Компактные и удобные саундбары постепенно вытесняют с рынка недорогие AV-ресиверы, а вот спрос на акустические комплекты 5.1 по-прежнему высок. Что вполне объяснимо: современные телевизоры и видеопроекторы создают потрясающе реалистичную картинку, которая требует адекватного звукового сопровождения.
При проектировании подобных комплектов производители пытаются увязать воедино несколько противоречивых критериев — изящный дизайн, высокое качество звучания и доступную цену. Как уже не раз говорил, побеждает в этом соревновании тот, кто имеет большой опыт и способен нестандартно мыслить, ведь оторваться от конкурентов в наше время можно лишь за счёт оригинальных и инновационных решений.
Комплект JBL LOFT относится именно к этой категории. Посмотрите на фронтальные LOFT50 — при максимально зауженной лицевой панели и небольшом объёме корпуса нижняя граница воспроизведения опущена до 37 Гц, как у классических напольных систем. Это стало возможным благодаря необычному расположению басовых драйверов и наличию двух фазоинверторов с разной частотой настройки. 6,5-дюймовые головки установлены строго напротив друг друга на боковых стенках и работают пуш-пулльно. За счёт этого увеличивается площадь излучения, а вибрации корпуса, наоборот, снижаются — они взаимно компенсируются. Правда, такие колонки не удастся втиснуть в узкое пространство, их лучше разместить свободно по краям экрана.
Кстати, лицевая панель у JBL LOFT50 заужена не только из эстетических соображений (хотя дизайн при выборе акустики вещь далеко не последняя) — в такой конструкции отражения и, как следствие, интерференция звуковых волн минимальны. При прочих равных условиях частотная характеристика получается более линейной, а звучание — натуральнее. Обратите также внимание на расположение средне- и высокочастотных излучателей. В верхней части симметричная схема Д’Апполито — дюймовый твитер с синтетическим куполом установлен между двумя одинаковыми среднечастотниками. Напомню, что такая конфигурация отличается расширенной диаграммой направленности, что, в свою очередь, благоприятно сказывается на построении пространственной картины. Кроме того, твитер помещён в фирменный волновод EOS (Elliptical Oblate Spheroidal), улучшающий согласование с соседними головками. Нижний драйвер увеличивает площадь излучения средних частот, за счёт чего повышается и перегрузочная способность.
Тыловые мониторы LOFT30 и центральный канал LOFT20 — двухполосные, построены на том же наборе динамиков, что и фронтальные, за исключением низкочастотных. Идентичность гарантирует оптимальное согласование каналов и однородное звуковое поле даже в неблагоприятных акустических условиях. Все диффузоры изготовлены из фирменного композита PolyBass — целлюлозы, усиленной полимерными волокнами. Материал очень лёгкий и хорошо противостоит деформациям, поэтому динамики отличаются натуральным звучанием и способны работать без искажений на большой громкости.
Фазоинверторы FreeFlow смоделированы на компьютере таким образом, чтобы порт создавал как можно меньше шума. И наконец, кроссоверы. Патентованная схема SSP™ (Strait-Line Signal Path) предусматривает кратчайший путь сигнала при оптимальном распределении частотных полос между конкретными драйверами.
В сабвуфере JBL SP150 порт с очень необычным раструбом выведен вперёд, а 10-дюймовый динамик смотрит вниз. Отражения от пола повышают отдачу в нижнем регистре, но характер баса может отличаться при мягком ковровом покрытии или голом паркете. Во встроенном 150-ваттном усилителе имеется фильтр НЧ с плавной перестройкой в пределах 50 — 150 Гц. Фаза инвертируется тумблером 0/180 град. Предусмотрен как линейный вход, так и акустические пружинные терминалы для подачи сигнала высокого уровня. При включении шильдик на лицевой панели подсвечивается двумя синими светодиодами.
Вообще говоря, из комплекта LOFT можно собрать и семиканальную систему (при наличии мониторов LOFT40), но мы ограничились наиболее востребованным вариантом 5.1. Полоса сабвуфера была ограничена по максимуму, на 50 Гц, поскольку фронтальные системы и сами по себе довольно басовитые. Кстати, слушать начали в режиме стерео, подключив акустику к ресиверу Denon AVR-4520. Должен заметить, что LOFT50 прекрасно звучат и в обычной музыкальной системе, причём особенно впечатляет именно бас — быстрый, точный и глубокий. Стереокартина тоже получается убедительной, с масштабной и детально прорисованной сценой. В целом тональный баланс линеен, хотя на вокале и некоторых инструментах в среднечастотном диапазоне есть окраска, особенно заметная на высокой громкости. Верхний диапазон воздушен и прозрачен, что очень оживляет звучание.
Работу в многоканальном варианте оценивали по диску Blu-ray «Человек-Паук 2». Стоит отметить высокую разборчивость, филигранную передачу объёмного пространства с плавным движением объектов по замкнутому периметру. Центральный канал в меру информативен, хорошо передаёт нижний голосовой регистр, благодаря чему все диалоги становятся выразительными и достоверными. После автокалибровки ресивера сабвуфер прекрасно вписался в систему, не внося в общую картину ничего лишнего. Однако его перегрузочная способность не слишком велика, на самых громких ударах натуральность воспроизведения несколько снижается. Пространство в целом по-настоящему трёхмерно, тыловые эффекты уходят далеко на задний план, гармонично дополняя общую картину.
JBL LOFT50 пригодны для использования с большими проекционными экранами — в комфортной зоне прослушивания можно разместить до пяти придирчивых зрителей.
Зависимость модуля Z от частоты JBL LOFT50
Наличие двух НЧ-драйверов и двух портов с разной частотой настройки обусловило столь необычную картину в левой части графика. Основной резонанс системы 50 Гц, но есть ещё и дополнительный — на 130 Гц.
Номинальное сопротивление системы 5 Ом, на высоких частотах импеданс плавно растёт, достигая на границе слышимого диапазона значения 8 Ом. Это значительно облегчает выбор ресивера, поскольку от него не потребуется большой ток в ВЧ-диапазоне, где искажения наиболее заметны. Разделительный фильтр с центральной частотой 2400 Гц даёт невысокий резонансный пик — скорее всего, в схеме предусмотрена компенсация реактивной составляющей головок.
Амплитудно-частотная характеристика JBL LOFT50
Линейность далеко не идеальна, особенно в голосовом диапазоне, тем не менее резких пиков и провалов на кривой нет. Волнообразность характеристики обусловлена интерференцией волн от многочисленных драйверов, расположенных в непосредственной близости друг от друга. Резкий подъём отдачи твитера выше 4 кГц легко устраняется разворотом колонок в центр или в стороны. При этом характер звучания в остальном диапазоне не изменится, поскольку кривые выглядят одинаково при отклонениях от оси на 30 и 50 град. Широкая диаграмма направленности обещает правильную сцену даже при несимметричном расположении колонок относительно слушателя. Спад звукового давления, создаваемого мидбасовой головкой по уровню -3 дБ, происходит на 80 Гц, и здесь ей уже помогает фазоинвертор, работающий вплоть до 45 Гц. Резонансы порта незначительны.
Положительный момент, облегчающий выбор ресивера — высокая, около 90 дБ, чувствительность.
Амплитудно-частотная характеристика JBL SP-150
Как всегда, АЧХ снималась в ближнем поле в крайних положениях регулятора частоты среза (красные кривые). В широкой полосе сабвуфер эффективно воспроизводит частоты от 65 до 160 Гц (-3 дБ), а в узкой — от 50 до 100 Гц. Падение отдачи во втором случае легко компенсировать регулятором уровня, конкретное его положение придётся искать экспериментально. Фазоинвертор настроен на 41 Гц (чёрная кривая), что довольно высоко для 10-дюймовой головки. При максимальном ограничении полосы порт не даёт посторонних призвуков.
Плюс JBL LOFT : Классический дизайн, безукоризненное исполнение. Хорошее согласование с сабвуфером, убедительная динамика, правильное построение пространства.
Минус JBL LOFT : Лёгкая окраска в среднем диапазоне, ограничение динамики в НЧ-канале.
Вывод JBL LOFT : Оптимальный комплект для комнаты средних размеров, при наличии автокалибровки прекрасно звучит даже в неблагоприятных акустических условиях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий