суббота, 27 декабря 2014 г.

Anti-Mode, или Против Моды не попрёшь !

Anti-Mode, или Против Моды не попрёшь ! 
Возможно ли создать в отдельно взятой квартире с типовой планировкой акустическую обстановку приличного концертного зала или хотя бы его подобие и при этом не разориться ? Да, если нет возможности реализовать подготовку помещения специальными материалами и выполнить необходимую при этом перепланировку, то сегодня вполне возможна электронная коррекция звука, иначе говоря ROOM CORRECTION.
 Мода на хороший звук в своё время привела в наши дома и квартиры массу приятных для аудиолюбителей вещей - например, акустику от легендарных производителей, мощные усилители и прецизионные источники. Некоторые аудиофилы даже увязали всё это между собой кабелями ценою в килобакс, только вот с размещением этого Hi-Fi и High End изобилия что-то не так. Кто-то вынужден слушать записи симфоджаза в сопровождении позвякивающих на полках бокалов и чашек, кто-то бесконечно гоняет по полу любимый сабвуфер в поисках идеального негудящего положения (большая удача, если оно вообще существует в его квартире). Наши дома и их обстановка растут, как коралловые рифы, медленно и стихийно, полны родных, но акустически "вредных" вещей. Возможно ли создать в отдельно взятой квартире с типовой планировкой акустическую обстановку приличного концертного зала или хотя бы его подобие и при этом не разориться? Да, если нет возможности реализовать подготовку помещения специальными материалами и выполнить необходимую при этом перепланировку, то сегодня вполне возможна электронная коррекция звука, иначе говоря ROOM CORRECTION. Программно-аппаратных средств коррекции звука сегодня уже достаточно много - это и профессиональные, сложные в управлении дорогие устройства, и бытовые, с простой системой настройки. О тех и других устройствах мы в своё время писали, к примеру, если говорить о бытовых приборах со встроенной системой RC, то это прежде всего ресиверы известных фирм. Чем же отличается от них "финский герой" - Anti-Mode 2.0 Dual Core ?
 
Мы не будем приводить здесь все технические характеристики аппарата, поскольку они легко доступны для знакомства на сайте фирмы-производителя, а постараемся обратить внимание читателей лишь на некоторые важные, по нашему мнению, практические моменты его применения.
 
Аппарат определенно представляет интерес для тех, кто использует классический набор компонентов, состоящий из акустических систем, усилителя мощности, предусилителя, интегрального усилителя, проигрывателей LP и CD, и хотел бы привнести в свой комплект элемент контроля акустических особенностей помещения, а также DAC достойного качества. Anti-Mode 2.0 Dual Core, по нашему мнению, одинаково хорош как для подготовленного аудиолюбителя со стажем, так и для требовательного новичка, поскольку прост в освоении, имеет упрощенный и расширенный режимы измерений, несколько профилей и вариантов коррекции, "поиграв" с которыми можно выбрать наилучший для зоны прослушивания.
 Варианты включения Anti-Mode 2.0 Dual Core в конкретные конфигурации оборудования довольно разнообразны, возможны, например, такие, как на приведенных ниже схемах: активные напольные системы; пассивные напольные с активными сабвуферами; только сабвуферы и т.п.
 
Пользователю доступны следующие комбинации ВХОД-ВЫХОД:
Analog XLR in -> Analog XLR Out (basic analog balanced)
Analog XLR in -> Analog RCA Out (basic analog balanced/unbalanced)
Analog XLR in -> S/PDIF Out (Balanced archiver A/D mode)
Analog RCA in -> Analog XLR Out (analog balancer mode)
Analog RCA in -> Analog RCA Out (basic analog unbalanced)
Analog RCA in -> S/PDIF Out (Unbalanced archiver A/D mode)
S/PDIF in -> Analog XLR Out (Balanced DAC mode)
S/PDIF in -> Analog RCA Out (Unbalanced DAC mode)
S/PDIF in -> S/PDIF Out (Pure Digital de-jittered)
USB in -> Analog XLR Out (Balanced USB-DAC mode)
USB in -> Analog RCA Out (Unbalanced USB-DAC mode)
USB in -> S/PDIF Out (Pure Digital USB to S/PDIF de-jittered)
Поскольку в одной публикации не представляется возможным охарактеризовать все возможные конфигурации и способы включения оборудования и при этом не утомить читателя, остановимся лишь на некоторых из них. В первую очередь нас заинтересовал Anti-Mode в качестве USB DAC. На скриншотах ниже видно, что при выборе на дистанционном пульте режима USB он определяется в MAC OS X и Windows 7-8 под именем Anti-Mode 2.0 Dual Core v0.3 с доступными модами 24bit/44100Hz; 24bit/48000Hz.
 
Если при этом выбрать на пульте управления кнопку “Bypass”, о чем будет свидетельствовать экран красного цвета на самом устройстве, мы получим USB DAC без коррекции звучания.
Кроме того в режиме "PC Link" Anti-Mode 2.0 Dual Core определяется уже как устройство, предназначенное для обновления программного обеспечения. (Мы проверили данную функцию, на момент наших тестов обнаружили новую версию ПО, см. рис.)
 
Собственно, сами измерения не вызвали у нас никаких затруднений, их процесс интуитивно понятен и достаточно нагляден, небольшого монитора на лицевой стороне устройства вполне достаточно, чтобы контролировать все необходимые параметры и проанализировать полученные результаты. Подключив к усилителю акустические системы и Anti-Mode 2.0 Dual Core, в простейшем случае нужно расположить микрофон в зоне прослушивания, затем выбрать типовой вариант измерений, указать тип акустики, выставить уровень громкости и подтвердить "ОК". Анализ акустических условий помещения занимает несколько минут и сопровождается характерным гудением АС. Процесс анализа можно наблюдать в окне монитора.
 
Корректирующий DSP на основе откликов помещения и заданной кривой построит соответствующий фильтр, работу которого можно оценить на двухцветном графике. Полученный фильтр система привяжет к активному на момент измерений номеру профиля (например, А). К полученным результатам можно впоследствии всегда вернуться, например, перемерить заново или уточнить вторичными измерениями.
 
Часть пунктов меню предназначены для достаточно тонких настроек в пределах сохраненных конфигураций. Оценка качества их работы, пределы возможностей будут выглядеть объективно только при более скрупулезных, многократных испытаниях в реальных помещениях, поэтому мы не считаем для себя корректным судить о них на основе небольшого количества испытаний, но в нашем конкретном случае устройство проявило себя с наилучшей стороны.
 
Пользуясь устройством, необходимо учитывать некоторые особенности организации работы процессора и правила его эксплуатации. При обращении к MENU во время активного USB соединения прерывается связь с компьютером и восстанавливается при выходе из MENU, что, конечно, влияет на воспроизведение фонограмм.
 
В заключение отметим, что решения по коррекции звука от финской компании DSPeaker (VLSI Solution) заслужили внимание пользователей и получили высокие оценки специалистов ещё в 2009 году от Best Buy за Anti-8033, новый же DSP Anti-Mode 2.0 Dual Core по отношению к своему предшественнику обладает большей точностью корректировки, гибкостью вариантов применения, обеспечивает высококачественное воспроизведение звука с учетом акустических условий помещения.

Обзор цифровой акустический корректор DSPeaker Anti-Mode 2.0 Dual Core

Обзор цифровой акустический корректор DSPeaker Anti-Mode 2.0 Dual Core
Итак, у вас дорогие колонки, высококлассные компоненты, однако, бас почему-то бубнит, а иногда и вовсе начинает гудеть. В чем дело? В акустике помещения. DSPeaker Anti-Mode 2.0 Dual Core (ранее мы писали о появлении данной модели) — аппарат, позволяющий скомпенсировать звуковой сигнал так, чтобы в заданном помещении все зазвучало «ровно» и четко.
 
Обзор цифровой акустический корректор DSPeaker Anti-Mode 2.0 Dual Core.
Проблема
Стандартное «прямоугольное» жилое помещении имеет гладкие параллельные стены / пол-потолок — представляет из себя трехмерный резонатор, геометрия которого характеризуется линейными параметрами «Ширина», «Высота», «Глубина». Для качественного звука это смертоубийство. А дело в том, что на частотах, половина длины волны которых кратна расстоянию между стенами / полом-потолком зала, возбуждаются так называемые «стоячие волны». В результате определенные участки звукового спектра либо ослабляются, либо усиливаются (это зависит от положения места прослушивания). Наиболее критичные резонансные «горбы» АЧХ возникают в области басового регистра. Формула расчета «проблемных частот»:
Резонансная частота = Скорость звука (340 м. в сек.) / 2 x Расстояние между параллельными поверхностями
Решение
В идеале — изначально спроектировать помещение домашнего кинозала / комнаты прослушивания для наилучшего звука и обработать стены специальными акустическими материалами. Но в реальной жизни чаще всего приходится мириться с уже заданным интерьером, радикальные изменения которого невозможны. Можно ли «подровнять» звук, не перенося стены? Да, можно. Путем вмешательства в исходный сигнал, внося в него адекватные поправки, которые скомпенсируют влияние зала. Традиционно для этого использовались дорогие профессиональные процессоры. Теперь «коррекция частотки под акустику» стала гораздо доступней — прибор DSPeaker Anti-Mode 2.0 Dual Core (флагман модельного ряда) стоит вполне разумных денег, а совладать с ним может и новичок.
Как работает
DSPeaker Anti-Mode 2.0 Dual Core — это USB-ЦАП со встроенным корректором-компенсатором. Аппарат наделен цифровыми и аналоговыми (в том числе и балансными) входами-выходами — может работать как в цифровом, так и в полностью аналоговом тракте. «Секретное оружие» — фирменные алгоритмы снятия АЧХ помещения и внесения компенсационных поправок в исходный аудиосигнал. Все вычисления выполняются мощным двухъядерным процессором.
 
Обзор цифровой акустический корректор DSPeaker Anti-Mode 2.0 Dual Core.
Аппарат включается в тракт перед усилителем мощности или активными мониторами / сабвуферами. Для снятия АЧХ-помещения используется измерительный микрофон (входит в комплект). Управление, настройка осуществляется при помощи ПДУ и небольшого цветного дисплея на фронтальной панели дисплея. DSPeaker можно подключить к компьютеру по USB-соединению. Но, к сожалению, только для передачи звукового сигнала (прибор распознается системой как внешнее аудиоустройство). Возможно, функция управления с ПК по USB будет реализована в следующих моделях.
Стоит отметить, у DSPeaker Anti-Mode 2.0 Dual Core есть несколько режимов коррекции: для 2.0, 2.1 и 2.2 акустических систем. Помимо «точечного замера» (строго на месте прослушивания), есть вариант выполнить замер на нескольких точках и оптимизировать результат, чтобы добиться хорошего звука для нескольких зрителей.
Испытания
У комнаты прослушивания, в которой проходили испытания аппарата, есть очевидная проблема — гудение баса на частоте в районе 100 Гц. На многих музыкальных треках заметно характерное акцентирование бас-гитары и ударных, которое становится особенно раздражающим при повышении громкости.
DSPeaker тестировался как в аналоговом, так и в цифровом варианте коммутации.
Подключили измерительный микрофон, установили его на место прослушивания, отстроили уровень громкости, запустили тест. Аппарат автоматически провел несколько серий измерений, воспроизводя последовательность калибровочных звуковых сигналов и анализируя результат, полученный через микрофон.
В итоге для аналогового и цифрового подключения результаты коррекции получились одни и те же. Проблемные резонансные пики были найдены и выровнены. Информация о «положении дел» высветилась на дисплее. Дисплей хоть и мал, но имеет достаточно высокое разрешение — вполне наглядно отображает меню и графики АЧХ «до / после».
Меню очень обширное. Возможностей по автоматической и ручной коррекции — очень много. К примеру, можно усилить или ослабить предпринятые аппаратом поправки, сформировать несколько профилей коррекции и сохранить их в памяти, самостоятельно «нарулить» эквалайзер, сравнить исправленный и «сырой» звук и многое другое.
Миниатюрный плоский пульт ДУ оказался очень удобным в использовании. Инструкции на русском языке пока нет. Однако управление организовано весьма интуитивно — к мануалу можно вообще не обращаться.
Впечатления от прослушивания
Во-первых, аппарат очень порадовал просто как хороший USB-ЦАП. А во-вторых, да, раздражающее, гудение в басу ушло — звук стал яснее и прозрачнее. Появилась возможность прибавить громкость, лучше «распробовать» вокал, гитарные пассажи и другие голоса.
Однако у каждой медали есть и обратная сторона. Сравнивая звучание «до» и «после» коррекции (есть специальная кнопка Bypass на пульте) , в некоторых случаях, ощущается смещение музыкальных акцентов. Например, уходит доля гитарного драйва в рок-балладах, а в этно-композициях шаманские пляски с бубнами кажутся уже не такими мистичными. Впрочем, во многом это зависит от тех настроек и поправок, которые задействует пользователь — требуется определенная доля осмотрительности (в меню есть множество тонких настроек,сохраняемых в отдельные пресеты). Показалось, что при аналоговом варианте подключения DSPeaker работает даже чуть мягче и музыкальнее, чем при цифровом.
DSPeaker Anti-Mode 2.0 Dual Core:
Высококлассный USB-ЦАП с системой автоматической коррекции AЧХ, учитывающей акустические особенности помещения
Цифровые и аналоговые (балансные и небалансные) входы
Возможности корректировки АЧХ как при цифровом, так и при аналоговом подключении
Несколько режимов автоматического выполнения измерений-коррекций (измерительный микрофон входит в комплект), адаптированных для различных акустических систем и задач; широчайшие возможности по выполнению ручных настроек
Компактный прибор с цветным экраном и ПДУ.
Технические характеристики:
ЦАП: 24 бита / 192 кГц
Входы: балансный XLR, небалансный RCА, оптический, микрофонный, USB 2.0
Выходы: балансный, небалансный, оптический, DATA LINK (RS-232)
Частота передискретизации: 6144 кГц
Частотные режим корректировки: 16 - 200 Гц / 16 - 500 Гц / 20 - 20000 Гц
Динамический диапазон: 108 дБ
Шаг регулировки громкости: 0,5 дБ
Габариты: 236 х 55 х 146 мм
Заключение
Дизайн-7.5
Эргономика- 8.0
Функционал-10.0
Звук-9.0
Цена-8.0
ИТОГ: 8.5
В роли USB-ЦАП аппарат дает детальный, четко сформированный, сбалансированный звук. Как АЧХ-корректор это тоже очень мощный прибор, который эффективно устраняет «гудения» помещения на определенных частотах. Однако пользоваться DSPeaker следует «с чувством, с толком, с расстановкой», чтобы сохранить изначальный музыкальный «настрой» произведения — обширные возможности тонких настроек позволяют это сделать. Модель можно использовать не только в домашних системах, но даже в клубах, ресторанах, концертных залах — везде, где требуется достичь комфортного звукового окружения.
Особенно полезным, на наш взгляд, данный прибор может оказаться в домашнем театре — поможет идеально «подогнать под акустику» один или два сабвуфера. А вот в сфере High-End и студийного звука все-таки лучше пользоваться классическими средствами акустической обработки помещения, не оказывающими влияния на воспроизводимый сигнал.
Плюсы
Отличный ЦАП c «правильным» звуком.
Эффективное и точное устранение гудений на всех «проблемных» (для данного помещения) частотах.
Простое и удобное управление; широчайшие возможности по подключению и использованию.
Минусы
Недостает возможности визуализации / управления на экране ПК.