Звукосниматели MM/MC для проигрывателей винила Nagaoka,Pro-Ject,Ortofon ...
Звукосниматели MM/MC для проигрывателей винила Nagaoka MP-150/MP-150H, MP-200/MP200H
Для японской компании Nagaoka, основанной в 1940 году, выпуск аудиофильской продукции — лишь одно из направлений деятельности. В основном она специализируется на обработке алмазов и сверхтвердых материалов, а также изготовлении прецизионного инструмента для их резки и шлифовки. Это относительно небольшое предприятие выпускает также магниты для самых разных применений, в т.ч. и высокотехнологичные на основе сплавов самария-кобальта и неодима. Если вспомнить, что бизнес компании начался с изготовления рубиновых и сапфировых подшипников для часовой промышленности, то появление в ее ассортименте звукоснимателей и сменных игл для них кажется вполне закономерным. Из полезных для нашего брата аксессуаров отмечу липкие валики для удаления пыли с пластинок и внутренние антистатические конверты.
Что касается картриджей, то в каталоге Nagaoka их девять, причем продаются они как вместе с шеллом, так и отдельно. Для теста был выбран первый вариант исключительно из соображений удобства и экономии времени, а вот при покупке стоит подумать, есть ли смысл платить почти $100 за шелл, даже такой легкий и изящный. Упаковка выше всяких похвал — в красивой коробочке вертикально установлен прозрачный стакан, а внутри него закреплен сам картридж.
Все звукосниматели Nagaoka, даже самые дорогие — MM, с подвижным магнитом. Модель MP-150 в линейке средняя, выпускается в корпусе зеленого цвета. К шеллу она крепится через толстую платформу, изготовленную из углеволокна, она увеличивает массу (т.е. уводит собственный резонанс из звукового диапазона частот) и эффективно гасит вибрации. Алмазная игла имеет профиль SuperFine с радиусом 15 микрон, ее грани отполированы до зеркального блеска — вот где пригодился наработанный почти за 70 лет опыт. Кантилевер конической формы изготовлен из твердого алюминиевого сплава, он приводит в движение легкий, но мощный самариево-кобальтовый магнит. Благодаря применению современных материалов и продуманной конструкции подвижной системы удалось получить высокое напряжение на выходе (4,5 мВ при колебательной скорости 5 см/с) и тем самым улучшить отношение сигнал/шум при воспроизведении. Корпус имеет внутренний экран, защищающий катушки от помех извне. Изношенную иглу легко заменить, но новая вставка JN-P150 обойдется почти в 3/4 цены головки.
Подвижная система MP-150 довольно жесткая, ее податливость всего 6 * 10-6, поэтому оптимального резонанса проще достичь с тяжелыми тонармами. Мне пришлось установить дополнительный 2-граммовый груз на шелл, компенсировав его противовесом.
Следующая в иерархии модель, MP-200, от описанной выше отличается цветом корпуса (приятного лилового оттенка), расширенным до 23000 Гц диапазоном частот, лучшим разделением каналов и более гибкой подвижной системой (податливость 7,2 * 10-6). Последнее обстоятельство, впрочем, не исключает необходимости применения тяжёлых тонармов. Кантилевер изготовлен из бора — сверхпрочного аморфного элемента, не имеющего собственной частоты резонанса. Прижимная сила в пределах 1,5 — 2 г сулит довольно гуманное обращение с пластинками. Сменная вставка — JN-P200.
Итак, начинаем с младшей MP-150. Должен заметить, что для такой цены звучание можно считать просто выдающимся. Головка держит дорожку лучше эталона (трекабилити 80/90 микрон) и отличается почти идеальным тональным балансом. У нее вполне удовлетворительный бас, может, чуть гулковатый (следствие высокой жесткости подвеса?), но достаточно разборчивый. Середина очень интересная — ровная, но отнюдь не скучная. Деревянные духовые и перкуссии совсем как живые, скрипки тоже — с характерной шероховатостью, или, как иногда говорят, с канифолью. В верхнем диапазоне чувствуется легкая вуаль, а тарелки в финале «The Mule» Deep Purple, записанные с легкой перемодуляцией ленты, кажутся более жесткими, чем обычно. Зато энергетика прекрасная, щипок струны передается буквально как ударная волна.
У MP-200 такой же характер — ровный, с правильной расстановкой смысловых акцентов. Но она высвечивает больше музыкальных нюансов, что особенно заметно на записи с широким частотным и динамическим диапазоном. Например, диск Кассандры Уилсон звучит несколько богаче и по тембрам, и по микродинамике. Вуаль почти исчезла, верх стал прозрачнее. Драйв такой же мощный, как у MP-150, и по динамическим контрастам «двухсотая» может потягаться с гораздо более дорогими MC-головками. Хотя от нашего эталона отличается меньшей информативностью на краях диапазона и отсутствием самого нижнего баса. Как ни странно, но трекинг у нее чуть хуже — 70/80 микрон, возможно, ей нужна более серьезная разминка. Учтите, что обе головки склонны подчеркивать сибилянты, и это особенно проявляется при неточно выставленном усилии прижима.
ПОРАДОВАЛО Nagaoka MP-150/MP-150H
Живая и натуральная середина, мощная энергетика.
ОГОРЧИЛО Nagaoka MP-150/MP-150H
Жесткость на ВЧ при высоких уровнях, легкая вуаль.
Описание Картридж ММ: Nagaoka MP 150
MM - тип
Выходное напряжение, мВ: 4,5
Частотный диапазон, Гц: 20-20 000
Разделение каналов, дБ (1 кГц): 24
Материал кантилевера: специальный алюминиевый сплав
Заточка иглы: эллиптическая
Прижимная сила, г: 1,5 - 2,0
Вес головки / шелла, г: 6,5 / 9,5
Made in Japan.
ПОРАДОВАЛО Nagaoka MP-200/MP200H
Великолепный драйв, правильный тональный баланс, прозрачный верх.
ОГОРЧИЛО Nagaoka MP-200/MP200H
Слабоватый трекинг, ослабленный нижний бас.
Описание Картридж ММ: Nagaoka MP 200
Made in Japan.
MM - тип
Выходное напряжение, мВ: 4,0
Частотный диапазон, Гц : 20-23 000
Разделение каналов, дБ (1 кГц): 25
Материал кантеливера: бор
Заточка иглы: эллиптическая
Прижимная сила, г: 1,5 – 2,0
Вес головки / шелла, г: 6,5 / 9,5
Made in Japan.
Комментариев нет:
Отправить комментарий