Что такое Dolby Atmos, или многоканальный звук без каналов
Dolby Atmos многоканальный звук без каналов (часть 1.)
Что такое Dolby Atmos, или многоканальный звук без каналов
По мнению экспертов и любителей новой вехой в кино станет формат многоканального звука Dolby Atmos. Попробуем разобраться, для чего его придумали, услышит ли зритель разницу и стоит ли уже сегодня покупать технику с его поддержкой.
В последние годы эволюция многоканальных форматов шла путем наращивания количества этих самых каналов... Множились колонки и их типы, однако идеология оставалась прежней — многоканальная запись, сведенная в студии и рассчитанная на некое стандартное размещение акустики в неком стандартном помещении. Киностудии в партнерстве с производителями техники дают точные описания того, как нужно сделать зал в кинотеатре: рекомендации его акустического оформления и технического оснащения. Но если в коммерческих кинотеатрах можно еще попытаться идти по пути стандартизации (да и то с переменным успехом), то с домашними инсталляциями этого не получится в принципе. Вот почему новый стандарт Dolby Atmos имеет все задатки стать революционным. Ведь дорожки в нем сведены не звукорежиссером на студии, а процессором или AV-ресивером у вас дома. Звукорежиссеры лишь чертят «карту», как все должно получится на выходе, а техника, исходя из особенностей конкретной инсталляции, исполняет правильный «микс». Но обо всем по порядку.
Атмосфера кинотеатра
Презентовали Dolby Atmos в известном голливудском кинотеатре Dolby Theatre в апреле 2012 года. Первой картиной, чей саундтрек был сделан в этом формате, стал мультфильм «Храбрая Сердцем» («Brave») студии Pixar. За полгода после этой демонстрации по новому стандарту работало 25 кинотеатров, а в 2013 году их количество превысило три сотни — как видим, профессиональный рынок тут же проявил интерес к новому стандарту. Понятно, что производители домашней техники также не остались в стороне. Этим летом поддержка Dolby Atmos появилась у некоторых моделей AV-ресиверов Onkyo, Integra, Denon, Marantz, Pioneer, Yamaha.
Потолочная акустика в большом кинозале
О главном отличии Atmos от других ныне существующих многоканальных стандартов в интервью американскому журналу Sound&Vision рассказал Брет Крокет (Brett Crockett), директор лаборатории звуковых исследований Dolby: «Dolby Atmos это первая аудиосистема для кинотеатра, которая базируется не на каналах, а на аудиообъектах. Что такое «аудиообъект»? Каждый звук соответствует определенной сцене — плач ребенка, падение вертолета, гудок автомобиля — это все аудиообъекты. Кинорежиссеры, используя Dolby Atmos, решают, где именно находится источник звука и как он будет перемещаться по ходу сцены. Это позволяет сконцентрироваться только на самом объекте.
В традиционной системе режиссеры должны думать о громкоговорителях: из правой тыловой или левой фронтальной колонки пойдет звук
В традиционной системе, основанной на конечном количестве каналов, режиссеры должны думать о громкоговорителях: из правой задней или левой передней колонки пойдет звук этого объекта? С Dolby Atmos создатели кино думают только о том, что происходит на экране, например, где кричит ребенок, как вертолет будет двигаться после взлета. Система Dolby Atmos, стоит она в кинотеатре или домашней системе, автоматически распределяет все источники звука согласно их положению, заданному звукорежиссером. Теперь он может точно указать место, откуда исходит звук и показать его движение в трехмерном пространстве. В том числе и в любом месте над головой».
128 дорожек на 64 колонки
Разработчики Dolby планируют, что Atmos отучит от традиционного понимания саундтрека, как записи, которая воспроизводится строго в том или ином канале аудиосистемы, и вообще отучит от «мышления каналами». Каждая звуковая дорожка — отдельный объект. Некоторые из них статичные, как фоновая музыка или закадровый голос автора, другие — динамические, обычно это звуки движущегося транспорта, персонажей, спецэффекты и многое другое. Новый стандарт поддерживает внутренние маркировки дорожек. Это необходимо для того, чтобы выделить треки, где записаны окружающие звуки и которые сводятся отдельно от остальных. Dolby Atmos способна обрабатывать одновременно до 128 независимых объектов (фактически — звуковых дорожек), которые могут быть распределены на 64 выходных канала (фактически — акустических систем). Распределением, куда что пойдет, и занимается алгоритм Dolby Atmos.
Если углубиться в недра Dolby Atmos, мы найдем там специальную версию программы Pro Tools
Кстати, если углубиться в недра Dolby Atmos, мы найдем там специальную версию программного обеспечения для рабочих станций Pro Tools (хорошо известных у профессионалов), которое и занимается сведением дорожек. У каждого трека прописана громкость, с которой он должен играть, и его локализация (динамическая) в трехмерном пространстве. И не имеет значения, сколько громкоговорителей установлено в зале — система задействует их все. И самое важное, отпадает необходимость в оптимизации одного и того же саундтрека под конкретное место воспроизведения — не нужно делать разные «миксы» под разные типы кинозалов. Dolby Atmos сам в реальном времени определит в какой колонке/колонках и с какой громкостью должен звучать данный объект (звуковая дорожка).
По словам специалистов Dolby не нужно полностью переоснащать коммерческий или домашний кинозал, чтобы получить звук в новом формате. Можно использовать уже имеющиеся системы, лишь докупив процессор/ресивер и проведя необходимую калибровку. Однако для трехмерного звука по всем правилам советуют установить потолочные колонки, расположенные в параллели с задними динамиками. Также рекомендуется поставить дополнительные сабвуферы. Возможен постепенный апгрейд, после введения новых элементов система самостоятельно добавит их, чтобы учитывать при сведении дорожек.
Комментариев нет:
Отправить комментарий