Что такое DTS:X, или перестаньте считать колонки
В начале этого года на выставке CES 2015 калифорнийская компания Digital Theater System (DTS) анонсировала новый формат многоканального звука
DTS:X. Уже тогда многие эксперты с уверенностью заявили, что новая разработка
DTS станет серьезным конкурентом формату Dolby
Atmos, который успел наделать немало шума и произвел своего рода
революцию в мире многоканального звука.
В начале этого года на выставке CES 2015 калифорнийская компания Digital
Theater System (DTS) анонсировала новый формат многоканального
звука DTS:X. Уже тогда многие эксперты с уверенностью заявили, что новая
разработка DTS станет серьезным конкурентом формату Dolby Atmos, который успел
наделать немало шума и произвел своего рода революцию в мире многоканального
звука. Формат DTS:X, как и Atmos, основан не на каналах, а на аудиообъектах, и
ресивер сам на ходу определяет позицию того или иного аудиообъекта. Для DTS:X
неважно, сколько колонок задействовано в вашем домашнем кинотеатре, процессор
или AV-ресивер все рассчитает и оптимально распределит звуки. Выходит, Dolby
Atmos и DTS:X не просто схожи, а практически идентичны? В целом — да,
существенных отличий немного, но они все же есть.
Чем делают саундтрек DTS:X
Для создания звука в формате DTS:X режиссеры используют специальное
приложение MDA Creator (работает как плагин к монтажной программе), позволяющее
указать место, откуда должен исходить звук, и проложить траекторию движения
аудиообъекта в трехмерном пространстве. По сути, звукорежиссерам не нужно
задумываться, из какой именно колонки пойдет звук, за них это сделает
оборудование в режиме реального времени у пользователя дома или в коммерческом
кинотеатре. Саундтреки в формате DTS:X способны адаптироваться под разные
конфигурации акустики, в общей сложности система может работать с 32 колонками
одновременно. Как и в случае с Atmos, для достижения максимального эффекта DTS:X
требуется потолочная
акустика. Хоть это необязательное условие, создатели рекомендуют не
пренебрегать такой возможностью.
Скриншот приложения MDA
Creator
Многим может не понравиться идея размещения дополнительных колонок на
потолке, и поэтому производители предлагают специальную Atmos-акустику,
дополненную динамиками, направленными вверх, чтобы получить отраженный от
потолка звук. Но у DTS пока нет планов выпускать подобные акустические системы,
а подойдут ли колонки, заточенные под Dolby Atmos, однозначно сказать пока
нельзя. Хотя сама DTS утверждает, что никаких преград нет, и все должно
заработать. Ресиверы и процессоры с поддержкой DTS:X Что касается оборудования
для просмотра контента в формате DTS:X, то тут есть два пути: можно купить новый
AV-ресивер с поддержкой формата или же программно обновить тот, что уже имеется.
Большинство производителей уже заявили о поддержке нового кодека. Компания Denon
выпустит обновление для модели
AVR-X7200W, летом появятся апдейты для Marantz AV8802 и Trinnov Audio
Altitude32. А Onkyo, Pioneer и Yamaha планируют начать продажи DTS:X-ресиверов в
конце лета или в начале осени.
AV-ресивер Denon AVR-X7200W поддерживает Dolby
Atmos и DTS:X
Вот производители, которые уже согласилась включить новый формат в свои
устройства в 2015 году: Anthem, Denon, Integra, Krell, Marantz, McIntosh, Onkyo,
Outlaw Audio, Pioneer, Steinway Lyngdorf, Theta Digital, Trinnov и Yamaha. Также
заключены договоренности с производителями процессоров, среди них Cirrus Logic,
Analog Devices и Texas Instruments.
Контент в формате DTS:X
Пока DTS не опубликовала никаких списков контента в новом формате, однако
при создании вышедшего в апреле фильма «Мстители: Эра Альтрона» использовали
программное обеспечение MDA Creator, и студия Lionsgate анонсировала выход
BLu-ray-диска фильма «Из машины» («Ex Machina») с дорожкой в новом
формате.
Компания обещает до конца 2015 года начать продажи фильмов на
Blu-ray-дисках с саундтреками DTS:X. Кстати, еще неизвестно, будут ли студии
размещать звуковые дорожки Atmos и DTS:X на одном и том же диске. Есть большая
вероятность того, что придется отдельно покупать версии фильмов со звуком в
Dolby Atmos и DTS:X.
Фантастическая драма «Из машины» стала первым фильмом, который на
BD-диске вышел с дорожкой в DTS:X
У DTS есть планы сотрудничать со стриминговыми сервисами, возможно, в
следующем году появится потоковый DTS:X-контент. Что касается кинотеатров, то
известно, что американская сеть Carmike объявила о переходе на DTS:X. В семи
кинозалах (все они находятся в разных городах США) переоборудование уже
началось.
Сравнение DTS:X и Dolby Atmos
Хорошо, выше в общих чертах я рассказал вам про DTS:X, но о самом важном
все еще не было сказано. Больше всего нас волнует, чем отличаются форматы друг
от друга и в пользу какого сделать выбор. В чем же разница ?
Итак, в первую очередь стоит сказать, что у DTS вообще нет никакого
списка рекомендуемых конфигураций акустики, если Dolby советует определенные
комплекты с дополнительными потолочными динамиками (5.1.4, 7.1.2 и т.д.), то
инженеры из DTS сочли это бессмысленным. По их мнению, объектные кодеки тем и
хороши, что не имеют привязок к определенным конфигурациям колонок. Все зависит
от производителей акустики — они сами смогут решать, какими должны быть системы
для работы с форматом DTS:X.
Второе отличие заключается в том, что у DTS:X есть опция, позволяющая
управлять громкостью диалогов. DTS решила, что сделать диалоги полностью
изолированными от других аудиообъектов саундтрека — хорошая идея. Многие
жалуются, что не слышат речь из-за других шумов, так вот теперь у них будет
возможность сделать речь погромче. Но нет уверенности, что самим режиссерам
понравится такая функция, ведь зачастую персонажи говорят тихо тогда, когда это
нужно, и вряд ли именитый режиссер позволит зрителю нарушить его задумку.
Потолочная акустика в большом
кинозале
Еще одним моментом, где разница между Dolby Atmos и DTS:X может быть
существенной, стало умение производить повышающее микширование — преобразование
стандартных 5.1- или 7.1-треков в 11.1, 9.1.2, 5.1.4 и т.д. У DTS эта технология
называется Neural:X — например, стандартный саунтдрек в формате DTS-HD MA 7.1
может быть преобразован ресивером для воспроизведения на комплекте акустики с
дополнительными потолочными колонками. Технология сама подстроится под имеющуюся
конфигурацию. У Dolby Atmos функция апмиксинга тоже имеется, но какой из двух
форматов справится с задачей лучше, пока сказать сложно.
Итог
Главная задача DTS:X на ближайшие пару лет заключается в том, чтобы догнать
Dolby Atmos. И это будет не так уж просто — думаю, немногие захотят что-то
менять в своих недавно купленных Atmos-системах только для того, чтобы
попробовать «что-то примерно похожее, но немного другое». А если учесть, что
Dolby уже заявила, что собирается открыть не менее 100 кинотеатров Dolby Cinema
по всему миру до 2025 года, то у DTS есть причины поторопиться. Небольшие
«условные» преимущества могут сыграть свою роль, но по большому счету, DTS не
предложила чего-то кардинально нового. Для нас (потребителей) вся борьба между
двумя компаниями встает на второй план. Намного важнее то, что DTS и Dolby
положили начало новой эре в мире объемного звука. И в ближайшие годы остается
лишь запастись терпением и ждать всевозможных дополнений, обновлений и
улучшений, которые обязательно появятся в условиях конкурентной борьбы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий