В военно-популярной терминологии существует такое понятие — Game Changing Weapon. Вот, например, в начале века вы разводите лошадок, точите сабельки и планируете логистику подвоза фуража. А потом появляется танк, который отправляет всю кавалерскую науку на пенсию. Проходит время, и в начале следующего века какой-нибудь «джавелин» обнуляет искусство танковой стратегии. Это и есть «оружие, которое меняет правила игры». Вот так и в Hi-Fi-аудио одно время долго строили царство с трехэтажными CD-транспортами, пока его не разбомбили крошечными модулями компьютерного аудио.
До самого первого Audioquest DragonFly портативные комбо на базе ЦАПов/усилителей уже существовали, но идее недоставало изящества. То габариты как у пачки стирального порошка, то внешнее питание подавай — как будто мало на столе проводов от ноутбука, наушников и активной акустики. Audioquest DragonFly выглядел как флешка с выходом на мини-джеке. Асинхронный USB, два клока под частоты, кратные 44,1 и 48 кГц — спасибо, Гордон Ранкин (известный инженер, основатель Wavelenth Audio, который первым явил миру аудио асинхронную USB-передачу) — все по делу и ничего лишнего!Успех концепции Audioquest взбудоражил массу народу. Многие пользователи пытались приладить своих «стрекоз» через переходники еще и к смартфонам. Получалось — с ограниченным успехом. Дело в том, что напрямую тот же айфон отказывался запустить внешнее устройство из-за фирменных ограничений в энергопотреблении. Поэтому самые упорные шли до конца и включали в схему еще USB-хабы с питанием, чтобы система все-таки заработала. Но, конечно, все это выглядело уже не так аппетитно.
Модель 1.5 Black относится уже к третьему поколению DragonFly, в котором поддерживаются стандарты энергопотребления смартфонов. Теперь через Apple Camera Kit или USB-переходник OTG для Android можно провернуть мощный Hi-Fi-апгрейд своим звонилкам и планшетам. Рассмотрим особенности устройства по порядку.Хоть и говорят, что DragonFly напоминает флешку, взяв 1.5 Black в руки, понимаешь, что внутри кое-что посерьезнее: вес модуля чуть более 20 грамм. От предыдущей версии 1.2 новинку отличить несложно — по анодированному USB-разъему. С целью уменьшения потребления USB-микроконтроллер заменили с Texas Instruments TAS1020B на Microchip PIC32MX. С той же целью снижено напряжение на выходе с 1,8 до 1,2 Вольт. Как показала дальнейшая практика, для подавляющего большинства наушников этого значения хватает с головой.
Коммутация Audioquest DragonFly предельно лаконична — асинхронный USB-разъем с одной стороны, и 3.5-мм мини-джек с другой
Модель ЦАПа Sabre сменилась с ESS 9023 на ESS 9010. Как и в прошлых моделях, регулировка громкости в Black 1.5 — аналоговая. Самого регулятора на корпусе не предусмотрено — все управляется опосредовано, через ползунок громкости в компьютере или гаджете. В более дорогой версии 1.5 Red регулировка громкости уже цифровая, и другой ЦАП с более высокими характеристиками — ESS 9016, а напряжение 2,1 В на выходе позволяет раскачивать тугие 600-омные наушники.Устройство по-прежнему имеет потолок 24 бит/96 кГц и соответствующую индикацию на корпусе: 44,1 кГц — зеленая «стрекоза», 48 кГц — синяя, 88,2 кГц — янтарная и 96 кГц — фиолетовая. Тем не менее, приемник позволяет принимать и более высокие частоты дискретизации, которые автоматически будут понижаться до 96 кГц. Кстати, само наличие разноцветной индикации — это не игрушки, а весьма наглядная опция. Дело в том, что в интерфейсе компьютерного аудиоплеера висят, как правило, несколько вариантов вывода сигнала. Штатная саундкарта по умолчанию, например, может потребовать даунсемплинг аудио высокого разрешения до 48 кГц, и эти настройки плеера сохранятся при смене вывода на более прогрессивный приемник. С DragonFly этот процесс всегда под контролем, и вы видите настоящую разрядность сигнала, поступающего на ЦАП. ASIO-драйверов для DragonFly не предусмотрено, но и ставить ничего не нужно, просто включаете устройство в разъем — и все готово. С аудиопрограммами среды Windows он работает по равнозначным протоколам WASAPI или Kernel Stream.
Съемная крышка защищает USB-разъем плюс дополнительную защиту в походных условиях обеспечивает чехол из искусственной кожи
Замер сигналом по уровню 0 дБ на частоте 1 кГц не позволил достичь заявленных производителем 1,2 вольта. Впрочем, для любых наушников, исключая высокоомные модели, получается и так экстремально громко. Главное, что выходное сопротивление аудиовыхода DragonFly остается гораздо ниже отметки 10 Ом. Для гарантии отсутствия перекосов АЧХ и искажений, импедансы выхода и нагрузки должны различаться раз в пять минимум. Производители плееров не указывают этот важный параметр, и его приходится высчитывать самостоятельно, ориентируясь на падение напряжения с нагрузкой и без. Например, в моем рабочем ноутбуке значение импеданса составляет 50 Ом, поэтому при подключении низкоомных арматурных наушников звук искажается, становится грубым. С DragonFly это безобразие исключено.
Малое выходное сопротивление Audioquest DragonFly позволит улучшить совместимость с низкоомными наушниками
Даже неподготовленный слушатель в состоянии оценить разницу между звуком Audioquest и штатным аудиовыхлопом в ноутбуке, и он скажет «ух ты!». Процессоры Sabre верны себе даже в таких крошечных реализациях. Саунд быстр и прозрачен, каждая нота чеканит шаг: ни единого намека на размазанность. Мидбас прыгает как боксер на ринге, а сцена размером с космос. Де-факто, подобный архетип сегодня доминирует в подавляющем количестве реализаций на Sabre (а их очень много). Как к этому почерку отношусь персонально я? Противоречивое чувство.С одной стороны, такая подача как минимум веско укажет неофиту, что до этого он слушал какое-то барахло. Этот ЦАП определенно захочется всегда иметь под рукой в полевых условиях. Но все-таки не в качестве единственного источника в доме! Одно время CD-проигрыватели пытались подражать звучанию LP-проигрывателей, и рецензенты так или иначе воспевали аллюзии с аналоговым саундом. Но эти времена, похоже, позади. Так что сегодня на акустических фонограммах в исполнении Sabre мне хотелось бы большей живости тембров и слитности подачи.
Audioquest DragonFly в состоянии конкурировать даже с аудиокартами стационарных компьютеров
Совсем-совсем нейтральным источником DragonFly назвать нельзя. Он все-таки навязывает свою повестку дня в самой верхней середине и басах. Звук на слух воспринимается очень чистым и динамичным, но импульс появляется и исчезает мгновенно, не возникает клубка послезвучий, образующих собственно меломанскую ткань. Современным мейнстрим жанрам или какому-то clicks’n’cuts, такие источники как Audioquest DragonFly прочертят ритмическую линию с точностью плоттера. Но каким-нибудь рипам винила, особенно если там проскакивают искажения, придется худо: щелчки и хрипы будут предъявлены в форсированном виде. И если при работе с наушниками эти особенности не так заметны, то при подключении к стационарной аудиосистеме, опытное ухо убедится, что классические большие ЦАПы еще повоюют.
Адаптер Lightning/USB предназначен для переноса фото и видео с цифровой камеры на iPhone и iPad, но в нашем случае он служит мостом для подключения внешнего ЦАПа
Говорят, Гордон Ранкин поначалу хотел использовать преобразователи Wolfson, но потом отказался от них. В принципе, и понятно почему: архитектура Sabre более перспективна по части апгрейда. Начиная с третьего поколения DragonFly, в дальнейшем можно будет обновить прошивку — и там, скорее всего, возможна коррекция звучания, добавятся поддержка DSD, а может быть, и MQA. Пока же, под занавес, еще одно интересное наблюдение.Про поддержку смартфонов новыми DragonFly вроде бы все уже знают. Но известно ли вам, что теперь даже из допотопной айфоновской «четверки» через 30-пиновый разъем можно выводить честный хайрез аудио? Я на это обратил внимание, когда при прослушивании через app-приложение Onkyo, «стрекоза» поменяла свой цвет на янтарный. 88 кГц дискретизации ? Откуда ? Оказывается, в софтовом плеере стояла функция апсемплинга, ну и он послушно увеличил базовые 44 кГц вдвое. В принципе, хайрезы в iOS устройствах можно было прослушивать и раньше — как через Onkyo, так и через FLAC плеер. Но радости от этого было немного. Места занимается прилично, а при воспроизведении встроенные аудиокодеки iOS понижали поток до 16/44 методом транкейта. То есть, тупо обрезали все лишнее. В итоге такой хайрез мог прозвучать даже хуже, чем файл 16/44, сделанный по науке с правильным понижением дискретности и включенной опцией дизеринга.
Удивительно, но с помощью адаптера Apple iPad Camera Connection Kit можно выводить на DragonFly даже HD-аудио из старых айфонов
Теперь же неважно, какой разъем вы используете в связке с Audioquest DragonFly — Lightning или 30-пиновый старичок, ограничения Apple уже ничему не навредят. HD-аудио в первозданном виде отправится на внешний ЦАП, и вы сможете оценить прелесть Game Changing Weapon далеко-далеко от дома.
Паспортные данныеЦАП: 32 бит, Sabre ESS 9010
Максимальная рабочая частота дискретизации: 24 бит / 96 кГц
Микронтроллер: 32 бит, Microchip PIC32MX
Максимальное напряжение аудиовыхода: 1,2 В
Совместимость: Windows Vista / 7 / 8.1 / 10; Apple OS X; Linux; Apple iOS (5 и выше); Android (4.1 и выше)
Апгрейд: через приложение AudioQuest's Desktop Manager Application (на момент публикации, находится в разработке)
Габариты: 12x19x62 мм
Масса: 22 г
Комментариев нет:
Отправить комментарий