Улучшение акустических характеристик помещений-залы с естественной
акустикой. Часть 2.
Первая группа – это залы с естественной
акустикой.
Лекционные помещения. (Залы с естественной
акустикой.)
Акустическое проектирование залов.
Основным критерием оценки акустического
качества лекционных и других подобных помещений служит разборчивость речи,
которая непосредственно связана со временем запаздывания первых отражений.
Для хорошей разборчивости речи необходимо обеспечить приход этих отражений,
запаздывающих по сравнению с прямым звуком не более чем на 0,03 с.
Время реверберации должно быть сравнительно невелико — существенно
меньше, чем для залов другого назначения
При проектировании и улучшение акустических характеристик таких
помещений необходимо иметь в виду, что источником звука здесь
является человеческий голос, мощность которого принципиально ограничена и, кроме
того, звуковая энергия в этом случае распространяется в виде волны, близкой
к сферической, т.е. по всем направлениям примерно одинаково. Это значит, что с
увеличением расстояния от оратора количество звуковой энергии резко падает
(пропорционально квадрату расстояния). Таким образом, размеры аудиторий для
непосредственной передачи речи ограничены.
Рассмотрим аудиторию простейшей формы в виде параллелепипеда и
попытаемся установить ее максимальные размеры, при которых может быть обеспечена
высокая степень разборчивости речи.
Очевидно, что в малой аудитории, во-первых, количество прямой звуковой
энергии достаточно велико на любом зрительском месте, во-вторых, отраженная
энергия (энергия первых отражений) подходит вслед за прямой через отрезки
времени гарантированно меньшие 0,03 с. Кроме того, в таких аудиториях при
наполнении их людьми время реверберации ввиду малого объема всегда
невелико.
Это обстоятельство иногда вводит архитекторов в заблуждение.
Достижение высокой разборчивости в небольших помещениях, не
обработанных акустически, дает им основание для проектирования подобных же
помещений, но значительно больших размеров и сложной конфигурации без
анализа акустики в предположении, что и в них слышимость будет хорошей.
Неудачные результаты вместо критического отношения к собственному творчеству
приводят зачастую к убеждению о несовершенстве методов архитектурной
акустики.
Между тем есть постулат, что при увеличении объема помещения время
реверберации растет, увеличивается степень запаздывания первых отражений. Все
это приводит к неудовлетворительным результатам.
Улучшение акустики лекционных залов.
Если же ввести на поверхностях конструкции с большими значениями
коэффициентов звукопоглощения, расположив их случайным образом, что, как
правило, и делают, то время реверберации можно резко снизить, но потерять
при этом энергию первых отражений. В этом случае разборчивость речи зависит уже
только от энергии прямого звука, которая, как известно, интенсивно
уменьшается по мере увеличения расстояния.
Опыт показывает, что максимальное удаление слушателя от оратора не
должно превышать 20 м.
В больших аудиториях места для зрителей целесообразно располагать в
виде амфитеатра. Это не только повышает разборчивость речи, но сокращает
расстояние от сцены (эстрады) до наиболее удаленного места, что улучшает
видимость.
При неудачной форме зала (например, высоких потолках) улучшение
акустических характеристик помещений может быть достигнуто устройством
специальных отражателей звука, располагаемых над сценой или на участках
боковых стен, примыкающих к эстраде. Такие отражатели равномерно
распределяют звуковую энергию по залу. Отражатели рекомендуется выполнять из
материалов с низким коэффициентом звукопоглощения, например фанеры.
Определив форму отражателя и высоту его расположения, проверяют
разность ходов прямого и отраженного звука для различных точек зала и особенно
для мест, расположенных на расстоянии до 10 м от источника. При большем
расстоянии запаздывание уменьшается. При определении размеров отражателя
необходимо помнить, что он хорошо отражает звук с длиной волны меньше
минимального размера отражателя примерно в 1,5 раза.
ASW, AUDIO PRO, B&W,
Cambridge Audio, Canton, Cerwin-Vega!, DALI,
Dynaudio, Elac, HECO, JAMO, JBL, KEF,
KLIPSCH, Luxman ,MAGNAT, Martin Logan, Meridian, MONITOR
AUDIO, Mission, MT-Power, NAD, Onkyo, Integra, PARADIGM, PMC,
PSB, Q Acoustics, RBH, Sonus Faber, SpeakerCraft,
TANNOY, TRIANGLE, Wharfedale, YAMAHA, Anthem,
ARCAM, Denon, Harman/kardon, Marantz, NAD,
Pioneer, SHERWOOD, Arcus, Cambridge Audio,
Cyrus, Denon, Micromega, MORDAUNT-SHORT, Musical Fidelity,
PARASOUND, Pioneer, Pro-Ject, Rotel, THORENS,
Clearaudio, LOEWE, Audio-Technica
Комментариев нет:
Отправить комментарий