Восприятие и получение изображения в домашнем кинотеатре (часть
3)
Восприятие и получение изображения в домашнем кинотеатре (часть
3)
Комнаты идеального звука
Когда мы говорим о звучании той или иной системы, не важно, идет ли речь о
Hi-Fi или о домашнем кинотеатре, мы часто концентрируем все свое внимание на
технике и забываем упомянуть о том, в каком помещении происходило прослушивание.
А между тем, именно акустика помещения в значительной степени определяет
характер звучания.
В наших публикациях мы уже обращались к теме восприятия и получения
реалистичного изображения в домашнем кинотеатре. Сегодня речь пойдет о другой
составляющей – специфике постройки и обработки комнаты прослушивания для
получения максимально реалистичного звучания.
Малый зал, в котором представлена компактная акустика и комплекты ДК
KEF
Для того, чтобы разобраться чем обусловлено влияние помещения и как
правильно его подготовить к прослушиванию музыки, мы решили обратиться к
специалистам компаний «Сатурн Хай-Тек» и «MMS Cinema», не так давно создавших
крупнейший в Европе шоурум кинотеатральной и Hi-Fi техники. В шоуруме,
открывшемся в Москве, на улице Большая Новодмитровская, выставлен широкий спектр
AV-техники, начиная от компактных аудиосистем и «кинотеатров в одной коробке» и
заканчивая референсной аудиоаппаратурой и домашними кинотеатрами
профессионального качества. Каждая из комнат шоурума подготовлена специально для
своего типа техники, а значит – позволит нам получить максимально широкое
представление о том, как и зачем производится акустическая обработка помещения в
том или ином случае.
Эскизы художницы Евгении Савиной, при участии которой был
разработан дизайн помещениий шоу-рума
Восприятие и получение реалистичного изображения в домашнем кинотеатре
Восприятие и получение реалистичного изображения в домашнем
кинотеатре
Восприятие и получение реалистичного изображения в домашнем
кинотеатре
Начать стоит с того, как именно помещение влияет на звучание системы и
почему так важна акустическая подготовка комнаты. С точки зрения звука, каждый
предмет и каждая поверхность в помещении обладает либо отражающими, либо
поглощающими, либо рассеивающими свойствами. Так, например, мебель и ковры
поглощают звук различной частоты, что формирует провалы в результирующей АЧХ.
Отражающие поверхности, расположенные параллельно друг-другу, формируют стоячие
волны, создавая резонансы на частотах, длина волны которых кратна расстоянию
между поверхностями. Это создает локальные подъемы и пики в частотной
характеристике. Таким образом, на АЧХ акустики накладывается еще более неровная
реакция комнаты. А если учесть что и акустика вполне способна иметь собственные
пики/провалы в частотной характеристике, количество возможных вариантов, когда
АЧХ системы удачно или не удачно складывается с АЧХ комнаты, фактически
бесконечно.
Специалисты компании MMS Cinema Сергей Щеглов и Валерий Лысюк
рассказывают как создавался стилизованный под просторную домашнюю гостиную
шоу-рум, в котором представлены старшие модельные ряды акустики
KEF
Восприятие и получение реалистичного изображения в домашнем
кинотеатре
Детали сложной фактуры, такие как барельефы, декоративные панно, камень с
естественным рельефом и прочие неравномерные поверхности, создают эффект
рассеивания звука. Поскольку мы слышим не только прямое излучение динамиков, но
и его отражения от стен, пола и потолка, интенсивность и характер отражений
напрямую влияют на формирование звуковой картины. Звук, отраженный от плоской
поверхности заметно отличается от звука, отраженного от рассеивающей
поверхности, поэтому фактура материалов, окружающих акустические системы и зону
прослушивания, крайне важна.
Для снижения влияния акустики помещения использованы поглощающие
материалы...
