Акустическое проектирование залов многоцелевого назначения. Часть 6.
Залы многоцелевого назначения средней вместимости.
Вместимость таких залов составляет от 400 до 1200 человек, а объем 1500. ..6000 м3. Их строят, как правило, для клубов, в качестве киноконцертных залов, актовых залов учебных заведений, конференц-залов.
В залах многоцелевого назначения акустические условия должны быть достаточно хорошими при самых различных мероприятиях (лекции, спектакли, музыка, показ кинофильмов). Естественно, что такое разнообразие программ использования зала приводит к необходимости удовлетворять довольно противоречивым требованиям к акустике. Возникающие противоречия могут быть уменьшены разумным компромиссом между акустическими требованиями, предъявляемыми различными функциями использования залов.
Приведем некоторые данные по залам многоцелевого назначения, которые как раз и свидетельствуют о возможности достижения необходимой степени компромисса.
Удельный объем залов должен составлять 4. ..6 м3/чел. При наличии сценической коробки объем зала определяется без учета объема сцены. Отношение длины зала к его ширине должно быть более 1 и не более 2. Длина зала от занавеса до задней стены не должна превышать 25 м. В таких же пределах желательно иметь и отношение ширины зала к его средней высоте (т.е. 1:1). В залах вместимостью более 600 человек целесообразно иметь один или несколько балконов. Время запаздывания первых отражений — 0,02.. .0,03 с. При большем времени запаздывания первых отражений ухудшается разборчивость речи.
При выборе формы зала необходимо, чтобы большая часть энергии направлялась в заднюю его часть. Здесь возможно (но не обязательно) увеличение времени реверберации на частоте 125 Гц до 40 %.
Рекомендуется оборудование таких залов мягкими или полумягкими креслами, что делает время реверберации менее зависящим от степени заполнения зала зрителями.
Основные особенности залов, оборудованных электроакустическими системами.
Залы, оборудованные электроакустическими системами (системами озвучивания), делят на две группы:
1. Залы, в которых зрители воспринимают звук как непосредственно со сцены, так и при помощи звукоусиления (лекционные, концертные залы, залы многоцелевого назначения);
2. Залы, в которых зрители воспринимают звук только с помощью звуковоспроизводящей системы.
Целесообразность использования систем звукоусиления в залах первой группы определяется их большими размерами. В залах многоцелевого назначения большого объема помимо усиления звука специальные электроакустические системы могут выполнять еще и функции регулирования времени реверберации. В таком случае они называются амбиофоническими.
Системы звукоусиления в лекционных и театральных залах предназначаются только для усиления речи. При исполнении концертных программ звукоусиление может потребоваться солистам, которых сопровождает оркестр. В обоих случаях микрофон, принимающий сигнал для его последующего усиления, находится в звуковом поле громкоговорителей, излучающих уже усиленный сигнал в зал. Поэтому система звукоусиления является системой с акустической обратной связью.
Выбор электроакустической аппаратуры, мест размещения микрофонов и громкоговорителей, коррекция частотной характеристики усиления должны осуществляться совместно с архитектурно-планировочным решением зала.фото проектирования залов многоцелевого назначения
Для усиления концертных программ и солистов в больших залах используется многоканальная стереофоническая система, позволяющая получать не только высококачественное усиление, но и сохранять акустическую пространственную картину. Обычно применяют многоканальную систему звукоусиления. Каждый из каналов имеет на входной стороне группу микрофонов. От микрофонов сигналы после усиления поступают к громкоговорителям и затем в зал. Сигнал, принятый микрофоном, ближайшим к источнику, имеет более высокий уровень по сравнению с сигналами, принимаемыми другими микрофонами. Кроме того, первый сигнал опережает другие по времени. Данное соотношение уровней и временных сдвигов сохраняется и в сигналах, излучаемых громкоговорителями, что создает необходимый стереофонический эффект. Громкоговорители центрального канала располагаются, как правило, над средней частью портала сцены, а громкоговорители боковых каналов — по краям портала и ниже громкоговорителей центральной группы. Вся система может управляться с центрального поста.
В залах многоцелевого назначения необходимо управление временем и частотной характеристикой реверберации. Эта задача решается с помощью специальных систем искусственной реверберации.
В залах, оборудованных электроакустическими системами, существенно большее значение имеет прямая звуковая волна. Поэтому при проектирование таких залов их поверхности в большей степени, чем в залах с естественной акустикой, подвергаются отделке звукопоглощающими материалами. Отсюда — архитектор здесь более свободен в выборе формы поверхностей этих помещений, архитектурных членений и относительных размеров самих помещений. Тем не менее, основные акустические требования, определяющие выбор объемно-планировочных решений залов, оборудованных электроакустическими системами, остаются в основном теми же, что и для залов с естественной акустикой.
Залы многоцелевого назначения, предназначенные для трансляции звуковых программ различного типа, проектируются при помощи архитектурно-планировочных средств, которые обеспечивают изменение акустических свойств помещения в зависимости от вида программ.
Для регулировки характеристик звукового поля применяются: подвижные отражатели, поднимающиеся шторы-драпировки, раздвижные перегородки, вращающиеся экраны, имеющие различное звукопоглощение на внешней и тыльной сторонах, методы и устройства, предназначенные для изменения объема помещения.
Изменение объема зала возможно путем специального конструирования оркестровой раковины и передвижных перегородок. При присоединении объема оркестровой раковины к объему зала время реверберации может быть увеличено на 0,2 с на средних частотах. Отделение раковины от зала достигается опусканием экрана и изменением отражателей на стенах и потолке. Оркестровая раковина (акустическая раковина) позволяет не только регулировать объем зала. Ограждающие поверхности раковины обеспечивают требуемую структуру ранних отражений. Устройство разборной раковины позволяет использовать зал для концертных программ, спектаклей и кинопоказа.
При использовании залов для демонстрации фильмов необходимо изменять ширину сцены в зависимости от размера экрана, что может быть достигнуто с помощью подвижных отражателей типа ширм. Одним из возможных приемов оборудования сцены является использование подвижного портала или портальных кулис, с которыми можно совместить отражатели и громкоговорители.
Методы акустического проектирования помещений, залов различного назначения мы подробно рассмотрим в следующих статьях.
ASW, AUDIO PRO, B&W, Cambridge Audio, Canton, Cerwin-Vega!, DALI, Dynaudio, Elac, HECO, JAMO, JBL, KEF, KLIPSCH, Luxman ,MAGNAT, Martin Logan, Meridian, MONITOR AUDIO, Mission, MT-Power, NAD, Onkyo, Integra, PARADIGM, PMC, PSB, Q Acoustics, RBH, Sonus Faber, SpeakerCraft, TANNOY, TRIANGLE, Wharfedale, YAMAHA, Anthem, ARCAM, Denon, Harman/kardon, Marantz, NAD, Pioneer, SHERWOOD, Arcus, Cambridge Audio, Cyrus, Denon, Micromega, MORDAUNT-SHORT, Musical Fidelity, PARASOUND, Pioneer, Pro-Ject, Rotel, THORENS, Clearaudio, LOEWE, Audio-Technica
Комментариев нет:
Отправить комментарий