Сетевая музыка. Издания высокого качества, статья.(часть 3.)
Сегодня существует целый ряд форматов цифрового звука, превосходящих по качеству компакт-диск, причем доступны они как на физических носителях, так и в сети интернет. Что же сейчас слушают продвинутые любители качественного звука? Давайте разбираться.
В 2012 году цифровая музыка отмечает свое тридцатилетие и за этот немалый срок она успела весьма заметно эволюционировать. Сегодня существует целый ряд форматов цифрового звука, превосходящих по качеству компакт-диск, причем доступны они как на физических носителях, так и в сети интернет. Что же сейчас слушают продвинутые любители качественного звука? Давайте разбираться.
Возможности и качество формата CD-DA изначально были ограничены емкостью компакт-диска как носителя. По легенде, стандартная емкость компакт-диска 74 минуты была выбрана для того, чтобы была возможность записывать длинные классические произведения без разбивки на два диска. А если быть совсем точным, то эта цифра появилась благодаря 9 симфонии Бетховена – она длится именно 74 минуты. Еще одним заданным параметром была частота дискретизации 44.1 кГц. Эта цифра определяет верхнюю границу воспроизводимого частотного диапазона. Для CD, который должен был воспроизводить частоты вплоть до 20 кГц, это был минимально возможный уровень несущей частоты. В результате, единственным полем для маневра стала разрядность, уровень которой составил 16 бит. Применительно к звукозаписи, величина разрядности определяет ее динамический диапазон и разрешение.
Интерфейс программы EAC
Компакт-диск невозможно скопировать в память компьютера обычным способом, так как мы обычно копируем файлы. Для сохранения CD-DA понадобится специальная программа, так называемый CD-риппер (от англ. ripping, отрывать), программа, позволяющая преобразовывать данные, записанные на аудио-диске, в формат PCM (файл WAV). Правильно организованный процесс «рипования» CD-DA позволяет получить на жестком диске полностью идентичную цифровую копию. Звуковые компакт-диски обычно сохраняют на компьютере в виде одного большого аудиофайла FLAC (можно также WAV, WV или APE) с индексной картой CUE или в виде отдельных треков.
HDCD релизы
В роли лучшего цифрового аудиоформата компакт диск продержался не так уж долго — чуть больше десяти лет. В середине девяностых появился первый формат, позволяющий получить более высокое качество звучания. HDCD, представлял собой улучшенную версию CD-DA. Его отличие состояло в особом алгоритме записи, позволявшем сохранить в стандартном формате компакт-диска дополнительные данные о глубине дискретизации. При наличии декодера HDCD, выходной сигнал получал разрядность не 16, а 20 бит, что давало не стандартные 96, а целых 120 дБ динамического диапазона и весьма заметное на слух увеличение разрешения записи. При этом устройства без декодера HDCD воспроизводили такие диски, как обыкновенные CD-DA. Любопытно, что при сохранении такого диска на ПК тем же способом, каким «рипуются» обычные CD-DA и даже при использовании сжатия без потерь или перезаписи данных обратно на болванку в режиме CD-DA, свойства HDCD сохраняются.
Диски DVD-A и SACD как правило упаковывались в так называемый Super Jewel Box
Следующий скачок в плане качества звучания произошел в начале нового тысячелетия. На суд аудиофильской общественности было представлено сразу два HD аудиоформата, появившихся практически одновременно. DVD-Audio, ставший результатом дальнейшего развития традиционного способа записи и продвигаемый компаниями Panasonic и Toshiba. В стереорежиме он способен обеспечить характеристики записи 24бит/192кГц, а в многоканальном – 24бит/96кГц.
Конкуренцию ему составил формат SACD, который, кстати, куда меньше напоминал обычный компакт-диск, хоть и был назван «супер компакт-диском». Super Audio CD, разработанный компанией Sony, был основан на принципиально новом алгоритме кодирования DSD. Данный способ оцифровки предполагал однобитную выборку при сверхвысокой частоте 2,8224 МГц. Принципы кодирования и декодирования DSD потока гораздо проще, чем в высокоразрядных форматах и по своей сути ближе к принципам работы аналоговой техники. При этом, формат SACD сохраняет все преимущества передового цифрового формата и имеет выходные характеристики сравнимые с DVD-Audio как по качеству звучания, так и по количеству каналов.
Первый прототип SACD-проигрывателя Philips
И DVD-Audio, и SACD разрабатывались с высоким уровнем защиты от копирования, однако пытливые умы уже победили и тот, и другой формат, так что при желании, содержимое дисков обоих типов можно сохранить на ПК в виде образов ISO (без изменения структуры и кодека оригинала) или в виде треков формата FLAC в качестве 24бит/96кГц или 24бит/192кГц. Почти одновременно с форматами DVD-Audio и SACD, на свет появился еще один оригинальный формат издания музыки в высоком качестве: DAD 24/96. Аббревиатура DAD расшифровывалась как Digital Audio Disk (Цифровой Аудио Диск), но по сути это был DVD-Video со статичной картинкой и высококачественным звуком, который можно было воспроизводить на любом стандартном DVD-проигрывателе или ПК.
Музыкальные издания на Blu-ray
Очевидно, что при таком подходе вполне применимым для записи музыки в высоком качестве является и носитель Blu-ray, с его форматами HD звука, записываемого в высоком качестве без сжатия. Однако на данный момент изданий такого типа немного, а специальная версия формата BD-Audio имеет все шансы не увидеть свет, поскольку продажа высококачественного аудиоматериала уже весьма активно ведется в сети интернет. Все те, кто не желает самостоятельно конвертировать DVD-Audio, DAD и SACD диски в формат FLAC, могут совершенно официально купить уже конвертированные альбомы в качестве 24бит/96кГц или 24бит/192кГц на сайте HDtracks.com. Красивые буклеты в формате PDF прилагаются.
www.hdtracks.com
Завершая обзор возможных источников музыки высокого качества, стоит вспомнить про такое своеобразное явление как «винил-рипы». Это оцифровки виниловых дисков, выполняемые, как правило, в высоком разрешении. Качество таких записей всецело зависит от технической оснащенности и добросовестности ее создателей, но результат оказывается порой весьма интересным для ознакомления. А если учитывать тот факт, что часть виниловых релизов либо никогда не переиздавалась в цифре, либо переиздавалась в другом мастеринге, то качественные винил-рипы таких изданий приобретают буквально культурную и историческую ценность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий