Домашний кинотеатр Dolby Atmos своими глазами
Современные форматы 3D-аудио обещают более сильные впечатления от просмотра кинофильмов, предлагая зрителю не только звуковую панораму, охватывающую его по кругу, но окружение звуком со всех сторон с передвижениями виртуальных образов впереди, сзади, по сторонам и над головой. Вполне естественно, что для воспроизведения новых форматов старые "одноэтажные" конфигурации каналов не подходят, акустические системы в кинотеатрах с 3D-звуком нуждаются в существенной модернизации за счет передовых процессоров и дополнительного "слоя" верхних громкоговорителей.
Некоторые общие детали новых форматов 3D-аудио с пояснениями и сравнениями можно найти в других наших обзорах, например в статье "Auro-3D vs Dolby Atmos – будет ли битва форматов или всё, что вы хотели знать про 3D Audio, но боялись спросить". Война форматов только разгорается, тем более что конкуренцию Dolby Atmos и Auro-3D собирается составить анонсированный в 2015-м году формат трехмерного звука DTS:X. В последние годы форматы 3D-аудио хорошо прижились в коммерческих кинотеатрах. Все больше кинозалов оснащаются оборудованием для воспроизведения кинофильмов с 3D-звуком, выходящие блокбастеры в обязательном порядке имеют фонограмму в одном из новомодных форматов. Есть такие кинозалы и в России, поэтому многие зрители уже оценили преимущества настоящего трехмерного звука.
Но технология трехмерного звука рассчитана не только на профессиональную индустрию, ее можно использовать и в домашнем кинотеатре. На что можно надеяться в домашних условиях, если рассчитывать на максимальное качество звучания? На этот вопрос позволит ответить прослушивание, организованное для нас компанией "MMS-Cinema". В одном из демонстрационных залов компании недавно построен кинотеатр Dolby Atmos, состоящий из элитных компонентов и акустических систем профессионального уровня. Мозг всей системы ‒ Trinnov Altitude 32, вероятно лучший и самый мощный домашний звуковой процессор на сегодняшнем рынке, одновременно поддерживающий все современные форматы 3D-аудио. За воспроизведение звука в кинотеатре отвечают акустические системы молодой, но очень напористой и успешной шведской компании Procella Audio, колонки которой нередко можно встретить в престижных студиях и элитных частных кинозалах по всему миру.
Список оборудования кинозала Dolby Atmos
Фронт\центр 3 х Procella P28 – 4999$ шт.; 3 х LF815 – 7200$ шт.
Каналы окружающего звука 6 х Procella P6V – 1799$ шт.
Высотные каналы 4 х Procella P5 – 899$ шт.
Сабвуферы Procella P18 – 9999$, 2 х Procella P12 – 2699$ шт.
Процессор Trinnov Altitude AL32-1624 – 34490$
Многоканальный усилитель ATI 3007 – 9870$
Многоканальный усилитель Procella DA-2800DSP – 7799$
Проектор Wolf Cinema DCL-200NX – 36000$
Линза Panamorph F480SYS – 6890$
Видеопроцессор Lumagen Radiance 2022 – 4930$
Экран Screen Research X4R-140-240-2W – 35542$
Контроллер управления ProControl ProLink.z – 691$
Программируемый пульт ДУ ProControl Pro24.z – 691$
Процессор/предусилитель Trinnov Altitude 32
Altitude 32 ‒ аудио-процессор премиального класса, разработанный французской компанией Trinnov, известность которой принесли собственные технологии в области цифровой записи и обработки звука. Компании удалось выбиться в лидеры на рынке аудио-процессоров с системой коррекции звука в помещении (см. нашу презентацию бренда Trinnov). Продукция Trinnov используются и в профессиональном сегменте, кроме того технологии звуковой обработки французов востребованы сторонними производителями.
Trinnov Altitude 32 - самый мощный на сегодняшний день домашний аудио-процессор, поддерживающий все современные форматы 3D-звука
Аудио-процессор Altitude 32 является флагманом среди домашних компонентов Trinnov, обладая самыми современными технологиями и богатейшим функционалом. В зависимости от требований заказчика аппарат поставляться в нескольких конфигурациях, рассчитанных на 8, 16, 24 или даже 32 канала, и на данный момент предоставляет уникальные возможности для построения домашнего кинотеатра, воспроизводящего звук в новых форматах 3D-аудио. Процессор уже сейчас готов работать с форматами Dolby Atmos, Auro-3D и DTS:X, и в будущем может быть дооснащен любым звуковым декодером с помощью простой модификации прошивки через Интернет. Преимущество Altitude объясняется тем, что обработкой цифрового звука в нем занимаются не микросхемы DSP, внутри устройства стоит компьютер с 4-ядерным процессором Intel i7 и операционной системой Linux, дающей почти неограниченные возможности для последующих обновлений. В 32-канальной версии прибор имеет 118 цифровых и аналоговых входов, 80 аудио-выходов, 8 входов и 2 выхода HDMI 2.0. Помимо этого, аппарат имеет встроенный модуль Wi-Fi и сетевой порт с поддержкой протоколов UPnP/DLNA. Для автоматизации устройства существует служебный порт RS232, 12-вольтовые триггеры и сетевой протокол Telnet. Также возможна установка разных модулей интеграции: Crestron и прочие. Для управления прибором предлагается фирменный пульт ДУ, но благодаря протоколу управления VNC, в пульт можно превратить смартфон, планшет или ноутбук.
Подчеркнем, что сегодня процессор Trinnov Altitude 32 является единственным домашним устройством, способным обрабатывать 32 звуковых канала с разрешением до 24 бит/192 кГц, причем внутренняя обработка аудиоданных проходит с 64-разрядной точностью. Преобразования цифры в аналог или обратно производятся с помощью фирменных схем АЦП/ЦАП, используемых в студийном оборудовании Trinnov. Аналоговые и цифровые цепи устройства оснащены индивидуальными блоками питания. Мощь вычислительного ядра позволила Altitude обойти типичные ограничения звуковых процессоров в работе с современными 3D-форматами. Так Trinnov является единственной компанией, которая сделала свою реализацию декодера Dolby Atmos (в сотрудничестве со специалистами Dolby) с передачей "без потерь" до 32 исходных каналов, в то время как типовые решения на базе фирменной микросхемы Dolby сегодня лимитированы 16-ю каналами, а каналы сверх этого числа воспроизводятся в матричном виде.
Trinnov Altitude 32 обладает мощной системой обработки звука, включающей коррекцию звука в помещении и "ремаппинга" акустических источников
Не секрет, что современные форматы 3D-аудио, такие как Dolby Atmos и Auro-3D, предъявляют различные требования к количеству и расстановке верхних каналов. Сегодня лишь DTS:X не имеет рекомендуемых конфигураций, и пока не ясно, преимущество ли это, или недостаток. Таким образом, реализовав оптимальное расположение акустических систем для одного формата, владелец ДК тут же ставит в проигрышное положение другой. Trinnov решает этот неудобный вопрос с помощью фирменной технологии «ремаппинга» акустических источников Spaсial-Accurate 3D. Благодаря перераспределению сигналов в каналах существующего ДК, процессор проводит виртуальную перестановку акустических систем с учетом размеров, формы и акустических свойств помещения. Программа 2D/3D «ремаппинга» Trinnov базируется на еще одной запатентованной технологии – измерении трехмерного акустического окружения с очень высокой угловой точностью до +/-2º. В математическом представлении вся окружающая сцена словно разбивается на кирпичики, которые затем можно передвигать, по желанию перестраивая звуковое поле.
Для акустических измерений процессор Altitude комплектуется специальным микрофоном с четырьмя капсюлями, который заодно используется в одной из самых производительных и гибких программ комнатного «оптимайзера». Фирменная программа комнатной коррекции Trinnov по тестовым сигналам и данным, полученным с микрофона, производит частотную, фазовую и импульсную коррекцию звука. Метод коррекции поддерживает многоточечные измерения, заметно улучшающие эффективность процедуры. Результаты измерений и оптимизации выводятся на экран и могут быть сохранены в PDF-отчетах. Для каждого канала процессор позволяет вручную выбрать полярность воспроизведения, уровень сигнала, задержки, поиграть с 31-полосным графическим эквалайзером. Подпрограмма "менеджер баса" разрешает подключить к процессору до 32-х сабвуферов с регулировкой уровня, задержкой и выбором частоты раздела в системе сабвуфер/сателлиты. В процессоре есть функция активного кроссовера: например, можно одновременно организовать и настроить 4-полосные разделительные фильтры для восьми акустических систем.
При всех своих «наворотах» «оптимайзер» Trinnov не требует от пользователя какой-то специальной подготовки и серьезных знаний акустики. Необходимые настройки программа умеет делать в автоматическом режиме, самостоятельно вырабатывая наилучшую стратегию коррекции. Зато опытные пользователи получают в свои руки мощнейший инструмент коррекции звука, умеющий в режиме реального времени регулировать до 40 аудио-параметров, сохраняя промежуточные или итоговые результаты в одну из 29 "ячеек" памяти.
Акустические системы Procella Audio
Акустическая часть системы ДК Dolby Atmos "MMS-Cinema" реализует многоканальную конфигурацию 9.1.4: 9 каналов нижнего "слоя", выделенный низкочастотный канал и 4 канала верхнего "слоя". Кратко представим комплект акустики, задействованной в ДК.
Два фронтальных и центральный канал озвучиваются одинаковыми парами громкоговорителей Procella P28+LF815, которые установлены в ниши за проекционным экраном. LF815 ‒ отдельные басовые модули, оборудованные встроенным DSP и 2-канальным усилителем D-класса мощностью 2х700 Вт. Один канал зарезервирован для собственных нужд, к другому подсоединяется сопутствующая акустическая система, озвучивающая диапазон СЧ/ВЧ. Басовый модуль имеет закрытый корпус и излучатель диаметром 381 мм, рабочий диапазон которого начинается от 40 Гц (-3 дБ).
басовый модуль Procella LF815
сателлит Procella P28
P28 ‒ сателлит в закрытом корпусе, укомплектованный парой 203-мм драйверов с мембранами, плетенными из углеволокна. Верх отыгрывает компрессионный твитер с 38-мм диафрагмой, направленность пищалки контролирует эллиптический волновод 80°x50°. Пиковое звуковое давление сателлитов достигает 128 дБ, то есть они могут с восьми метров обеспечить громкость звука уровня THX Cinema (105 дБ), поэтому подходят для озвучивания главных каналов ДК в больших залах длиной до 15 м.
Каналы окружающего звука организованы следующим образом: два задних и четыре боковых (по два с каждой стороны). Все каналы воспроизводятся акустическими системами P6V, подвешенными на стены. Сателлиты выделяются плоским закрытым корпусом, глубина которого составляет всего 125 мм. Эти 2-полосные модели комплектуются 25-мм компрессионным твитером в эллиптическом волноводе 90°x60° и 165-мм СЧ/НЧ-драйвером с бумажным диффузором. Несмотря на компактный дизайн, сателлиты обеспечивают значительное пиковое давление до 116 дБ.
Procella P6V
Procella P5
Четыре верхних канала озвучиваются младшими колонками в ассортименте Procella моделями P5, которые сидят на кронштейнах, прикрученных к потолку демонстрационного зала. Модели оснащены СЧ/НЧ-динамиком диаметром 133 мм и 25-мм компрессионным твитером, помещенным в неглубокий рупор с 80-градусным круглым раструбом. Рупорное оформление "пищалки" повысило пиковое звукового давление до 113 дБ.
За низкочастотную поддержку звука в ДК отвечают сразу три сабвуфера. Во фронтальной части зала стоит флагман сабвуферов Procella аппарат P18 – мощный активный НЧ-громкоговоритель, оснащенный парой 18-дюймовых суб-басовых динамиков и двойным 700-ваттовым усилителем. Аппарат выполнен в закрытом кабинете с плоским дизайном. Малая глубина корпуса (всего 36 см) позволяет легко скрыть "саб" в нише. Аппарат оборудован звуковым процессором с несколькими программами коррекции АЧХ. Максимальное звуковое давление P18 достигает 133 дБ, а рабочий диапазон начинается от 18 Гц (-3 дБ).
Procella P18 и P12
У боковых стен расположились помощники основного НЧ-громкоговорителя ‒ сабвуферы Procella P12. Аппараты также выполнены в закрытом корпусе, не занимающем много места из-за малой глубины (всего-то 21 см). Сабвуферы комплектуются 300-мм излучателем и встроенным усилителем D-класса мощностью 350 Вт. Максимальное звуковое давление, которое может создавать один P12, составляет 116 дБ, рабочий диапазон сабвуфера начинается от 25 Гц (-3 дБ).
Впечатления
Технологии 3D-звука прежде всего дают зрителю недостижимое ранее ощущение звукового окружения. Поэтому, рассказывая о наших впечатлениях, мы остановимся именно на этом эффекте, опустив прочие, не менее важные, характеристики воспроизведения. Как, в принципе, звучит акустика Procella в ДК можно прочитать в другом тестовом обзоре. Отметим лишь, что ровный, открытый, очень детальный и динамичный звук шведской акустики идеально подходит для демонстрации всех возможностей новых форматов 3D-аудио, в том числе Dolby Atmos, который мы "пробуем на зуб" в этой статье. Используемый в ДК процессор Trinnov Altitude ‒ также весьма примечательный компонент, сегодня он лучший в своем класса, без него редко обходится хоть одна серьезная инсталляция систем Dolby Atmos на крупнейших мировых выставках.
Конфигурация ДК Dolby Anmos в "MMS-Cinema", включающая 4 верхних канала, не является предельной для домашних спецификаций формата, возможно и увеличение количества колонок верхнего "слоя". Однако именно такая компоновка ДК Dolby Atmos, вероятно, станет наиболее популярной, так как позволяет полностью перекрыть звуком верхний свод.
Уже демо-ролики Dolby Atmos настраивают зрителя на необыкновенную правдоподобность впечатлений, ярко демонстрируя возможности объектно-ориентированного подхода в воспроизведении многоканальных записей. Показателен трек с сухим листиком на ветке. Захваченный порывом ветра, лист отрывается и летит по спирали вниз. В трехмерном звуковом поле ДК Dolby Atmos этот листок прорисовывается акустически очень точно, навевая воспоминания осенней прохлады.
В кино преимущества 3D-звука проявляются в любом жанре, потому что третье измерение звука нужно буквально всюду. Без него атмосфера шумного многоэтажного мегаполиса или клуба, заполненного музыкой, передается не так реалистично. В фонограмме Dolby Atmos зритель с головой погружается в океан звуков, приходящих со всех сторон. И это не рыхлое диффузное поле, а разборчивое трехмерное пространство, которое воспринимается без всяких если. В энергичных боевиках (пример, John Wick с Киану Ривзом) 3D-звук помогает затянуть зрителя в водоворот все ускоряющихся событий. Звук сопровождает каждое действие киногероев, кажется, закрыв глаза, можно угадать их движения, настолько разборчиво Dolby Atmos озвучивает происходящее.
Еще больше впечатлений звук Dolby Atmos дает в кинофильмах с воздушными и космическими боями, вот где трехмерность сцены раскрывается наилучшим образом. Получается уже не панорама окружающего звука, как в обычном ДК, а целая полусфера, накрывающая зрителя. 3D-звук волшебно овеществляет картину событий в пространстве: непрерывные траектории проносящихся истребителей, росчерки пулеметных очередей, тут и там вспухают разрывы зенитных снарядов ‒ картина рисуется с редкой точностью локализации и правдоподобием. Можно даже пожалеть, что проекционный экран, занимающий практически всю стену перед зрительскими местами, такой маленький ‒ столько примечательных событий, переданных звуком со всех сторон, оказываются за рамками видеоряда. Остается ждать, когда в кино придет что-то подобное технологии 3D-Vision.
Итог
Переход на Dolby Atmos потребует от владельца дополнительных денежных вложений, даже если у него уже есть ДК старых стандартов. Как минимум потребуется новый AV-ресивер или звуковой процессор, поддерживающий 3D-звук, плюс акустические системы для каналов верхнего уровня. Стоит ли технология Dolby Atmos в домашнем кинотеатре своих денег? Однозначно, да! Картина звукового окружения в Dolby Atmos не идет ни в какое сравнение с обычным кинотеатром, располагающим лишь одним "слоем" громкоговорителей, и неважно, сколько в его конфигурации поставлено задних или боковых каналов. Заявление, что Dolby Atmos открывает новое измерение звука, звучит пафосно, тем не менее, формат 3D-аудио действительно дает новое качество звукового сопровождения в кино и музыке. С хорошим 3D-звуком погружение в виртуальную реальность фильма проходит быстрее и глубже. После знакомства с Dolby Atmos, в звуке стандартного кинотеатра чувствуется какая-то недосказанность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий