярлык Chromecast. Откроется окно с вопросом, на какой ТВ направить видео.
Система совместима с устройствами на Android 2.3+, iOS 6+, Windows 7 или 8, Mac OS 10.7+ или Chrome OS. На данный момент Chromecast имеет достаточно ограниченную функциональность и требует мощную сеть Wi-Fi для эффективной работы.
DLNA – распространенный стандарт передачи данных по сети. В отличие от Chromecast и AirPlay, предназначенных только для аудио-видео контента, DLNA может передавать аудио, видео и данные по Wi-Fi или Ethernet. Так что вы можете не только передать картинки или музыку с телефона на ТВ или проигрыватель, но и отправить файл с ноутбука на принтер без подключения.
Система построена на архитектуре Universal Plug and Play (UPnP). UPnP определяет тип устройства – сервер, с которого передаются данные; устройство визуализации, на котором отображаются данные; и контроллер, управляющий воспроизведением. DLNA же определяет типы файлов и варианты воспроизведения, возможные для устройств.
Для работы DLNA необходимы два компонента: сервер и клиент. Клиентом может быть любое устройство с поддержкой DLNA. На рынке сегодня есть более 18 000 таких устройств – все что угодно от AV-ресиверов, Blu-ray плееров и видеопроекторов до холодильников и цифровых фоторамок. Серверы же DLNA менее разнообразны. Например, DLNA-сервером могут быть устройства на Windows 7 с запущенным Media Player 11. Продукты Apple не поддерживают DLNA, используя собственную систему AirPlay, которая в общем и целом обладает тем же функционалом, но привязывает пользователя к продуктам Apple.
MHL
Mobile High-Definition Link (MHL) – то, чем были бы AirPlay и Chromecast без беспроводного соединения. В рамках этого стандарта AV-сигнал передается с мобильного устройства на приемник HDTV или аудио по кабелю – обычно на вход microSD или HDMI. Как и беспроводные собратья, MHL поддерживает видео до 1080p и 7.1 каналов объемного звука.
Есть множество устройств с поддержкой MHL – AV-ресиверы, телевизоры, проигрыватели и многое другое. Популярным устройством является плеер Roku Streaming. Для не поддерживающих MHL продуктов можно использовать адаптер MHL-HDMI. В отличие от Chromecast, требующего отдельного USB-подключения для питания, устройства MHL питаются от ТВ по одному кабелю. Более того, стандарт MHL позволяет пользователям управлять подключенным устройством с помощью пульта телевизора.
Miracast
Miracast – относительно новый игрок в сфере передачи контента. Он был разработан Wi-Fi Alliance в 2010 году как открытый беспроводный стандарт, альтернативный AirPlay. Galaxy SIII и LG Optimus G – пара примеров из множества устройств, поддерживающих Miracast.
Построенный по принципу P2P, он не требует наличия центрального роутера или точки доступа. Вместо этого Miracast использует соединение Wi-Fi Direct (развитие технологии Wi-Di, или Wireless Display – более ранней разработки члена Wi-Fi Alliance компании Intel), создающее сеть по тому же принципу, что и Bluetooth. Miracast по сути представляет собой беспроводной HDMI-кабель, копирующий контент с одного экрана на другой через кодек H.264 и собственный слой DRM, эмулируя HDMI.
Miracast позволяет дублировать видео до 1080p и звук до 5.1 каналов между любыми двумя устройствами, вне зависимости от марки, без проводов. Оба устройства должны быть сертифицированы по Miracast, но, как и с DLNA, можно использовать специальные адаптеры.
Так как Apple уже использует AirPlay, продукты Miracast в основном работают на Android 4.0+, а также ожидаются на уровне встроенной поддержки в Windows 8.1 и Blackberry 10.2, которые должны выйти в этом году.