и непараллельные стены и потолки
Также стоит заметить, что одни и те же материалы и поверхности по-разному
взаимодействуют с разными частотами слышимого спектра. Для низких частот
препятствием являются лишь массивные капитальные стены, поэтому они свободно
проходят те элементы отделки, которые успешно отражают средние и верхние
частоты. По этой причине заметно отличаются и средства коррекции различных
частот. Для поглощения средних и высоких используются специальные панели,
изготавливаемые из легких пористых материалов, а для рассеивания – рельефные
поверхности из дерева, натурального или искусственного камня. Совершенно
по-другому корректируется низкочастотная составляющая. Для поглощения баса и
устранения отражений низких частот, на стены и потолок монтируются короба
большой площади, заполняемые специальным волокнистым материалом на подобие
синтепона или минеральной ваты. Данное наполнение поглощает энергию звуковой
волны в НЧ диапазоне, исключая тем самым возвращение внутрь помещения
отраженного звука.
Видеосюжет, повествующий о важности гашения паразитных отражений
при акустической коррекции комнаты прослушивания
Восприятие и получение реалистичного изображения в домашнем
кинотеатре
Современные технологии позволяют замерить акустические свойства помещения и
создать компьютерный проект по размещению звукопоглощающих и рассеивающих
материалов. Опираясь на расчеты, специалисты производят предварительную
обработку, устраняют основные резонансы, а затем корректируют результат,
совмещая аппаратные замеры и прослушивания помещения.
Существуют также общие правила акустической обработки, дающие неизменно
положительный результат. Первое — изменение формы стен и потолка таким образом,
чтобы в помещении не было параллельных поверхностей. Это позволяет комплексно
решить проблему резонансов и стоячих волн, чем значительно облегчает дальнейшую
аудиоподготовку помещения. Второе столь же действенное правило — активное
использование поглощающих и рассеивающих поверхностей в непосредственной
близости от акустических систем, в зоне первого отражения. В обычном, не
подготовленном помещении, поверхности, ближайшие к акустическим системам,
отражают звуковые волны и в результате мы слышим смесь из оригинального и
переотраженного звука исходящих практически из одной точки. Такое наложение
особенно пагубно сказывается на детализации, сфокусированности и чистоте
звучания. Правильно организованное рассеивание и поглощение звуковых волн в зоне
первого отражения позволяет услышать прямое излучение акустических систем в
чистом виде, без подмешанных к нему переотраженных звуков.
Еще одна комната, в которой представлены старшие модельные ряды KEF, и
площадью побольше и обработана лучше
Получив общее представление об акустической подготовке помещений,
рассмотрим несколько конкретных решений на примере различных комнат шоурума.
Начнем по нарастающей с самой простой комнаты вплоть до наиболее сложных, с
точки зрения аудиоподготовки кинотеатральных залов. Заодно выясним, что будет,
если сделать абсолютно не отражающее звук помещение, существует ли золотая
середина между заглушенным и незаглушенным помещением и с какими трудностями
приходится сталкиваться специалистам по акустической обработке. Любой
инсталлятор расскажет вам, что главная проблема акустической обработки помещения
это не замеры его акустических свойств, не составление проекта и не подбор
материалов. Главная проблема — согласование проекта с дизайнером помещения. То,
что полезно для звука не всегда выглядит так, как этого хотел бы дизайнер. Кроме
того, для коррекции конкретных резонансов нужно размещение звукопоглощающих
материалов в конкретных местах и «подвинуть эту панель чуть левее» значит
существенно изменить резонансные и отражающие свойства помещения. Ярким примером
подобных компромиссов является малый зал, в котором представлена компактная
акустика и комплекты домашних кинотеатров KEF. Помещение это небольшое и для
виртуального увеличения пространства часть стены занимает зеркало. Очевидно, что
для звука это не самое лучшее решение. Однако противоположная стена, позволяет
избавиться от стоячих волн и способна вобрать в себя значительную часть энергии
звука, не позволив ему отразиться и продолжить гулять по комнате. Стоя в дверях
видно, что эта стена выполнена наклонной и имеет значительную толщину. Все
пространство до бетонной перегородки заполнено звукопоглощающими
материалами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий