среда, 11 сентября 2013 г.

Домашний кинотеатр: видео проекция без черных полос

Домашний кинотеатр: видео проекция без черных полос
Почти все фильмы, записанные на Blu-ray диски, имеют формат 21 : 9, при их просмотре на проекционном экране с соотношением сторон 16 : 9 все удовольствие портят черные полосы сверху и снизу. На них приходится около 25 % всей площади экрана. Применение специальных оптических насадок позволит вам использовать весь потенциал вашего проектора  и насладиться более ярким изображением в ультрашироком кинопроекционном формате.

                              
Вы видите изображение кинопроекционного формата Cinemascope 2.40 : 1 на экране с соотношением 16 : 9: все впечатление портят темные полосы сверху и снизу.
Ниже – та же картинка, спроецированная на экран формата 21 : 9.
       
                         
                                                           Проекция без черных полос
Изображение, которое дает проектор с функцией предварительного искажения 21 : 9. Мы видим, что в этом случае чип, отвечающий за изображение, используется полностью. Ниже дано изображение после применения оптических насадок, которые производят коррекцию изображения, возвращая ему оригинальные пропорции. Картинка полностью занимает экран формата 21 : 9.
Проекцию без черных полос можно получить только при помощи видеопроектора, который поддерживает функцию предварительного искажения 21 : 9 (вертикальное растягивание картинки), и так называемого анаморфота. Анаморфот – это специальная оптическая насадка (линза или призма), задачей которой является восстановление первоначальных пропорций изображения. Конечно, экран в этом случае обязательно должен соответствовать формату 2.40 : 1. Фирма Panamorph специализируется на изготовлении таких призм, немецкий дистрибьютор этой фирмы предоставил в наше распоряжение две оптические насадки. Во время теста мы проверили их на наличие различных оптических дефектов и оценили практичность их применения в повседневной практике.
Необходимость предварительного искажения
На Blu-ray диски записываются фильмы в разрешении Full HD, т.е. 1 920 × 1 080 пикселей, они  полностью занимают экран формата 16 : 9. Соотношение сторон изображения при этом может колебаться между 1.78 : 1 и 1.85 : 1. Это значит, что ширина картинки в 1,78 (1,85) раз больше, чем высота. Однако около 70 % всех голливудских фильмов сняты в ультрашироком кинопроекционном формате (Cinemascope, 2.35 : 1 или 2.40 : 1), поэтому их отображение на экране домашнего кинотеатра неизбежно сопровождается появлением черных полос сверху и снизу от изображения. При проектировании таких фильмов сокращается эффективность использования доступного разрешения, активной остается только площадь 1 920 × 810 пикселей, а более полумиллиона пикселей просто перестает использоваться.

                                                        Проекция без черных полос
 Дополнительные оптические насадки устанавливаются перед объективом при помощи моторизованной каретки. Управление осуществляется через дистанционный пульт, входящий в комплект поставки, или 12-вольтный триггерный выход проектора.
В тестовой инсталляции мы использовали проектор DLA-HD950 компании JVC, так как в нем предусмотрена функция предварительного искажения 21 : 9. Она позволяет растягивать видео на всю высоту экрана, после чего черные полосы исчезают. Естественно, это искажает пропорции изображения, круглые предметы становятся эллиптическими. Для чего это делается? После проведения предыскажения задействованным оказывается весь видеочип проектора. Начинают использоваться все пиксели, возрастает яркость изображения. Так, во время проведения нашего теста яркость повысилась примерно на 20 %.
 Использование полного разрешения в 1 920 × 1 080 пикселей напоминает обычное интерполирование  изображения, так как запись фильма на Blu-ray имеет лишь 810 активных строк. Эта проблема более эффективно решена в записях на DVD, где анаморфные искажения проводятся перед сохранением видео, что дает возможность из широкоэкранной записи сразу получить изображение, использующее полное разрешение.
 Мы использовали анаморфную линзу UH480 (за 3 872 евро), задачей которой стало восстановление пропорций изображения. Для этого картинка растягивается по горизонтали, благодаря чему она приобретет кинотеатральный формат.
Аккуратная установка
Анаморфот по вашему выбору может поставляться в комплекте со специальной пластиной, при помощи которой он потом закрепляется перед линзой проектора. Коррекция искажений происходит через весь оптический комплекс. Устанавливать дополнительную линзу следует предельно аккуратно, особую важность приобретает ее точное ориентирование перед проектором: малейшие сдвиги могут быть чреваты геометрическими искажениями картинки и нарушениями резкости. Если ваш проектор закреплен на потолке, обратите внимание на существенную прибавку общего веса инсталляции: одна только оптическая насадка добавит около 3,8 кг.
 Другой вариант установки линзы – это закрепление ее на моторизованной каретке A480SYS (2,3 кг), что обеспечит безупречную работу вашей насадочной оптики. Ее можно заказать вместе с призмой компании Panamorph за 6 238 евро. Каретка имеет свой блок питания, в комплект поставки также входит пульт дистанционного управления, подключить который можно в том числе через 12-вольтный триггерный выход проектора. Достаточно нажать на кнопку, и оптическая насадка автоматически подкатывается к линзе проектора или отъезжает в сторону. Это очень удобно при работе с видеоматериалом с оригинальным форматом  16 : 9, например, видеоиграми, ведь таким образом мы получаем неискаженное, естественное изображение. Дополнительная насадка имеет широкое входное отверстие (апертуру), что дает вам некоторую свободу при инсталляции, так, применение линзы не влияет на фокус, кроме того, можно пользоваться функциями шифт-объектива.
 Функцией приближения следует пользоваться с осторожностью, так как чрезмерное увеличение картинки может привести к возникновению геометрических искажений и потере резкости. Использование линзы FVX200J, которая, наоборот, сжимает изображение по горизонтали (2 993 евро), не даст вам такой свободы действий. Ее входное отверстие в несколько раз уже, поэтому при выполнении малейшего приближения или использования функций шифт-объектива изображение обрежется или выгнется, потеряв свою геометрию. Хотя FVX200J и не избавит вас от черных полос, применение этой линзы позволит повысить яркость изображения, так как в этом случае задействованным оказывается опять-таки весь видеочип проектора. Во время теста мы зафиксировали повышение яркости примерно на 20 %. Если монтаж проведен правильно, значение зума и положение шифт-объектива выставлены точно, то обе линзы дадут отличный результат без геометрических искажений и потери резкости.

                                                  Проекция без черных полос
На фото : С монтажом компрессионной линзы FVX200J справиться не так уж сложно. Предусмотрена гибкая система крепления, которая подойдет к большинству проекторов. Проекция без черных полос

                                                  Проекция без черных полос
На фото : Для получения полной проекции формата 16 : 9  следует удалить насадочную оптику. Если есть моторизованная каретка, то здесь не возникнет никаких трудностей, немного сложнее это сделать при жесткой инсталляции.
Впечатления от тестирования
После установки анаморфной линзы UH480 мы были поражены качеством проекции тестового фильма в формате 21 : 9. Изображение без черных полос, конечно, очень привлекает: однажды увидев, больше не захочется смотреть по-старому. Управление, особенно после инсталляции моторизованной каретки, очень удобное, проектор используется на полную мощность. Кроме увеличенного изображения без черных полос, радует также заметно усилившаяся яркость картинки.
 К сожалению, цены на оптические насадки достаточно высоки. Если у вас есть экран формата 21 : 9, то вы, конечно, можете просто увеличить картинку, пока она целиком не заполнит экран. Темные полосы окажутся вне полотна. Однако в этом случае проектор теряет в яркости, для точного позиционирования проекции обязательно должна использоваться линзовая коррекция, короче, это можно рассматривать лишь как вынужденный, компромиссный вариант истинной проекции формата 21 : 9. Если же вы хотите получить совершенное, яркое изображение в сочетании с максимально удобным управлением, вы не сможете обойтись без приобретения насадочной оптической системы.

                                                                     Проекция без черных полос
Малое входное отверстие компрессионной оптической системы (на фото слева) исключает использование зума и линзовой коррекции, обеспечиваемой шифт-объективом.
Система UH480 (на фото справа) имеет большее отверстие.
 Информация в данной статье основывается на данных, полученных в результате тщательных исследований, и отражает положение вещей на момент опубликования. Разработки и обновления, произошедшие позднее, не могли быть включены в статью по объективным причинам. С благодарностью примем от вас информацию о возможно устаревших сведениях.
Автор: Dennis Schirrmacher
По материалам сайта:  DIGITAL fernsehen | Hintergrund • Ohne Balken projizieren
Иллюстрации/фотографии: Auerbach Verlag

Комментариев нет: