Onkyo : 7.2 или как не надо выбирать AV-ресивер
Интересную статистику касательно выбора AV-ресивера выдал отечественный сайт и форум компьютерщиков, IXBT. Очевидно, опрос проводили сами компьютерщики среди своих же. На вопрос «Кому вы доверяете?» участники опроса поголовно ответили: «Форумчанам» и «сайту IXBT». Пробежав наугад страницы 136-страничного (!) форума «Выбор ресивера», я сильно сомневаюсь в а) адекватности «статистики» б) адекватности аудитории в) будущем сайта, PC-театра, музфайлов и иже с ними «и-нета» (с его же «не уже ли-грам мати кой»). Дело в том, что решительно ни чего Шень Ки (черт, заразился!) нового я не вынес. И крайне мало верного, а время-то потерял. Как и в иных «про» (это новообразование все ж от слова «профессионал» или «проходимец»?) форумах, за как бы эффектным жаргоном и кустарными метафорами здесь были лишь перепевы инженерных мифов и отсылки к корпоративным сайтам и презентациям вроде «Пионеровского».
О да. некие топовые «Пионер» да «Денон» кубической формы да в 2-блочном исполнении имеют конструкторские достоинства, и мозговые центры отделов маркетинга их размахали на 100 кБ текста, диаграмм и «внутренних» фото. Но нынешнего покупателя должен настораживать сам факт: «Сансуи», «Грюндиг», «Акаи» за эпоху hi-fi тоже настрогали классных презентаций, но их шедевры либо неприменимы в цифровом домашнем театре, либо сегодня должны быть заново укомплектованы. И в их топ-моделях по определению немало «революций» и изощрений. Ведь габаритная топ-модель обязана их иметь. Другое дело — как инженер и бренд распорядятся наворотами.
Можно декларировать и «подтвердить» графически хоть черта, а не только какой-то там «низкий джиттер» или «действительное усиление в Классе Д», «чистый Класс А» и прочие волшебные заклинания. И я мог не ходить по IXBT-ссылке, чтоб убедиться в этом. Но при этом кто-то из слабонервных читателей может капитулировать как тот блохастый чапаевец перед «психической атакой» строя опрятных белогвардейцев. Я же знаю — сто раз по опыту и не желаю перепроверять в 101-й — что «Пионеровские» аудио-схемы и особенно сетевые и прочие проводники резали, режут и будут резать сигнал на ВЧ. То же самое — «Денон». Эти два бренда просто соревнуются в наиболее тусклом и мерзком, обезжиренном и обескровленном звуке.
Я задавал этот вопрос тем же инженерам, кому угодно — никто толком не знает как и почему, но бренды и сегодня продолжают последовательно реализовывать тот характер звука, который исторически сложился в период их становления. Я был на производстве и на этапах настройки, где АЧХ может отображаться линейно, и… при этом давать разительно иной звук, чем аппарат под другим брендом с теми же «характеристиками» на осциллографе у инженера.
Меня можно было б списать как психопата, однако то же самое констатировали Кен Кесслер, Ноел Кейвуд и Дима из журнала «АудиоМагазин». Это десятилетиями вкусно обсасывают лучшие аудио-журналы Запада и принципиально чмырят журналы наши. Наши журналы даже в опросе IXBT занимают нижнюю жалкую строку доверия, но их выручает пока что общий терпимый объем реализации этой глянцевой макулатуры в масштабах страны. Даже в моем кругу есть пара идиотов, время от времени покупающих номер «любимого» из журналов. Идиот любит грешным делом почитать что-либо идиотическое, знаете ли…
Не надо путать звук мощный и свободный от слышимых искажений со звуком протяженной или, вернее, естественной для уха АЧХ. Есть и другие критерии окраски звука, но эти — важнее в разрезе нынешней нашей темы. Означенные топ-ресиверы «Денон» и «Пионер» — из числа первых. Поменяв им сетевой шнур, подобрав агрессивные яркие звуковые кабели, можно отчасти их спасти, но это все огромная работа с денежными же потерями. Кроме того, пока не cистематизированы бренды и конструкции HDMI-кабеля по влиянию на звук. Вообще HDMI-звук мало изучен.
Главный же аргумент решительно против означенных «брендов-фаворитов» — это даже не окрас звука. Дело в том — и я опять вынужден повториться — что фирмы переносят свою аудио-идеологию на функциональную схематическую инженерию. Они строят все, от видеотракта до калибровки аудио каналов и топологии меню, в таком же странном стиле, как и свой звук. То нет памяти на эквалайзер и уровень каналов, то «отодвинуты» нужные настройки меню, то неоправданно акцентированы настройки центрального канала по панораме, реверберации, ширине базы и черт знает чему еще.
Важным ограничением тут может оказаться невозможность пропустить один из странных этапов настройки, поскольку следующая не будет активироваться. И тогда каждый раз звук (или еще что-то) будет казаться недостроенным нездоровым. Я не утверждаю, что это все время имеет место — но с ресиверами «Сони», «Кенвуда», «БэБэКа» и «Свена» я этих сюрпризов поимел предостаточно.
Единственное приятное исключение в этой печальной «китайской логике» составляют «верхние» (не все!) плазмы «Пионер». Их знаменитая картинка берет истоки в эстетике большой кинокомпании Warner Bros., куда инкорпорирована фирма.
Как надо
Мне известны единицы ресиверов, которые нормально подмешивают функцию центрального канала к фронту и сабу, то есть позволюят обходиться без маячащего по центру комнаты ящика. К счастью, к ним относится новый Onkyo TX-NR656. Что еще важнее — это первая модель у меня на пути, которая дает вертикальную составляющую в звуковых образах (обработка PL2z, носитель Блю Рей) через отдельные «верхние» колонки. Это переконфигурированные дополнительные фронтальные колонки. «Верх» — не блажь или новый эффект, а важное средство зримо укрупнить и очертить образ в пространстве. Я у себя это вынужден делать, задавая величину спикеров в процессоре да ставя большие колонки позади себя, но как же неотвратимо эта образность нахлынет в 656-м! Ну а масштабный образ — главное преимущество винтажа, лампового аудио и вообще стереосистемы перед домашним театром.
Второй камень преткновения в ресиверах — один выходной разъем на сабвуфер. Помимо предмета вашей мечты — стереоконфигурации — в категории сабов лучшие эзотерические модели имеют по паре гнезд, которые необходимо выводить отдельно. К счастью, у него два гнезда.
Третье — калибровка каналов. Зачастую это лишь баланс уровней, но случается и тембральный, который невозможно скорректировать вручную. К счастью, 656-й имеет самую детальную версию калибровки и эквализации Одиссей. Микрофон так чувствителен, что подстроить некоторые вручную остается в пределах 1—2 дБ (делений), не больше того. Разумеется, большая заслуга в этом и у бортового процессора Aureus. И разумеется, бортовой ЦАП здесь — на нескольких чипах Burr-Brown 192/24.
Четвертое — видео апскейлинг. Речь не только о масштабировании, а о выдерживании сплошной картинки без зерна и «сечений». Слово «деинтерлейсинг» не употребляю как почти ругательное после стольких лживых деклараций и обещаний в стольких моделях проигрывателей и видео-процессоров. Я всегда скептически относился к видео-способностям конкретно у ресиверов, и, скажем, у 600-й модели, еще до эры HDMI, их не было. Теперь же, спустя лет 5 — иная картина. Сектор меню выводит на запоминаемые режимы, которые меняют все на глазах: игровой, зум, пользовательские настройки, контур, насыщенность и другие. Если у вас подкачало качество проигрывателя или проектора, но возможен «сквозной HDMI», то это выход. Лучше, чем менять их всех.
Пятое, ненавистное, но тоже... Onkyo имеет и пополняет файловую базу данных из Интернета и подключается к Интернет-радио, через функцию Ethernet Update. Процедура занимает полчаса. Гораздо симпатичнее функция TV Logic, позволяющая объемно выводить на комнату теле-звук. Если когда-то его достаточно было пустить через внешние колонки, то сегодняшняя детальность предъявляет требования построже.
При 20-см высоте корпуса и порядка 18 кг веса ресивер сильно уступает топ-моделям (у той же Onkyo) в паспортной мощности (здесь — по 135 Вт на 8 Ом). Но только не по реальному наполнению 20—30-метровой комнаты.
Ресивер уверенно, событийно, естественно и раскованно звучит через cочные маленькие DALI и через жесткие сухие и капризные Avantgarde Acoustics. Ручные настройки уровня и разные комплектации колонок превращают эту мощность и эту образность ресивера в безбрежный океан доброты. 656-й это первый цифровой усил, который я, гуру Елбаев, уверенно рекомендую с колонками всех времен и народов — MBL. Впрочем, в отношении Onkyo грех говорить «цифра». Все известные аналоговые достоинства конструкции их многоканальных усилителей мощности здесь дополнены конфигурацией «Дарлингтон». То есть особо массивными выходными транзисторами. Биампинг здесь уже не формальность, а средство превратить «цифру» в винтажный транзисторный усилитель.
То, что получилось у фирмы Onkyo, невозможно ожидать от других поставщиков ресиверов. Как говорил, дело в традиционной окраске звука. Onkyo в этом отношении лежит между двумя запредельными брендами, которые тоже эксплуатируют этот манящий «золотистый» верх. Верх, категорически вне способностей и компетенции «Пионера» и «Денона». Эти бренды: ублюдочно-агрессивный компрометирующий бренд всех лохов «Панас» и ушедший в ультра-хай-эндные высоты Marantz. Три марки — достаточно, чтобы сделать свой выбор. Каков ресивер — таков и его владелец. Так не облажайтесь же. Между нынешней и предыдущей моделью Onkyo — огромный прогресс.
Елбаев
Елбаев
Комментариев нет:
Отправить комментарий