воскресенье, 11 сентября 2016 г.

Обзор/Перейти Рубикон:акустика DALI Rubicon 6

Обзор/Перейти Рубикон:акустика DALI Rubicon 6
Среди 11 серий акустических систем, известной датской компании DALI (Danish Audiophile Loudspeaker Industries) серия Rubicon занимает третье место сверху, своеобразная точка невозврата, поскольку далее следует модельный ряд Helicon и Epicon...

А это означает, что потенциальный покупатель переходит своеобразный Рубикон и попадает в сферу, где технологии используются в качестве средства для достижения главной цели – полноценного восприятия Музыки. Используя автомобильную лексику, можно утверждать, что Rubicon – это еще не «Роллс-Ройс», но уже не «Мерседес».
Модель Rubicon 6 представляет собой компактную (990 x 200 x 380 мм) напольную 2,5 – полосную акустическую систему массой 20 кг. Она оснащена двумя низкочастотными динамиками диаметром 165 мм и гибридным высокочастотным модулем, состоящим из отдельного излучателя с тканевым куполом диаметром 29 мм и ленточного преобразователя площадью 17 x 45 мм. Оба динамика расположены на общей металлической пластине, изолирующих их от воздействия низкочастотных излучателей.
Если сравнивать с другими напольными колонками, то «шестерка» выглядит наиболее пропорционально по сравнению с флагманской моделью Rubicon 8 и Rubicon 5, которая, по сути, является полочной конструкцией, помещенной в высокий корпус.
Любой уважающий себя производитель имеет несколько своих фирменных разработок, которыми гордится. Например, коаксиальный (соосный) динамик у KEF и Tannoy, мембрана из искусственного алмаза у B&W, или трансмиссионная линия у PMC. Естественно, что такая фирма, как DALI также имеет свои козыри, которые касаются, прежде всего, конструкции динамиков. Начнем с магнитной системы. Здесь разработчики предложили очень интересный вариант – технологию Soft Magnetic Compound. Дословный перевод – магнитно-мягкий компаунд – ничего не скажет непросвещенному человеку. А суть в том, что сам магнит изготовлен из гранул, каждая из которых помещена в керамическую оболочку. Порошкоообразная масса прессуется в соответствующую форму b таким образом мощный магнит, который значительно ослабляет вихревые токи и существенно уменьшает искажения, особенно в частотном диапазоне 1000 – 200 Гц (третья гармоника), оказывающие пагубное влияние на восприятие музыкальных записей.

Исследования показали, что именно третья гармоника (нелинейные искажения на частоте, в три раза большей, нежели основной тон) вносит в звук диссонансные вибрации, вызывающие утомление слухового восприятия, и как следствие, желание уменьшить общую громкость. Технология Soft Magnetic Compound (SMC) позволяет практически полностью устранить петлю гистерезиса (неоднозначную зависимость вектора намагничивания от вектора напряженности магнитного поля) — снизить уровень нелинейных искажений.
Следующая фирменная разработка касается материала для мембраны. Инженеры фирмы разработали очень интересный композит - армированную древесными волокнами бумажную пульпу.
Использование древесных волокон позволяет нам получить легкие и жесткие диффузоры со случайным распределением плотности материалов, что облегчает достижение поршневого характера движения и значительно сокращает возможность возникновения резонансов. Резиновый подвес с малыми потерями спроектирован и изготовлен на заказ специально для серии Rubicon, а все компоненты динамиков смонтированы на алюминиевом шасси с максимальной свободой воздушных потоков вокруг магнитной системы и диффузора. Чтобы свести к минимуму внутренние резонансы, каждый низкочастотный динамик помещен в отдельную камеру, стенка которой выполняет роль дополнительной стяжки, которая повышает жесткость корпуса, а выходная труба фазоинвертора установлена на тыльной панели непосредственно напротив излучателя. Это решение помогает не только погасить турбулентность выходящего воздушного потока, возникающую при возвратном ходе мембраны, но и более точно настроить частоту фазоинвертора.
Несколько слов о гибридном высокочастотном модуле. Как уже было сказано выше, он состоит из тканевого купола и ленточной диафрагмы. Звуковая катушка специально сконструирована чрезвычайно легкой и подвижной, чтобы перекрыть более широкий диапазон частот, и расположена в поле мощного ферритового магнита, полностью контролирующего ее перемещение. Купол гибридного модуля начинает работать от 2.5 кГц, а на частоте среза в 14 кГц «передает эстафету» ленточному преобразователю, который поднимает высокочастотный диапазон до 34 кГц! Подобная конструкция обеспечивает больше воздуха и натуральную передачу тембров самых разнообразных инструментов.

Для проверки этого постулата было прослушано много самой разнообразной музыки. Началось все с последнего альбома американской группы Dream Theater The Astonishing. Поначалу показалось, то низов было предостаточно. Как любил говаривать один хай-файщик: «чтобы ломало грудную клетку». Все-таки два «басовика-затейника», поддержанные еще и фазоинверторами сделали свое дело. Однако после манипуляций с окончательной установкой колонок, удалось получить ровный частотный баланс по всему спектру. Басов не стало меньше, они просто стали более структурированными, четкими и рельефными, сохранив за собой основную функцию фундамента здания, которое мы называем сбалансированной звукопередачей. Приятно удивило воспроизведение акустических инструментов. Клавишник Джордан Рудесс вспомнил, что он прекрасно играет на рояле, а звукоинженер Ричард Хицки великолепно зафиксировал подобный порыв. Кстати, качество записи можно оценить на отлично. Я не случайно обратил внимание на этот факт. Дело в том, что характер звучания рояля, как и многих других акустических инструментов в записях рок-музыки и академических произведений разный. Даже, если сравнить альбомы Джона Лорда Pictured Within и Boom of the Tingling Strings. Оба представляют «нео-классическую» музыку, однако во втором рояль воспринимается более академично, чем в первом. Диск The Astonishing был записан в Нью-Йорке в Cove City Sound Studios. Эта студия не была замечена в «любви» к классике. Однако, результат получился великолепный. Все инструменты, в том числе даже приложение MorphWiz воспринимаются великолепно. То же самое можно сказать и о вокальных партиях, исполненных Джеймсом ЛаБри, который порадовал сильным чистым тенором с полным отсутствием выпяченных сибилянтов, хотя певец пытался «спровоцировать» колонки четким произношением distress (s-s-s-s), miss (s-s-s-s), mess (s-s-s-s) и так далее. Однако, DALI Rubicon 6 легко справились с этим вызовом. Что касается формирования сцены, то здесь также акустические системы заслуживают высокой оценки. Она объемная, трехмерная и выходит за границы колонок. Несмотря на ровный тональный баланс, при восприятии вокала создается впечатление, что солист находится на оси громкоговорителей, а аккомпанирующие инструменты как бы отодвигаются вглубь сцены.
Аналогичный эффект я наблюдал при прослушивании концертного альбома Лорины МакКеннитт Nights from the Algambra. Лорина родилась в шотландско-ирландской семье, в юношеском возрасте серьезно увлеклась историей и культурой древних кельтов, в настоящее время считается одной из самых уважаемых экспертов по этой теме и популярной исполнительницей кельтской музыки. В своих песнях она сочетает элементы разных культур, однако в основе преобладает кельтский мелос. Концерт был записан в помещении круглой формы подобно ротонде, только больших размеров. Стен нет, вместо них колонны, то есть отсутствует отражение звуковых волн. И в этих условиях звукорежиссеры сотворили чудо. Прежде всего, очень четко прописаны инструменты, их тембровые особенности. В составе музыкального ансамбля кроме электроинструментов использованы арабская лютня уд, скрипка ребек, арабские барабаны мелкие ударные инструменты. Затем их месторасположение. Полукругом. И особая атмосфера музыкального представления. И это все снова легко воспринимается благодаря Rubicon 6.
Более «натуралистичные» записи представлены джазовыми композициями в исполнении трио Жака Лусье на альбоме Jacques Loussier Trio Plays Debussy. В оригинале фортепианные пьесы великого французского композитора-импрессиониста очень эмоциональные и наполнены особенной энергетикой, недосказанностью. Жак Лусье вместе с ритм-секцией по-своему интерпретировал их, сохранив основу, фотографичность образов. Например, при прослушивании композиции Clair De Lune («Лунный свет») легко представляешь (видишь) картину лунной ночи. Или L’isle joyeuse («Остров радости»). Необычайно яркая залитая солнцем картина. В отдельных пассажах, например в Reverie («Грезы») ощущаешь даже слияние академической музыки и джаза. В этой пьесе, чтобы подчеркнуть эффект  мечты, видения в состоянии полусна, барабанщик использует треугольник и рассыпчатость тарелок. Причем делает это необычайно деликатно.
И последнее - академическая музыка, или более конкретно Missa Solemnis («Торжественная месса» ре-мажор, Opus 123 Людвига ван Бетховена в исполнении хоров La Chapelle Royale & Collegium Vocale Gent Orchestre des Champs-Elise, под управлением Филиппа Эрвега. Произведение было написано для оркестра, органа, хора и солистов (сопрано, альт, тенор и бас), поэтому может быть использовано для демонстрации потенциала всей системы. В исполнении предложенного комплекта Burmester (проигрыватель компакт-дисков Burmester CD 102, предварительный усилитель Burmester 035, усилитель мощности Burmester 911 MK III) музыка звучала мощно, насыщено и чертовски увлекательно. Колонки DALI Rubicon 6, несмотря на свои скромные габариты (990 x 200 x 380 мм), сформировали трехмерную и объемную сцену. Голоса солисток (сопрано и альт) можно было легко отличить, благодаря тембровым нюансам. О мужских (тенор и бас) я уже и не говорю. Что еще? Разделение между инструментами оркестра, даже при ударах литавр. Вот здесь то и сыграл свою роль ленточный высокочастотный динамик. Естественно, он не дал возможности услышать звуки за пределами 18-20 кГц, но он прибавил «воздуха» между исполнителями и позволил воспринимать оркестр как некий пазл, который состоит из раздельных кусочков (инструментов) и одновременно представляет собой общую картину. Месса также богата на динамические перепады, резкие переходы от forte на piano и наоборот. При этом звучание колонок не било по ушам, а воспринималось легко даже на высоком уровне громкости. Особенно это впечатляло в части Benedictus, где солировала скрипка. После мощных аккордов с литаврами оркестр резко уходил в «тень» и создавал, таким образом, музыкальный фон для инструмента и солистов, что только усиливало эмоциональный эффект от прослушивания этого великого произведения.

In admiration of music – Восторгаясь Музыкой
Данная фраза является девизом фирмы DALI. И похоже, что у ее сотрудников отличный вкус. Я даже возьму на себя смелость предположить, что перед запуском новой модели ее демонстрационная версия путешествует по домам конструкторов и инженеров, где хозяева просто слушают любимую музыку и на основании своих впечатлений выносят вердикт – будет ли эта акустическая система пользоваться спросом у покупателей или нет. Мне кажется, что у Rubicon 6 с этим проблем не будет. Эти колонки оставляют скептикам мало шансов, чтобы выявить недостатки. Посудите сами. Внешне «шестерка» выглядит великолепно в белом блестящем лаке, а ведь есть еще вариант в черном рояльном, а также два варианта отделки натуральным шпоном (красного и орехового дерева). Корпус и динамики создают эффект завершенного изделия. Чувствительность составляет 88 дБ при номинальном сопротивлении 4 Ома, поэтому с ними сработается даже 60-ваттный усилитель. Однако главное достоинство DALI Rubicon 6 – это необыкновенная музыкальность при передаче любых жанров. Помните, что означает крылатая фраза «перейти Рубикон»? Правильно, принять необратимое решение. Так вот, мне кажется, что название хорошо подходит к этой серии. Ведь послушав, как звучит Музыка через Rubicon 6, вы никогда не захотите вернуться назад. Как любит говорить Генеральный исполнительный директор DALI Ларс Ворре: «Чем лучше звучание, тем прекраснее жизнь». Прекрасно сказано. Мне нечего к этому добавить.

Комментариев нет: