ОЦИФРОВКА ВИНИЛА Не спешите цифровать пластинки !
Не спешите цифровать пластинки
! Для начала сделайте тестовые прогоны вашего источника в состоянии покоя —
посмотрите, как меняется спектрограмма, например, при запуске и остановке диска.
Возможно, потребуется дополнительная изоляция из-за 50 Гц фона, который не прочь
пролезть в ваш драгоценный виниловый рип.
У вас впереди будет много работы с паразитами на конкретной пластинке,
поэтому артефакты тракта необходимо локализовать и свести к минимуму.
Сегодня мы разберем штудию для самых кропотливых и занудных любителей
звука. Никаких дружеских посиделок с виски и сигарой под шелест любимых пыльных
конвертов — только часы методичного, кропотливого труда. Что, уже увлекает
перспективка? Тогда оцифровка винила — именно то, что вам нужно.
О причинах данной процедуры долго говорить не будем. Редкие издания,
лучшая сохраняемость ВЧ по сравнению с даже магнитной мастер-лентой, щадящий
уровень компрессии — все это делает винил интересным носителем, дребезжание
которого грех не зафиксировать более надежными способами. Производители,
конечно, знают о такой потребности, но предлагают это сделать абы как. Например,
снабжают USB-разъемами виниловые вертушки — «сделай клевый MP3 из своей
пластинки!» Мы плюнем на это непотребство и пойдем иным путем — трудным, но и
почетным вместе с тем.
Один из постулатов корпоративной религии гласит: «эффективность фирмы
определяется ее самым слабым сотрудником». Будьте уверены, что какой-то мелкий
грех вашего тракта в оцифровке будет торчать как рог во лбу. Так что допустим,
что своей аналоговой системой вы довольны. Стол невозмутим. Податливость
картриджа находится в трогательном согласии с эффективной массой тонарма. В
тракте фонокорректора не слышно паразитных фонов и вообще все поет прекрасно.
Осталось только доверить это богатство цифровому архивариусу на хранение. И тут
тщетность утверждения «цифра она и в Африке цифра» раскроется во всей
красе.
Итак, вам нужен блок с АЦП-модулем. Это один из самых узких участков
оцифровки. Вы можете увеличить прижим иглы, взять у друга другой картридж,
поменять VTA, помыть пластинку почти до полной тишины. Но если у вас заурядный
рекордер, все эти усилия без толку. Из самой воздушной аналоговой симфонии на
выходе получится стеклянный, мертвый звук с противными виниловыми
щелчками.
Кто-то предпочитает использовать классические студийные аппараты.
Большая часть из них не имеет накопителя, и весь результат отправляется через
цифровой выход на внешнее устройство захвата. Поэтому, если вы твердо намерены
не прибегать при записи к компьютеру, из доступных рекордеров с функцией
сохранения на слуху Roland и Tascam. Примечательно, что у них уже давно
появилась возможность писать сигнал в перспективный DSD. Но имейте в виду, что
редактировать DSD-файлы в домашних условиях невозможно по математическим
причинам устройства однобитового потока. Это можно провернуть только на
дорогущих специализированных станциях типа Pyramax, где DSD конвертируется в
DXD-формат (высокодискретный РСМ с параметрами 24 бит/352,8 кГц). В целом
рекордер Tascam DA-3000 по американской цене 1 тысяча долларов вызывает интерес
своей автономностью и возможностью писать звук не на внутренний хард-драйв, как
было раньше, а прямо на SD-карточку. Но все-таки, если уж серьезно браться за
студийные железяки, что Roland, что Tascam — хорошие, но не идеальные
конвертеры. Достаточно сравнить их результат записи, например, с изделиями
Merging Horus, но там и цена за 6 тысяч долларов. В целом я не вижу больших
резонов работы железных рекордеров как дорогих, так и не очень, в любительских
условиях. Лучше уж вложить эту тысячу долларов в хорошую аудиокарту. Но какую
?
Мою рекомендацию нельзя назвать слишком оригинальной. Внутренняя PCI-карта
Lynx-Two выпускается более десятка лет, но по-прежнему считается пусть не
абсолютным эталоном, но как минимум очень серьезным уровнем, с которым принято
сверять новинки. Да, в отличие от многих с ней копия становится похожа на
оригинал, и в режиме воспроизведения Lynx-Two звучит очень даже прилично. Можно,
конечно, сказать, что в АЦП-секции более доступного Creative EMU-1616 стоят
такие же топовые чипы АК5394А. Ну что же, попробуйте. Такие же АК5394А, к слову,
используются и в профессиональном комплексе ProTools HD 192 I/O. Но и сами
процессоры — это еще не все. Подумайте, где вы будете плавно регулировать
уровень сигнала на записи ?
В моем случае это исполняется прямо на фонокорректоре, a Lynx-TWO
лишь цифрует аналоговый сигнал. Все внешние аудиокарты снабжены предусилителем,
и его качество имеет немалое значение. Хорошо, если ваш фонокорректор оснащен
балансными выходами — в данном случае, это не игры аудиофилии, а просто стандарт
профессиональной среды для снижения уровня
наводок. Возможно, в каких-то случаях придется воспользоваться
переходниками на разъемы TRS. Не забывайте, что все эти карты разрабатывались не
для ваших фонокорректоров, а для домашнего музицирования.
Подавляющее большинство внешних аудио-карт соединяется с компьютером по
USB, остальные предпочитают по старинке FireWire и нахваливают его надежность.
Принципиальной разницы в коммутации я не вижу, если и вылезут проблемы, то они
будут связаны не с протоколом. Для пользователей Windows главное — добиться
работы связки в ASIO-режиме (т.е. напрямую между драйвером карты и
программой-оцифровщиком). Да, и установить размер буфера побольше, чтобы не было
выпадений сигнала.
Что касается софтвера, то весьма популярна бесплатная Audacity. Неплохая,
легкая программа, но в моем случае Lynx показывал, что она с ним работает
почему-то в 16-битном режиме. Так что пришлось попробовать более авторитетные
продукты, из которых я остановился на WaveLab. У него, помимо крупной шкалы
уровня сигнала, имеется очень наглядный анализатор фазы, продемонстрировавший,
что некоторые пластинки сведены практически в моно.
Кнопку записи вы найдете сами, а саму запись желательно вести в максимально
доступном разрешении — 32 bit float и 192 кГц. Вот-вот, не щадить патронов, даже
если финальным форматом для архива будет 16/44. У вас должно быть пространство
маневра при редактировании. Ряд недорогих аудиокарт имеет ограничение
дискретизации до 96 кГц, ну куда деваться — ставьте 96, но 32 bit float крайне
желательно по тем же причинам. Реальное разрешение всех АЦП 24 бит, но
дополнительный буфер 8 бит поможет более точно интерполировать результаты вашего
шаманства в аудиоредакторе, базовые уроки которого мы рассмотрим в следующей
части.
текст Ярослав Годына
Комментариев нет:
Отправить комментарий