четверг, 3 ноября 2016 г.

Звукосниматели MM/MC для проигрывателей винила Nagaoka,Pro-Ject,Ortofon .

Звукосниматели MM/MC для проигрывателей винила Nagaoka,Pro-Ject,Ortofon ... 
Самый больной вопрос у любителей винила, судя по дискуссиям в Сети: какую головку выбрать — ММ или MC ? Считается, что в наиболее популярном сегменте, т.е. при цене 250 — 300 долларов, картриджи с подвижным магнитом предпочтительнее, поскольку они звучат лучше и не требуют дополнительных устройств для согласования с фонокорректорами — повышающих трансформаторов или пре-предусилителей.
 Отчасти это правда, поскольку за такие деньги большинство производителей предлагают MC-головки начального уровня (а вообще их цена может достигать $5000 и выше), в то время как для ММ это крепкий средний, а у некоторых марок даже элитный класс. Это понятно — конструкция с подвижной катушкой намного сложнее в реализации и, как правило, подразумевает ручную сборку. Но ситуация постепенно меняется, поскольку начинает работать причинно-следственная цепочка: рост интереса к винилу — повышение спроса на картриджи — увеличение объемов производства — снижение себестоимости. Кроме того, некоторые конструктивные и технологические решения переносятся из верхнего ценового сегмента в нижние, поэтому качественная разница между ММ и МС-звукоснимателями одинаковой стоимости уже не столь очевидна. Значит, единственным аргументом против MC становится малое выходное напряжение и, как следствие, неспособность работать с большинством бюджетных фонокорректоров? И здесь не все так однозначно. Применение сверхэффективных магнитов на основе сплавов самария, кобальта и неодима позволило увеличить отдачу MC-головок до 2 — 4 мВ без наращивания витков катушки и, стало быть, без ухудшения динамических свойств. Всегда считалось, что MC лучше передают нюансы и микроконтрасты именно за счет меньшей массы подвижной системы, но ее удалось радикально снизить и в современных ММ-конструкциях — за счет применения тех же редкоземельных магнитов. Так есть ли разница в звучании головок разных типов при одинаковой стоимости? Это мы сегодня и попытаемся выяснить. Соревноваться будут ММ и МС-головки как с высоким, так и с низким выходом, но сравнивать их мы будем не между собой, а с выбранным заранее эталоном — картриджем Ortofon Valencia за 762 евро. Такой ход мне подсказали неоднократно слышанные из разных уст сентенции типа: «Мой усилитель (проигрыватель, акустика, головка) стоит 500, а играет на 1000». Вот и посмотрим, который из участников сможет по звучанию максимально приблизиться к «Валенсии». Этот 10-граммовый MC-картридж с низким выходом, довольно жесткой подвижной системой и иглой FineLine отличается детальным, сбалансированным звучанием, прекрасно проработанным нижним диапазоном и прозрачным верхом.
В качестве фонокорректора использовался студийный модуль ATI P100, в котором предусмотрен выбор входного сопротивления 47/100 кОм и емкости 100/200 пФ. Соответствие стандартной кривой RIAA ±0,2 дБ во всем диапазоне частот, быстродействие 30 В/мкс. Изменение чувствительности Low/High позволило подключать MC-головки Ortofon с низкой отдачей без повышающего трансформатора.
Проигрыватель Micro Seiki DD7 был выбран в качестве испытательного стенда из-за тонарма MA-505, позволяющего оперативно менять вертикальный уровень VTA, а также подстраивать на лету антискейтинг. Прижимная сила выставлялась с помощью электронных весов Arm Load Meter, имеющих точность 0,002 г.
Способность «держать канавку» (чаще употребляют термин «трекабилити») оценивалась по измерительной пластинке «Vinyl Essentials». Именно этот параметр определяет, будет ли игла перескакивать с дорожки на дорожку при наличии царапин или иных дефектов пластинки. Кроме того, я заметил, что головки с более уверенным трекингом лучше воспроизводят нижние частоты. Мы будем приводить два значения, например, 70/80 (такой результат показала эталонная Ortofon Valencia) означает, что первые признаки потери контакта проявляются при амплитуде записи 70 микрон, а явно этот эффект заметен на 80. Резонансная частота системы «тонарм — головка» не измерялась, поскольку она редко отличается от расчетного значения. Как ее определить для конкретной связки, см. раздел «Посчитаем резонанс».
Производители рекомендуют разминать головки около 30 часов, я же для экономии времени использовал «прогревочный» диск с сигналами специальной формы.
ПОСЧИТАЕМ РЕЗОНАНС
Как и любая механическая система, подвес кантилевера вкупе с коромыслом тонарма имеет собственную резонансную частоту. Чтобы не влиять на звучание проигрывателя, она должна быть в инфранизкой, не слышимой ухом области, лучше в пределах 10 — 14 Гц. Более низкие значения опасны тем, что при проигрывании коробленых пластинок система пойдет вразнос, т.е. игла будет вылетать из звуковой канавки. Высокий резонанс приближается к нижней границе рабочего диапазона, и проблемы с трекингом могут возникнуть при прослушивании, например, органных произведений (Fн ~ 20 Гц).
Как же определить резонансную частоту сиcтемы? Существует эмпирическая формула, дающая довольно точные (±1 Гц) результаты:
Fр = 159/v((Mэф + Mг + Mк ) * С, где:
Fр — искомая частота в герцах;
Mэф — эффективная масса тонарма в граммах. Как правило, приводится в его спецификациях;
Mг — масса головки в граммах. Всегда указывается производителем.
Mк — масса крепежа, т.е. винтов и гаек, которыми головка крепится к шеллу. Обычно принимается 0,5 г;
С — податливость кантилевера (compliance), измеряемая в см/дин х 10-6. Всегда указывается производителем головок. Из формулы можно вывести главное правило: легкие тонармы лучше сочетаются с мягкими головками (высокое значение compliance), а тяжелые, наоборот, с жесткими.
Для примера рассчитаем резонанс тонарма MA-505 и эталонной головки Ortofon Valencia.
Дано: Эффективная масса тонарма 14,5.
Масса головки 10 г.
Крепеж в расчет не принимаем, это два крошечных алюминиевых винтика. Податливость 12 * 10-6 см/дин.
Считаем:
1. (14,5 + 10) * 12 = 294.
2. v294 = 17,14.
3. 159/18,4391 = 9, 27 Гц.
Lift up
Признаться, результаты проведенного исследования оказались слишком неожиданными. Хотя в начале я и упоминал, что современные технологии позволяют делать недорогие MC-головки, сравнимые по качеству с очень приличными ММ, но такого равенства, конечно, предвидеть не мог. Однако соперники у MC-представителей оказались очень сильные — честно говоря, звукосниматели Nagaoka перевернули мои представления о том, как могут звучать относительно недорогие звукосниматели с подвижным магнитом. Старшая модель, MP-200, безусловный «Выбор эксперта», хотя и MP-150 может служить образцом идеального соотношения качество/цена, особенно если шелл для нее у вас уже есть. Динамичное, сбалансированное по частотному диапазону звучание и жанровая универсальность плюс высокое выходное напряжение — безусловно, редкие качества в выбранном нами ценовом диапазоне. Должен заметить, что близкие по цене Ortofon Samba и Salsa обладают все же лучшей микродинамикой и немного более музыкальны, но не забывайте, что для согласования с бюджетным фонокорректором вам потребуется либо трансформатор, либо MC-предусилитель, а это дополнительные расходы. Тем не менее Samba, самая недорогая головка в нашем обзоре, очень «Удачная покупка». Еще пару лет назад за эти деньги, даже с учетом девальвации рубля, о МС-картридже с таким звучанием можно было только мечтать.
Но настоящим откровением для меня стало знакомство с Benz Micro MC-Silver. Как правило, MC с высоким выходом не столь музыкальны, как обычные, поскольку ради повышения эффективности приходится идти на различные компромиссы. Но MC-Silver звучит как высококлассная MC-головка с низким выходом, однако не требует дорогого повышающего трансформатора. По глубине контрастов, проработке нюансов и передача энергетики она лишь чуть-чуть недотягивает до эталона Ortofon Valencia, зато по информативности середины и трекингу (рекорд, 100 микрон!) даже превосходит его. Это как раз тот самый случай, когда говорят: «Вещь стоит 350 долларов, а играет на 700». Еще один «Выбор эксперта», без вопросов.
Эту награду могла бы получить и великолепная по звучанию головка Rondo Red, но она дороже MC-Silver и работает только с фонокорректором, имеющим МС-вход.
А вот новинка Goldring GL2400 — совсем другое дело. Выходное напряжение 6,5 мВ гарантирует отличное отношение сигнал/шум, а по звучанию хотя и заметно отличается от эталона, но может считаться идеальным выбором для любителя симфонической музыки, оперы и джаза. По совокупности качеств она также заслуживает звания «Выбор эксперта».
Pro-Ject MC-1H при всех преимуществах конструкции с подвижной катушкой — быстрой реакцией, прозрачным верхним диапазоном и слитным звучанием — может работать с любым предусилителем. Но эта головка не очень уверенно держит дорожку (первые признаки потери контакта проявляются уже при амплитуде записи 60 мкм) и имеет слегка ослабленный нижний бас. Но я не считаю это серьезными недостатками — в конце концов, коробленые пластинки в наше время редкость, а что касается баса, то его во многих корректорах специально режут сабсоник-фильтром.
Обновленная версия AT440MLa от Audio-Technica склонна слегка упрощать звуковую картину, зато бережно относится к пластикам (прижимная сила 1,4 г), прекрасно передает микроконтрасты и отличается удивительно приятным звучанием в среднечастотном диапазоне. Для любителей этой марки — а их среди меломанов немало — отличный подарок.
Звукосниматели MM/MC для проигрывателей винила Nagaoka MP-150/MP-150H, MP-200/MP200H
Для японской компании Nagaoka, основанной в 1940 году, выпуск аудиофильской продукции — лишь одно из направлений деятельности. В основном она специализируется на обработке алмазов и сверхтвердых материалов, а также изготовлении прецизионного инструмента для их резки и шлифовки. Это относительно небольшое предприятие выпускает также магниты для самых разных применений, в т.ч. и высокотехнологичные на основе сплавов самария-кобальта и неодима. Если вспомнить, что бизнес компании начался с изготовления рубиновых и сапфировых подшипников для часовой промышленности, то появление в ее ассортименте звукоснимателей и сменных игл для них кажется вполне закономерным. Из полезных для нашего брата аксессуаров отмечу липкие валики для удаления пыли с пластинок и внутренние антистатические конверты.

Что касается картриджей, то в каталоге Nagaoka их девять, причем продаются они как вместе с шеллом, так и отдельно. Для теста был выбран первый вариант исключительно из соображений удобства и экономии времени, а вот при покупке стоит подумать, есть ли смысл платить почти $100 за шелл, даже такой легкий и изящный. Упаковка выше всяких похвал — в красивой коробочке вертикально установлен прозрачный стакан, а внутри него закреплен сам картридж.
Все звукосниматели Nagaoka, даже самые дорогие — MM, с подвижным магнитом. Модель MP-150 в линейке средняя, выпускается в корпусе зеленого цвета. К шеллу она крепится через толстую платформу, изготовленную из углеволокна, она увеличивает массу (т.е. уводит собственный резонанс из звукового диапазона частот) и эффективно гасит вибрации. Алмазная игла имеет профиль SuperFine с радиусом 15 микрон, ее грани отполированы до зеркального блеска — вот где пригодился наработанный почти за 70 лет опыт. Кантилевер конической формы изготовлен из твердого алюминиевого сплава, он приводит в движение легкий, но мощный самариево-кобальтовый магнит. Благодаря применению современных материалов и продуманной конструкции подвижной системы удалось получить высокое напряжение на выходе (4,5 мВ при колебательной скорости 5 см/с) и тем самым улучшить отношение сигнал/шум при воспроизведении. Корпус имеет внутренний экран, защищающий катушки от помех извне. Изношенную иглу легко заменить, но новая вставка JN-P150 обойдется почти в 3/4 цены головки.
Подвижная система MP-150 довольно жесткая, ее податливость всего 6 * 10-6, поэтому оптимального резонанса проще достичь с тяжелыми тонармами. Мне пришлось установить дополнительный 2-граммовый груз на шелл, компенсировав его противовесом.

Следующая в иерархии модель, MP-200, от описанной выше отличается цветом корпуса (приятного лилового оттенка), расширенным до 23000 Гц диапазоном частот, лучшим разделением каналов и более гибкой подвижной системой (податливость 7,2 * 10-6). Последнее обстоятельство, впрочем, не исключает необходимости применения тяжёлых тонармов. Кантилевер изготовлен из бора — сверхпрочного аморфного элемента, не имеющего собственной частоты резонанса. Прижимная сила в пределах 1,5 — 2 г сулит довольно гуманное обращение с пластинками. Сменная вставка — JN-P200.
Итак, начинаем с младшей MP-150. Должен заметить, что для такой цены звучание можно считать просто выдающимся. Головка держит дорожку лучше эталона (трекабилити 80/90 микрон) и отличается почти идеальным тональным балансом. У нее вполне удовлетворительный бас, может, чуть гулковатый (следствие высокой жесткости подвеса?), но достаточно разборчивый. Середина очень интересная — ровная, но отнюдь не скучная. Деревянные духовые и перкуссии совсем как живые, скрипки тоже — с характерной шероховатостью, или, как иногда говорят, с канифолью. В верхнем диапазоне чувствуется легкая вуаль, а тарелки в финале «The Mule» Deep Purple, записанные с легкой перемодуляцией ленты, кажутся более жесткими, чем обычно. Зато энергетика прекрасная, щипок струны передается буквально как ударная волна.
У MP-200 такой же характер — ровный, с правильной расстановкой смысловых акцентов. Но она высвечивает больше музыкальных нюансов, что особенно заметно на записи с широким частотным и динамическим диапазоном. Например, диск Кассандры Уилсон звучит несколько богаче и по тембрам, и по микродинамике. Вуаль почти исчезла, верх стал прозрачнее. Драйв такой же мощный, как у MP-150, и по динамическим контрастам «двухсотая» может потягаться с гораздо более дорогими MC-головками. Хотя от нашего эталона отличается меньшей информативностью на краях диапазона и отсутствием самого нижнего баса. Как ни странно, но трекинг у нее чуть хуже — 70/80 микрон, возможно, ей нужна более серьезная разминка. Учтите, что обе головки склонны подчеркивать сибилянты, и это особенно проявляется при неточно выставленном усилии прижима.
ПОРАДОВАЛО Nagaoka MP-150/MP-150H
Живая и натуральная середина, мощная энергетика.
ОГОРЧИЛО Nagaoka MP-150/MP-150H
Жесткость на ВЧ при высоких уровнях, легкая вуаль.

ПОРАДОВАЛО Nagaoka MP-200/MP200H
Великолепный драйв, правильный тональный баланс, прозрачный верх.
ОГОРЧИЛО Nagaoka MP-200/MP200H
Слабоватый трекинг, ослабленный нижний бас.

Комментариев нет: