среда, 28 августа 2013 г.

Обзор 4-х полосная напольная стереопара Wharfedale Jade-7


Серия Jade от известного британского производителя акустики Wharfedale— совсем новая. Впервые она была продемонстрирована на Bristol Hi-Fi шоу в феврале нынешнего года, а продажи в Англии начались лишь в конце июля. Одновременно они появились и у нас, и этим, довольно редким случаем для отечественного рынка мы не замедлили воспользоваться. В нашей комнате прослушивания — старшая, самая необычная и интересная модель дебютной линейки, Jade-7.
Отказ от фазоинверторов можно расценивать как смелый шаг к качественному басу почти по непроторенному пути

Как это работает
Апериодическая мембрана (в отечественной литературе — панель акустического сопротивления, ПАС), пожалуй, наиболее редко используемый тип акустического оформления низкочастотного звена. Пальма первенства в разработке принадлежит компании Naim, которая применяла его в своих ранних моделях. По сути, это либо решетка, либо панель, обтянутая тканью, акустическое сопротивление которой неодинаково для различных частот.
 Преимущество систем с ПАС перед традиционными фазоинверторными, прежде всего, в лучшей переходной характеристике (меньше затягиваются фронты резких импульсов) и возможность получения ровной АЧХ с протяженным низкочастотным участком.
Кроме того, ПАС позволяет использовать НЧ-головки практически с любой добротностью, поэтому разработчик может выбирать их не только по параметрам Тиля — Смолла, но и руководствуясь их звуковыми качествами.
Недостаток таких конструкций — в отсутствии точных формул для расчёта и, как следствие, необходимость экспериментальной подгонки АЧХ под конкретную головку и объём корпуса.

Заявленные характеристики Warfedale Jade 7
 Характеристики напольной стерео пары Wharfedale Jade 7
Акустическое оформление : Апериодическая мембрана
Форма корпуса : параболическое сечение с твитером в обтекаемой капсуле вынесенным на скошенную верхнюю плоскость колонки
Количество полос     4
Рекомендуемая мощность усилителя  50-250 Вт
Чувствительность     88 дБ
Импеданс     6 Ом
Диапазон воспроизводимых частот  38-24000 Гц (±3 дБ)
Частота кроссовера    180 Гц, 590 Гц, 2.8 кГц
Излучатели напольной стереопары Wharfedale Jade 7
Тип излучателей  динамические
Высокочастотная динамическая головка:  25 мм
Среднечастотная динамическая головка: 76.2 мм
Среднечастотная динамическая головка: 165 мм
Низкочастотная динамическая головка:  2x 203.2 мм
Материал низкочастотника acufiber (акустическое волокно) 
Материал среднечастотника acufiber (акустическое волокно)  
Материал высокочастотника аллюминевый купол  
Конструкция напольной стереопары Wharfedale Jade 7
Подключение к усилителю раздельное : Bi-Wiring
Тип разьемов : двойные позолоченные винтовые клеммы
Шипы     
Съемный гриль     
Дополнительно
Размеры (ШхВхГ) 273 x 1180x 448 мм
Вес одной колонки 37 кг
Отделка корпуса глянцевая: 
  Черный лак/piano black, piano burgundy burr,
Отделка корпуса матовая :
  Black oak/черный дуб,Vintage Cherry/старая вишня, RoseWood/красное дерево
Страна ( офис ) Великобритания
Абсолютная динамика будет зависеть исключительно от способностей усилителя, потенциал самой акустики в этом плане кажется безграничным
Должен заметить, что Jade для Wharfedale не просто очередная серия акустики, но результат долгой и кропотливой работы, её выпуск вполне может стать знаменательным событием в жизни компании. Проектировал линейку Питер Камо (Peter Cameau), директор акустических разработок. Под его руководством был создан принципиально новый материал Acufiber (дословно — акустическое волокно), из которого изготовлены диффузоры низко- и среднечастотных головок. Это легкая ткань, состоящая из углеродных и стеклянных нитей, обладает высокой стойкостью к деформациям и эффективным внутренним демпфированием. Для придания дополнительной жёсткости на поверхности диффузоров сделаны рельефные рёбра.

Вторая особенность линейки в том, что ни в одной из её моделей не используется фазоинвертор. Полочные мониторы Jade-1, Jade-3 и тыловые Jade-SR выполнены в закрытом корпусе, а напольные Jade-5 и Jade-7, а также громкоговорители центрального канала Jade-С1 и Jade-С2 имеют довольно редкое акустическое оформление «Апериодическая мембрана». Подробнее оно описано в подрубрике «Как это работает», а в двух словах скажу, что такое решение позволяет получить быстрый и глубокий бас без побочных эффектов в виде бубнения и посторонних призвуков. По сравнению с пассивным радиатором, дающим аналогичный эффект, конструкция получается гораздо компактнее, поскольку не требует места для установки дополнительных головок. А применяется мембрана редко из-за отсутствия точных методик расчёта, поэтому требует солидных затрат на практические эксперименты и под силу лишь опытным и квалифицированным инженерам. Вообще же отказ от фазоинверторов можно расценивать как смелый шаг к качественному басу по почти непроторенному пути.

И наконец, нетрадиционная для Wharfedale форма корпуса с параболическим сечением и твитером в обтекаемой капсуле, вынесенной на скошенную верхнюю плоскость. Такая конструкция дороже и сложнее в серийном производстве, но отличается большей жёсткостью и сводит к минимуму внутренние отражения, способные испортить частотную характеристику.
Высокие и массивные колонки Wharfedale Jade-7 — четырёхполосные. За самый нижний бас отвечает пара 8-дюймовых драйверов с диффузорами из Acufiber, которые работают до 180 Гц, т.е. системы фактически представляют собой пассивный сабвуфер с надстройкой. Для более точной стыковки с ними среднечастотный диапазон поделён между двумя излучателями. Нижний калибра 165 мм также имеет диффузор из Acufiber, а верхний, 75-миллиметровый — из спечённого алюминиевого порошка. Дюймовый твитер с алюминиевым куполом воспроизводит частоты до 24 кГц. Точно такие же головки в различных сочетаниях используются и в других моделях серии.
Внешняя отделка — безукоризненная, у покрытия рельефная поверхность с характерной для дерева фактурой. Помимо чёрного дуба акустика выпускается также в вариантах Vintage Cherry и Piano Black, Burgundy Burr, RoseWood.
У колонки массивное основание, в котором сделаны горизонтальные щели — они-то и создают переменное акустическое сопротивление. Входные клеммы соединены широкими перемычками из неокисляющегося сплава. В комплекте белые перчатки, два набора шипов с разными углами заточки и подпятники.

Меня предупредили, что перед прослушиванием акустику нужно «прогревать» не менее двух суток. И это правда — после многократного прогона специального диска «Densen DeMagic» звучание пары раскрылось с удивительной очевидностью. Хотя порода Wharfedale чувствуется сразу, прежде всего по высочайшему гармоническому разрешению.
 Но в первую очередь я обратил внимание на нижний регистр, поскольку акустику с апериодическим оформлением раньше слушать не доводилось. Не могу сказать, что бас уж слишком отличается от «фазоинверторного», но есть в нём какая-то изюминка. Он глубок, но не грузен даже на фонограммах, специально записанных с подъёмом НЧ для демонстрации автомобильных аудиосистем [1]. И электронный, и акустический бас передаётся с характерными тембральными особенностями и не кажется монотонным. В этом, пожалуй, и заключается главное, сразу заметное на слух преимущество конструкции.

На симфонических записях [2] системы вполне реалистично воссоздают атмосферу концертного зала, разумеется, с поправкой на размеры комнаты прослушивания. Кстати, в помещениях скромной площади «семёрки» не раскроются, ранние отражения внесут хаос в звуковую картину. А что касается абсолютной динамики, то она будет зависеть исключительно от способностей усилителя, потенциал самой акустики в этом плане кажется безграничным. Редкие системы способны показать почти реальный масштаб симфонического оркестра с его динамическим диапазоном. Про гармоническое разрешение я уже говорил — оно настолько высоко, что иногда даже не верится, что воспроизводится обычный компакт-диск, а не файл в формате FLAC 24/192. Во многом это заслуга твитера, который передаёт высшие составляющие спектра с предельной естественностью и точностью. Медные духовые и ударные не теряют присущей им контрастности и блеска, отсутствует даже намёк на вуаль.
Музыкальный баланс в целом выдержан очень строго — это отличительная черта всей акустики Wharfedale — но мне показалось, что верхняя середина слегка окрашена, и чем выше громкость, тем это заметнее. Возможно, со временем, когда системы полностью разыграются, окраска исчезнет, по крайней мере, наши измерения не показали ни малейших отклонений в этой области.
Построение сцены не оставляет сомнений в том, что системы в паре подобраны с идентичными характеристиками. Панорама широкая, с явно выраженной перспективой в глубину, мнимые источники на заднем плане прорисованы достаточно чётко.
Внимание к деталям и тембральная точность в сочетании с колоссальной динамикой оставляют очень сильное впечатление.

Зависимость модуля полного сопротивления от частоты Wharfedale Jade 7
Вот, собственно, и результат нетрадиционного оформления — идеально ровный импеданс от 80 Гц до 1500 Гц и, как следствие — линейная фазовая характеристика. Это обещает правильную передачу динамических контрастов и благоприятно сказывается на воспроизведении вокала. Номинальное сопротивление ниже заявленного — 4 Ом, но с повышением частоты оно растет и на 20 кГц достигает отметки 6 Ом. Значит, от усилителя не потребуется большого тока там, где его искажения и без того максимальны.
Резонанс системы около 48 Гц, разделительный фильтр между СЧ и ВЧ-головками, судя по малой высоте резонансного пика, имеет фазовыравнивающие звенья.

Амплитудно-частотная характеристика Wharfedale Jade 7
И здесь результат впечатляет: в диапазоне 60 Гц — 12 кГц неравномерность АЧХ в реальном помещении не превышает ±2 дБ. Твитер с тонким алюминиевым куполом дает интерференционный провал на 16 кГц, но затем его отдача резко возрастает вплоть до ультразвуковой области.
 Диаграмма направленности просто вне критики — при отклонении от акустической оси на 30 и 50 град. вид кривых (зеленой и красной соответственно) абсолютно идентичен вплоть до 20 кГц. Это гарантирует правильное построение пространства и точную локализацию источников.
 Чувствительность Jade 7 порядка 88 дБ, поэтому для озвучивания комнаты от 30 м2 (а в меньшем помещении АС ставить нет смысла) понадобится усилитель от 100 Вт на канал.


Комментариев нет: