понедельник, 1 июня 2015 г.

Обзор стереоусилителя Pro-Ject MaiA

Обзор стереоусилителя Pro-Ject MaiA
Говорят, что «размер не имеет значения», а «большие вещи имеют компактную упаковку». Давайте проверим правильность этих утверждений, рассмотрев в качестве примера интегральный усилитель Pro-Ject MaiA.
 
Конструкция стереоусилителя Pro-Ject MaiA
Это действительно небольшой усилитель по любым стандартам, и его размещение в комнате не вызовет никаких сложностей. Размеры аппарата составляют 206 х 36 х 220 мм, с учетом винтовых клемм для подключения колонок, а его вес около килограмма без блока питания. Внешний сетевой источник имеет обычную конструкцию, обеспечивает выходное напряжение 20 Вольт при токе 3 Ампера, и подключается к усилителю с помощью круглого штекера. Стальной корпус усилителя может иметь черную или серебристую передние панели, при этом качество его изготовления исключительно высокое.
Pro-Ject MaiA оснащен очень широким набором цифровых и аналоговых входов, которых насчитывается 9 штук. Аппарат имеет вход для подключения MM (или высокоуровневого MC) звукоснимателя, что выглядит вполне актуально с учетом возрастающего интереса к прослушиванию винила. Также в MaiA предусмотрены три линейных входа, 2 входа TosLink и один коаксиальный, USB-вход, и встроенный модуль Bluetooth с поддержкой улучшенного аудиокодека apt-X. Для пользования последним к соответствующей клемме на задней панели необходимо подключить поставляемую в комплекте с усилителем внешнюю антенну.
К Pro-Ject MaiA можно подключить одну пару колонок, для чего на задней панели предусмотрено четыре винтовые клеммы. Расположены они довольно плотно друг к другу, что затрудняет подключение кабелей, а при неаккуратном монтаже клеммы можно даже случайно замкнуть между собой. Что бы этого не произошло, советуем точно отметить длину очищаемого от изоляции конца кабеля, которая должна быть чуть меньше диаметра винтовой клеммы. И после этого подключать провода надо не торопясь, и стараясь все сделать максимально аккуратно.
На передней панели усилителя слева располагается кнопка включения питания со светодиодным индикатором. Аппарат оснащен режимом «мягкого старта», так что при его включении или отключении никаких посторонних звуков из колонок не раздается. Затем здесь имеются ИК-глазок системы дистанционного управления, гнездо диаметром 6,3 мм для наушников – при их подсоединении колонки автоматически отключаются. Регулятор громкости оснащен электроприводом, поэтому настраивать уровень звука можно как вручную, так и с пульта ДУ. И, наконец, на передней панели расположен ряд светодиодов, которые показывают выбранный вход, а также две кнопки для последовательно перебора источников. С помощью пульта ДУ можно включить и выключить усилитель, регулировать громкость звука и переключать источники сигнала. Синие светодиоды хотя и довольно яркие, но очень небольшие, и не освещают все вокруг, как это часто случается. То есть индикация легко различима, и в то же время не раздражает - умное решение.
Обычно я не анализирую внутреннее устройство предоставленной на тестирование техники, но в данном случае мне стало интересно, как в таком небольшом корпусе уместились моторизованный регулятор громкости, фонокорректор, ЦАП и вся остальная начинка. Как я и ожидал, монтаж Pro-Ject MaiA оказался довольно плотным, что вы и можете наблюдать на нашей фотографии.
Выходные каскады представляют собой модули, выпущенные компанией Flying Mole, и развивают по 25 Вт при подключении 8-омных колонок, или по 37 Вт на 4-омной нагрузке. ЦАП построен на базе микросхемы Cirrus Logic CS4344 типа Delta Sigma с параметрами 24 бит / 192 кГц.
Стереоусилитель Pro-Ject MaiA
Качество звучания стереоусилителя Pro-Ject MaiA
В отличие от обычной процедуры тестирования усилителей, которая предусматривает использование в качестве дополнительного оборудования имеющиеся в наличии CD-плеер и колонки, данная модель потребовала более обстоятельного подхода. Я решил, что для получения объективного обзора Pro-Ject MaiA надо испытать его во всех режимах, что, в частности, осложнялось тем обстоятельством, что я, например, не являюсь сторонником использования компьютеров в качестве источника сигнала. Также я решил включить усилитель в различные по классу системы, от доступных и до High-end уровня.
Для начала я подсоединил MaiA по Bluetooth к моему смартфону HTC, что оказалось довольно простым делом, если точно следовать рекомендациям инструкции на аппарат. Надо установить вход усилителя на BT, а затем включить на смартфоне поиск доступных Bluetooth-устройств, и, как только светодиод BT на передней панели MaiA замигает, нажать кнопку включения аппарата. Все, связь установлена, никаких паролей вводить не надо. На моем телефоне было записано всего несколько MP3-файлов, но качество звучания оказалось хорошим, независимо от ограничений самого формата. На планшетном ПК у меня имеется Spotify, и звучание с использованием этого ресурса опять таки было более чем приемлемым.
Затем, я подключил MaiA к миди-системе TEAC AH300, используя ее CD-плеер в качестве источника сигнала, и к полочным колонкам Eltax. По сравнению с собственным усилителем Teac прирост в качестве звука был весьма заметным, и колонки Eltax зазвучали более детально и мощно. В целом качество звука в данном случае ограничивалось проигрывателем Teac, но в целом этот эксперимент наглядно показал, насколько технология усилителей класса D продвинулась вперед за последнее время (если я не ошибаюсь, то в усилителе Teac этой системы используются модули Tripath).
 
В моем распоряжении были также полочные колонки Acoustic Energy 101, которые, вместе с моим штатным CD-плеером, составили вторую тестовую систему для MaiA. Более точный и натуральный сигнал источника заставил меня удивиться тому, насколько хорошо способен звучать этот небольшой аппарат. Высокие частоты были прозрачными и воздушным, звук цимбал настолько натуральным, что большего и не пожелаешь, с четким металлическим «дзинь» и всеми послезвучиями. Среднечастотный диапазон имел небольшую окраску, которая приводила к легкой теплоте общего тонального баланса. Конечно, я не ожидал сверхнизких басов от компактных колонок AE 101, но низкие частоты были довольно глубокими и хорошо проработанными, энергичными и подвижными, с хорошей текстурностью. Установка колонок на подставки и размещение их поближе к стене позволили увеличить отдачу на басах, но, на мой взгляд, низы стали немного бубнящими. В результате лично для себя я определил оптимальное расстояние между стеной и АС в 7 – 10 сантиметров. Такое условие выполняется, например, при установке колонок на рабочем столе около компьютера, но в целом это не слишком критично, так как фазоинвертор в АС расположен на передней панели.
Возвращаясь к качеству звука системы MaiA / AE 101, я должен отметить, что оно весьма увлекательное и живое, что делает прослушивание любой музыки приятным занятием, без всякого желания искать в звучании какие-то недостатки. Диск «Sort of Revolution» в исполнении Fink играл осязаемо и детально, с пульсирующей линией басов и богатым звучанием цимбал, при этом каждый музыкальный инструмент воспринимался разборчиво, и не перегружал общую картину. Весь музыкальный материал альбома «нанизан» на звучание акустической гитары, записанной с близкого расстояния, так что слышно каждое движение пальца по струнам, и это придает ему особый шарм.
 
Настало время подвергнуть MaiA настоящему испытанию в моей штатной системе. Я подключил к усилителю колонки средней чувствительности в закрытых корпусах, установленных на шипах, расположенные в небольшой комнате прослушивания. Таким образом, я решил определить верхний предел качества звучания усилителя. Для соединения компонентов использовались межблочники ERYS Excellent и акустические кабели CELES Excellent. Теперь MaiA оказался в системе, где каждый компонент стоил во много раз дороже этого усилителя, но нельзя сказать, что аппарат выглядел в ней слабым звеном. Звук поднялся еще на ступеньку вверх, и Maia ощутимо приблизился к моему усилителю, стоившему в 10 раз дороже. Да, MaiA не способен развить такие же басы или выдать такой же могучий звук, но все равно подобное сравнение демонстрирует качество его конструкции. И я уже представляю, как кто-то конструирует более мощный источник питания для замены штатного блока, дополнительная энергия которого еще больше улучшит звучание MaiA.
Вернувшись к прослушиванию альбома «Sort of Revolution» я отметил, что разница в звучании двух усилителей была незначительной. MaiA обеспечивала 85% басов, который выдавал мой штатный усилитель, верха вообще были практически такими же, и запись воспринималась очень легко. А вот в среднечастотном диапазоне я обнаружил серьезные различия, и MaiA выдавала немного ограниченный звук, хотя я и считаю его более приемлемым для ежедневного прослушивания музыки, чем часто встречающиеся вялые или заметно окрашенные СЧ. Стереокартина была хорошо проработана в глубину и высоту, и звук выходил далеко за пределы акустических систем.
Когда MaiA работала с колонками AE, самая нижняя басовая октава по понятным причинам отсутствовала. Однако с моими штатными АС низкие частоты заметно расширились, оставаясь при этом вполне контролируемыми, что говорит о высоком коэффициенте демпфирования нагрузки усилителем. MaiA не может обеспечить такую мощь, насыщенность и ударность басов, что и мой штатный усилитель, да я и не ожидал этого – и в целом я не могу рассматривать это как недостаток данного аппарата.
Поворачивайте регулятор вправо до положения «на 2 часа», и с ростом громкости звучание остается детализированным и натуральным, а инструменты не перекрывают друг друга. Качество и контроль басов были выдающимися для усилителя с заявленной выходной мощность 25 Вт на нагрузке 8 Ом. Но уже в положении «на 3 часа» в звучании появляется резкость, и хотя я не заметил признаков ограничения сигнала, или других слышимых искажений, я не рискнул и дальше увеличивать громкость, тем более что комната и так уже была заполнена звуком. Кстати, за все время прослушивания усилителя, в том числе и на высокой выходной мощности, его корпус вообще не нагрелся, что говорит о хорошей эффективности работы схемы.
Для дальнейшего тестирования мне потребовался проигрыватель виниловых дисков, и приятель одолжил мне свой Thorens TD160B со звукоснимателем Grado Prestige Black. Подключив вертушку к встроенному фонокорректору MaiA, я не обнаружил шумов и нежелательных призвуков, а коэффициент усиления этой схемы оказался достаточным для прослушивания музыки на том же уровне громкости, что и при использовании линейных источников. Звук был прозрачный и живой, но я не могу сказать, чья в этом заслуга – звукоснимателя Grado или усилителя MaiA.
И, наконец, я перешел к цифровым источникам сигнала. Я подключал мой CD-плеер к оптическому и коаксиальному входам MaiA, и остался вполне доволен звуком – никаких признаков шумов и искажений заметно не было. Сложно сказать, звучал ли встроенный ЦАП усилителя лучше, чем собственный цифро-аналоговый преобразователь плеера – звук был практически одинаковым. Подключение усилителя через USB-разъем к моему ноутбуку позволило получить практически такое же качество звучания.
Стереоусилитель Pro-Ject MaiA
Заключение
Теперь на вопрос, имеет ли размер значение (по крайней мере, в отношении Hi-Fi-усилителей), который я задавал в начале этого обзора, у меня есть ответ – не имеет. Честно говоря, я был просто шокирован тем, какой качественный звук способен обеспечить этот компактный аппарат, способный без труда вписаться в любой интерьер. Честных 25 Ватт чистого звука на канал, три линейных входа, вход для MM-звукоснимателя, выход на наушники, три цифровых входа + USB, Bluetooth, превращают MaiA в весьма универсальное аудиоустройство. Конечно, с усилителем лучше использовать колонки с хорошей чувствительностью и в комнате площадью не более 25 квадратных метров, хотя при прослушивании в ближней зоне площадь помещения может быть и больше.
Pro-Ject MaiA удачно вписался и в недорогую аудиосистему, и в систему средней стоимости, и не выглядел гадким утенком даже в стереосистеме класса High-end. Конечно, аппарат имеет понятные мощностные ограничения, которые не позволяют ему обойти гораздо более дорогих конкурентов. Но на своей громкости усилитель звучит чисто и увлекательно, без слышимых искажений.
При цене около $700 Pro-Ject MaiA выглядит исключительно выгодным предложением, и я уверен, что у него появится много поклонников.
Итог
Общая оценка – 9 из 10
Рекомендуется для любых музыкальных систем, где громкость звука не является важнейшим требованием. Преимуществом Pro-Ject MaiA является также широкий набор входов.
Оценки стереоусилителя Pro-Ject MaiA
Качество звука – 9
Коммутация – 9
Качество изготовления –9
Качество/цена – 9
Общая оценка - 9
Особенности; стереоусилителя Pro-Ject AMPLIFIER MAIA INTEGRATED BLACK 
• Высококачественный предварительный каскад  с фонокорректором MM
• 3 аналоговых линейных  входа
• вход XMOS асинхронный USB 24 бита/192 кГц для компьютерного аудио
• Цифровой коаксиальный вход
• 2 входа Toslink
• Вход для беспроводной передачи аудиофайлов Bluetooth (aptX) со специальной антенной
Технические характеристики стереоусилителя Pro-Ject AMPLIFIER MAIA INTEGRATED BLACK
Выходная мощность 2x 25 Вт / 30 Вт при 8 / 4 Ом
Соотношение «сигнал-шум» > -90 дБ (IEC -D)
Частотный диапазон 20 Гц – 20 кГц (+0 дБ, -0,5 дБ)
Работает с 2-омными колонками
Конструкция «двойное моно»
Входы: 3 стерео, 1x линейный (RCA), 1 Bluetooth (aptX), 2 цифровых оптических, 1цифровой коаксиальный, 1 USB
XMOS асинхронный USB 24бита/192 кГц
ЦАП 24 бита/192 кГц
Выход на наушники 6,3 мм
Разъем для выходного сигнала с регулируемым уровнем диаметром 3,5 мм
4th generation Протокол Bluetooth 4-го поколения с aptX и антенной
Вход фонокорректора (MM)
Регулятор громкости с механическим потенциометром
Выход для подключения сабвуфера или усилителя второй зоны
Пульт ДУ (ИК)
Блок  питания 20  в /3 ампера постоянного тока;;100 – 240 в, 50/60 Гц
Энергопотребление в режиме ожидания < 1 Вт
Габариты Ш x В x Г  206 x 36 x 200 (220 мм с разъемами)
Масса 1850 г без блока питания
Металлический корпус
Лицевая панель черного цвета 
Страна: Австрия
При подготовке обзора использовались материалы с http://hifipig.com/ (перевод с английского - hifiNews.RU)

Комментариев нет: