суббота, 28 сентября 2013 г.

Восприятие и получение изображения в домашнем кинотеатре (часть 4)

Восприятие и получение изображения в домашнем кинотеатре (часть 4)
Восприятие и получение изображения в домашнем кинотеатре (часть 4)
Как можно удачно совместить эстетическую составляющую и хорошую акустическую обработку помещения при построении комнаты для прослушивания музыки или домашнего кинотеатра высокого уровня рассказывают специалисты MMS Cinema

Восприятие и получение реалистичного изображения в домашнем кинотеатре
На двух других стенах установлены поглощающие панели из рельефного пенополиуретана графитового цвета. Часть из них скрыта под декоративными тканевыми панно, а часть не декорирована, для того, чтобы можно было увидеть их в оригинале. Надо заметить, что при соблюдении определенной стилистики интерьера, такая отделка вполне может оказаться уместной. В углах стоят пенополиуретановые звукопоглотители. Их принято называть «басовыми ловушками», хотя на самом деле они работают в широком диапазоне частот.
Пол в помещении выложен керамической плиткой исключительно из соображений удобства и практичности, негативный эффект вносимый покрытиями подобного рода в звучание, компенсируется акустической обработкой потолка. Таким образом, в первом зале можно наблюдать целый ряд компромиссов, когда акустические материалы сочетается с типичными элементами отделки и интерьера. В результате, несмотря на значительную площадь отражающих поверхностей, которые должны были сделать помещение недопустимо «звонким», выраженного эха или резонансов не наблюдается. Представленные системы звучат заметно лучше, чем в обычной, не подготовленной с акустической точки зрения, жилой комнате.
Этот зал выглядит как гостиная, оформленная в современном стиле
с активным использованием натуральных материалов
Следующий большой зал, содержащий более мощную Hi-Fi, High End и кинотеатральную акустику, выглядит как гостиная, оформленная в современном стиле с активным использованием натуральных материалов. Однако мы уже знали, на что стоит обращать внимание, поэтому сразу поняли, что значительная часть отделки помещения есть не что иное, как акустическая обработка. Что же мы увидели? В комнате практически отсутствуют параллельные поверхности, на стенах под тканевой драпировкой скрываются пенополиуретановые панели, наклонный ступенчатый потолок отделан звуко-виброгасящими панелями и очевидно внутри заполнен звукопоглотителем, каменная отделка стен имеет не столько декоративную функцию, сколько обеспечивает необходимую степень рассеивания звука. При этом в комнате сохранены чисто бытовые материалы, например плитка, которой частично выложен пол. Поглощающие панели расположены на стенах локально, а не по всей поверхности. Одним словом, перед нами живой пример того, как можно успешно совмещать акустическую обработку с современными дизайнерскими и интерьерными решениями. Комната не похожа на студию или кинотеатр, по виду это скорее гостиная, но при прослушивании, представленных в ней систем, становится очевидно, насколько основательно произведена аудиоподготовка. Любая акустическая система, начиная с недорогих полочников, и заканчивая референсными моделями, демонстрирует в этом зале свои лучшие возможности.
Видеосюжет о концепции построения большого домашнего кинозала высокого уровня

Восприятие и получение реалистичного изображения в домашнем кинотеатре
Прежде чем перейти к следующим залам, представляющим различные варианты домашнего кинотеатра, невольно задаешься вопросом: что же еще можно улучшить и есть ли предел совершенству ? Возможно ли излишне заглушить комнату или увеличение количества звукопоглощающих материалов есть однозначное благо? Ответ на эти вопросы оказался весьма интересен. С точки зрения чистоты и точности воспроизведения звука, весьма полезным было бы превратить комнату прослушивания в некий аналог безэховой камеры. То есть довести звукопоглощение до некоего абсолюта, при котором мы будем слышать лишь звук, поступающий непосредственно из динамиков, без каких-либо паразитных отражений и резонансов. Однако тут в дело вступает психофизиология. Полное отсутствие эха и полное поглощение звуков в помещении способны вызвать у человека заметный дискомфорт. Если задуматься, это совершенно не удивительно, ведь для слуха полное отсутствие звуков это то же самое, что для зрения полная темнота. Чувствительность к такой обстановке у разных людей различная, в большей степени на это реагируют женщины, но вне зависимости от степени реакции, ощущения воспринимаются как неприятные. По этой причине во всех залах, оборудованных кинотеатральной техникой используются не заглушенные деревянные полы, что позволяет человеку слышать свои шаги и воспринимать хоть какие то, небольшие отражения звуков, сохраняя тем самым ощущение реальности и психологического комфорта.
Кинотеатральный зал с мощной профессиональной
акустикой и видеопроектором
В остальном же, эти комнаты подготовлены с особенной тщательностью. В них вы не найдете не только параллельных поверхностей, но и не увидите ни одной поверхности, которая не была бы так или иначе акустически обработана (исключение — тот самый деревянный пол). Фактически, каждый из кинозалов представляет собой комнату, построенную внутри комнаты. Это уже фактически бескомпромиссный вариант, который, кстати, может являться камнем преткновения при построении реальных проектов. Ведь даже выделяя под домашний кинотеатр целое помещение, не каждый заказчик готов к тому, что внутренний объем заметно сократится за счет 50-70 сантиметровых наклонных стен или отделки потолка, которая сделает его ниже на добрые полметра. При этом подобные решения неизбежны, когда комната озвучивается кинотеатральной системой высокого класса и, соответственно, высокой мощности.
Специалисты компании MMS Cinema рассказывают о важности установки центрального спикера за акустически прозрачным экраном в домашнем кинотеатре

Восприятие и получение реалистичного изображения в домашнем кинотеатре
Способность акустических систем создавать звуковое давление порядка 130-140 дБ накладывает на звуковые свойства помещения самые серьезные требования. В данной ситуации необходим не только потолок и стены метровой толщины, но даже специальная система вентиляции, которая позволит погасить звуковые волны, не распространяя их по дому, и сама не создаст дополнительных призвуков и резонансов. Немаловажно и то, что все остальные жители дома не должны слышать звуки воспроизводимого кино также отчетливо, как и его непосредственные зрители. В разработке реальных домашних кинотеатров все эти проблемы учитываются и решаются заранее. Сначала производятся расчеты, создается проект, а затем постепенно начинает строиться комната. В уже отделанном помещении такое создать просто невозможно. Разве что разобрать все до основания и начать с нуля. Однако и результаты столь значительных трудовых и материальных вложений не позволяют усомниться в их полезности и обоснованности.
Относительно небольшое помещение – "японский" зал
также обработано на самом высоком уровне
Домашние кинотеатры, представленные в шоурумах «Сатурн Хайтек» и «MMS Cinema» позволяют увидеть фильмы со звуковым сопровождением, качество которого аналогично студийному, а записи живых концертов можно воспроизвести с их помощью максимально близко к тому, как они прозвучали в оригинале, с той же мощью и энергетикой. Воспроизводя любую звуковую дорожку мы слышали настоящие звуки, а не звуки, похожие на настоящие. Что характерно, колоссальное звуковое давление, благодаря которому саундтрек не только слышишь, но и в буквальном смысле ощущаешь телом, не вызывало ровным счетом никакого дискомфорта. Даже на высоких уровнях громкости звучание не режет слух, не давит, не раздражает, ну и конечно не слышно ровным счетом никаких искажений, ничего не «цыкает», не звенит, не гудит и не вибрирует, как это бывает даже в солидных кинотеатрах общественного пользования.
Побывав в кинотеатральных залах шоурума, посмотрев там современные блокбастеры и музыкальные видео, на наш взгляд совершенно невозможно согласиться на меньшее и отказать в создании каких-то элементов акустической обработки ради экономии или дизайна. Абсолютно очевидно, что чем более основательно проведена подготовка помещения, тем более качественным, чистым и достоверным получается звук.
Интерьер "Синего" кинозала шоу-рума без преувеличения очаровывает
Специалисты MMS Cinema рассказывают, почему при строительстве серьезного домашнего кинотеатра важен комплексный подход к коррекции помещения и снижению его влияния на звуковую картину

Восприятие и получение реалистичного изображения в домашнем кинотеатре


Восприятие и получение изображения в домашнем кинотеатре (часть 3)

Восприятие и получение изображения в домашнем кинотеатре (часть 3)
Восприятие и получение изображения в домашнем кинотеатре (часть 3)
Комнаты идеального звука
Когда мы говорим о звучании той или иной системы, не важно, идет ли речь о Hi-Fi или о домашнем кинотеатре, мы часто концентрируем все свое внимание на технике и забываем упомянуть о том, в каком помещении происходило прослушивание. А между тем, именно акустика помещения в значительной степени определяет характер звучания.
В наших публикациях мы уже обращались к теме восприятия и получения реалистичного изображения в домашнем кинотеатре. Сегодня речь пойдет о другой составляющей – специфике постройки и обработки комнаты прослушивания для получения максимально реалистичного звучания.
Малый зал, в котором представлена компактная акустика и комплекты ДК KEF
Для того, чтобы разобраться чем обусловлено влияние помещения и как правильно его подготовить к прослушиванию музыки, мы решили обратиться к специалистам компаний «Сатурн Хай-Тек» и «MMS Cinema», не так давно создавших крупнейший в Европе шоурум кинотеатральной и Hi-Fi техники. В шоуруме, открывшемся в Москве, на улице Большая Новодмитровская, выставлен широкий спектр AV-техники, начиная от компактных аудиосистем и «кинотеатров в одной коробке» и заканчивая референсной аудиоаппаратурой и домашними кинотеатрами профессионального качества. Каждая из комнат шоурума подготовлена специально для своего типа техники, а значит – позволит нам получить максимально широкое представление о том, как и зачем производится акустическая обработка помещения в том или ином случае.
Эскизы художницы Евгении Савиной, при участии которой был разработан дизайн помещениий шоу-рума
Восприятие и получение реалистичного изображения в домашнем кинотеатре
Восприятие и получение реалистичного изображения в домашнем кинотеатре
Восприятие и получение реалистичного изображения в домашнем кинотеатре
Начать стоит с того, как именно помещение влияет на звучание системы и почему так важна акустическая подготовка комнаты. С точки зрения звука, каждый предмет и каждая поверхность в помещении обладает либо отражающими, либо поглощающими, либо рассеивающими свойствами. Так, например, мебель и ковры поглощают звук различной частоты, что формирует провалы в результирующей АЧХ. Отражающие поверхности, расположенные параллельно друг-другу, формируют стоячие волны, создавая резонансы на частотах, длина волны которых кратна расстоянию между поверхностями. Это создает локальные подъемы и пики в частотной характеристике. Таким образом, на АЧХ акустики накладывается еще более неровная реакция комнаты. А если учесть что и акустика вполне способна иметь собственные пики/провалы в частотной характеристике, количество возможных вариантов, когда АЧХ системы удачно или не удачно складывается с АЧХ комнаты, фактически бесконечно.
Специалисты компании MMS Cinema Сергей Щеглов и Валерий Лысюк рассказывают как создавался стилизованный под просторную домашнюю гостиную шоу-рум, в котором представлены старшие модельные ряды акустики KEF

Восприятие и получение реалистичного изображения в домашнем кинотеатре
Детали сложной фактуры, такие как барельефы, декоративные панно, камень с естественным рельефом и прочие неравномерные поверхности, создают эффект рассеивания звука. Поскольку мы слышим не только прямое излучение динамиков, но и его отражения от стен, пола и потолка, интенсивность и характер отражений напрямую влияют на формирование звуковой картины. Звук, отраженный от плоской поверхности заметно отличается от звука, отраженного от рассеивающей поверхности, поэтому фактура материалов, окружающих акустические системы и зону прослушивания, крайне важна.
Для снижения влияния акустики помещения использованы поглощающие материалы...
и непараллельные стены и потолки
Также стоит заметить, что одни и те же материалы и поверхности по-разному взаимодействуют с разными частотами слышимого спектра. Для низких частот препятствием являются лишь массивные капитальные стены, поэтому они свободно проходят те элементы отделки, которые успешно отражают средние и верхние частоты. По этой причине заметно отличаются и средства коррекции различных частот. Для поглощения средних и высоких используются специальные панели, изготавливаемые из легких пористых материалов, а для рассеивания – рельефные поверхности из дерева, натурального или искусственного камня. Совершенно по-другому корректируется низкочастотная составляющая. Для поглощения баса и устранения отражений низких частот, на стены и потолок монтируются короба большой площади, заполняемые специальным волокнистым материалом на подобие синтепона или минеральной ваты. Данное наполнение поглощает энергию звуковой волны в НЧ диапазоне, исключая тем самым возвращение внутрь помещения отраженного звука.
Видеосюжет, повествующий о важности гашения паразитных отражений при акустической коррекции комнаты прослушивания

Восприятие и получение реалистичного изображения в домашнем кинотеатре
Современные технологии позволяют замерить акустические свойства помещения и создать компьютерный проект по размещению звукопоглощающих и рассеивающих материалов. Опираясь на расчеты, специалисты производят предварительную обработку, устраняют основные резонансы, а затем корректируют результат, совмещая аппаратные замеры и прослушивания помещения.
Существуют также общие правила акустической обработки, дающие неизменно положительный результат. Первое — изменение формы стен и потолка таким образом, чтобы в помещении не было параллельных поверхностей. Это позволяет комплексно решить проблему резонансов и стоячих волн, чем значительно облегчает дальнейшую аудиоподготовку помещения. Второе столь же действенное правило — активное использование поглощающих и рассеивающих поверхностей в непосредственной близости от акустических систем, в зоне первого отражения. В обычном, не подготовленном помещении, поверхности, ближайшие к акустическим системам, отражают звуковые волны и в результате мы слышим смесь из оригинального и переотраженного звука исходящих практически из одной точки. Такое наложение особенно пагубно сказывается на детализации, сфокусированности и чистоте звучания. Правильно организованное рассеивание и поглощение звуковых волн в зоне первого отражения позволяет услышать прямое излучение акустических систем в чистом виде, без подмешанных к нему переотраженных звуков.
Еще одна комната, в которой представлены старшие модельные ряды KEF, и площадью побольше и обработана лучше
Получив общее представление об акустической подготовке помещений, рассмотрим несколько конкретных решений на примере различных комнат шоурума. Начнем по нарастающей с самой простой комнаты вплоть до наиболее сложных, с точки зрения аудиоподготовки кинотеатральных залов. Заодно выясним, что будет, если сделать абсолютно не отражающее звук помещение, существует ли золотая середина между заглушенным и незаглушенным помещением и с какими трудностями приходится сталкиваться специалистам по акустической обработке. Любой инсталлятор расскажет вам, что главная проблема акустической обработки помещения это не замеры его акустических свойств, не составление проекта и не подбор материалов. Главная проблема — согласование проекта с дизайнером помещения. То, что полезно для звука не всегда выглядит так, как этого хотел бы дизайнер. Кроме того, для коррекции конкретных резонансов нужно размещение звукопоглощающих материалов в конкретных местах и «подвинуть эту панель чуть левее» значит существенно изменить резонансные и отражающие свойства помещения. Ярким примером подобных компромиссов является малый зал, в котором представлена компактная акустика и комплекты домашних кинотеатров KEF. Помещение это небольшое и для виртуального увеличения пространства часть стены занимает зеркало. Очевидно, что для звука это не самое лучшее решение. Однако противоположная стена, позволяет избавиться от стоячих волн и способна вобрать в себя значительную часть энергии звука, не позволив ему отразиться и продолжить гулять по комнате. Стоя в дверях видно, что эта стена выполнена наклонной и имеет значительную толщину. Все пространство до бетонной перегородки заполнено звукопоглощающими материалами.

Восприятие и получение изображения в домашнем кинотеатре (часть 2)

Восприятие и получение изображения в домашнем кинотеатре (часть 2)
Восприятие и получение изображения в домашнем кинотеатре (часть 2)
В первой части статьи мы рассказали о роли изображения в домашнем кинотеатре и цветовом кино. Сейчас остановимся на том, какие параметры изображения необходимо настраивать и как это сделать.
Что нужно настраивать
Итак, мы разобрались в вопросах, каким же должно быть изображение в домашнем кинотеатре и почему. Теперь стоит углубиться и в некоторые нюансы того, как добиться его высокой степени достоверности на практике. Существует три основных метода настройки устройств отображения видео: визуальный по живому изображению, визуальный с использованием специальных статических тестовых таблиц и инструментальный. Первые два метода может попробовать любой энтузиаст качественного видео, т.к. для их реализации не нужно покупать весьма недешевое оборудование. В первом случае вообще никаких дополнительных приспособлений не потребуется. Все параметры картинки устанавливаются на глаз. Точность и эффективность этого метода крайне невысока, так как в нем фактически отсутствуют реперные точки относительно которых происходит настройка, т.е. настроив проектор по одному изображению велик риск получить множество искажений на другом. Во втором методе для проведения настройки достаточно использовать один из тестовых дисков, например, Digital Video Essentials или AVIA. Недостатком визуальных методов является невозможность точной установки параметров изображения, поскольку зрительный аппарат человека способен в значительной мере приспосабливаться как к изменениям яркости изображения (мозг меняет чувствительность зрения и регулирует «диафрагму» зрачка), так и балансу цветов. Наиболее предпочтительным является третий метод, в котором все характеристики измеряются при помощи колориметра или спектрофотометра и осуществляется их дальнейшая корректировка до совпадения с референсными значениями (в идеальном случае; в реальности необходимо максимально к ним приблизиться). Настройка видеотракта этим методом производится специалистом, который как правило сам выезжает на объект, в течение примерно одного дня делает полную регулировку всех необходимых параметров изображения и записывает все установки в одну из предустановок (User).
Восприятие и получение реалистичного изображения в домашнем кинотеатре
Существует два основных стандарта, регламентирующих перечень и значения параметров при инструментальной настройке изображения в домашнем кинотеатре: THX (www.thx.com, http://ru.wikipedia.org/wiki/THX) и ISF (Imaging Science Foundation http://www.imagingscience.com). Оба стандарта во многом схожи и оперируют одинаковыми цифрами. Стандарт THX, помимо изображения, определяет еще и параметры звукового сопровождения в домашнем кинотеатре.
Начнем. Полное ощущение присутствия в настоящем кинотеатре создает только демонстрация фильма в темноте. В освещенном помещении значительно ухудшаются все определяющие качество изображения параметры – контрастность, цветовая насыщенность и различимость градаций яркости на темных фрагментах изображения. Поскольку и сами проекторы являются источниками света, то в комнате, где вы собираетесь установить свой домашний кинотеатр, должно быть как можно меньше света от других источников.
Хорошее качество изображения можно получить, выбрав через экранное меню подходящую типовую программу обработки видеосигналов для статичных и динамичных изображений. Однако для достижения действительно качественного изображения необходимо создавать собственные программы (User) с настройкой всех тех параметров, от которых зависит качество изображения (или хотя бы некоторые из этих параметров).
Восприятие и получение реалистичного изображения в домашнем кинотеатре
Яркость. Однородное и естественное изображение на экране можно получить только при полном соответствии этих настроек проецируемому изображению. При недостаточной яркости уменьшается различимость темных деталей изображения, а избыток яркости приводит к выбеливанию изображения в целом.
Контрастность. Настройки яркости и контрастности тесно взаимосвязаны. Если яркость отрегулирована правильно, на экране сохраняются высококонтрастные детали на светлом фоне. Недостаточная контрастность придает белому цвету матовость, а избыточная приводит к потере деталей на самых светлых и темных фрагментах изображения.
Резкость. Эта регулировка позволяет обострить и сделать более различимыми границы между деталями изображения или, наоборот, сделать их более мягкими. Чрезмерная резкость может привести к появлению на изображении высокочастотных шумов, а низкая – сделать изображение хоть и малошумящим, но довольно мутным, с недостаточной четкостью.
Гамма-коррекция. Особое внимание следует обратить на линейность серого клина (от уровня черного до уровня белого), настроив при необходимости параметр гамма-коррекции. Увеличение и уменьшение этого параметра приводит соответственно к затемнению и просветлению среднеярких деталей изображения. При правильном выборе этого параметра обеспечивается однородное изменение яркости в пределах всего серого клина.
Управление цветностью. Наиболее сложно правильно откорректировать цвета изображения, хотя в лучших моделях домашних проекторов предусмотрены возможности изменения уровней первичных цветов RGB. Сложность состоит в том, что такие регулировки редко бывают независимыми.
Восприятие и получение реалистичного изображения в домашнем кинотеатре
Свойством зрения человека является способность в целом правильно воспринимать цветовые тона независимо от спектрального состава источников освещения. Видеокамеры таким свойством не обладают, из-за чего объекты, снимаемые, например, при освещении лампами накаливания или при солнечном свете, приобретают соответственно красные или голубые оттенки. Для получения правильной цветопередачи на экране необходимо, чтобы составляющие RGB отображались на нем в тех же пропорциях, какие реализованы видеокамерой, точно сбалансированной под конкретные условия освещения. Автоматически это получается хорошо, если цветовые температуры источников света, используемых при съемке и проекции изображения, близки, что бывает далеко не всегда. Поэтому начинать коррекцию цветности следует с выбора параметра «цветовая температура», который есть практически во всех современных видеопроекторах. Обычно это выбор варианта Warm, Middle или Cold, позволяющий смещать цветовую палитру экранного изображения от преобладания в ней теплых (красных) оттенков к холодным (голубым).
Кроме дискретной и плавной регулировки цветовой температуры с помощью цветов по каналам RGB, в кинотеатральных моделях проекторов есть и такие виды настроек как контрастность и яркость отдельно по каждому цвету (RGB). Есть возможность регулировать оттенки серого, баланс черного и соотношение цветов RGB. У некоторых проекторов предусмотрена даже специальная сервисная функция «Управление цветами». С ее помощью можно в соответствии со своим вкусом настроить и сохранить восемь цветовых оттенков. Реализация данной функции, на наш взгляд, заслуживает самой высокой оценки. При ее активации на экране появляется курсор, который при помощи пульта дистанционного управления можно навести на необходимый вам цвет. Все вносимые изменения можно наблюдать непосредственно на реальном изображении. После того как выбран участок картинки с нужным оттенком, на экране появляется меню, с помощью которого и происходит настройка. Причем отображается как исходный, так и измененный цвет, поэтому пользователь может полностью контролировать процесс.
Настройка с помощью ПО Colorfacts Professional
Восприятие и получение реалистичного изображения в домашнем кинотеатре
Далее на примере программного обеспечения ColorFacts Professional, являющегося индустриальным стандартом, принятым на вооружение как профессионалами инсталляторами, так и тестовыми лабораториями профильных аудио-видео журналов, разберем основные проблемные моменты в настройке видеопроектора для домашнего кинотеатра. ПО ColorFacts Professional оперирует теми же значениями референсных величин параметров изображения, что и стандарты THX и ISF. В каждом примере даются реальное изображение и соответствующий ему график, получаемый с помощью измерительного прибора и ColorFacts Professional, а также пояснения, позволяющие понять суть проблемы и способы ее устранения. Отметим, что во всех примерах для наглядности даны несколько утрированные ситуации отклонения параметров (в реальности приходится иметь дело с более тонкими расхождениями).
Корректное воспроизведение
Это корректное воспроизведение изображения малыша, которое точно отображает его естественный вид.
Обратите внимание на тонкие градации цвета кожи на его щеках и носу, видимые детали в его глазах и натуральность материала его рубашки. Отметим также плавность перехода и однородность фона позади малыша.
Идеальная кривая яркостного отклика.
Чтобы добиться точного воспроизведения изображения необходимо получить соответствие всех его параметров референсным значениям.
Для кривой яркостного отклика это означает, что она должна соответствовать степенной функции с показателем гамма 2,5 с концами точно в углах графика.
Яркость слишком высока
В попытке получить более яркое изображение, регулятор уровня яркости был установлен на слишком большом значении.
По иронии судьбы увеличение яркости приводит на самом деле приводит к сжатию динамического диапазона. При этом изображение выглядит блеклым и в нем невозможно правильное отображение деталей в тенях.
Кривая яркостного отклика приподнята над референсной.
Можно видеть, что кривая начинается не с нуля, а с величины примерно в 5%. Это означает что глубокйи черный цвет не отображается.
В этой ситуации показатель гамма будет иметь более низкое значение (1,78). Низкое значение гамма – явный признак блеклого изображения.
Слишком высокий контраст
Наиболее типичная уловка для привлечения внимания покупателей – завышение уровня контрастности дисплея.
На первый взгляд такая установка делает картинку несколько более выигрышной, но пристальное ее изучение выявляет недостатки такого изображения. Отметим практическое отсутствие деталей на щеках и носу малыша, а также полное выбеливание самых светлых участков изображения.
Кривая яркостного отклика имеет насыщение (полку).
Кривая яркостного отклика имеет правильную форму в начале графика (на темных участках), но растет слишком быстро по отношению к референсной и достигает пикового уровня примерно на 80% диапазона градаций серого. Все детали изображения, соответствующие зоне насыщения будут потеряны.
Кривая яркости должна быть гладкой и в правом верхнем углу графика не должна "утыкаться в потолок" ранее чем на самом правом его краю.
Насыщенность цветов слишком высока
Регулировка цветовой насыщенности в приведенном примере выкручена на слишком большое значение (возможно в попытке добиться более богатых и насыщенных цветов).
Один из признаков неправильной настройки насыщенности цветов - слишком яркие (словно накрашенные помадой) губы у мужчин или детей, вместо натуральных розовых. На это также визуально указывает слишком яркий (как бы загорелый) тон кожи лица у нормального здорового человека.
Неправильная настройка по тесту "Разделенные цветные полосы".
Првильность установки цветовой насыщенности может быть определена по тесту "Разделенные цветные полосы" с использованием специальных калибровочных очков с цветными светофильтрами.
При правильной установке крайние синие полосы должны иметь однородное окрашивание без разделения на три части как на этой картинке. Необходимо изменять цветовую насыщенность до тех пор пока три части полосы не сольются в одну целую.
Насыщенность цветов слишком низкая
Регулировка цветовой насыщенности также неверна, но в противоположном направлении - насыщенность слишком низкая, в пределе изображение может быть совсем обесцвечено, т.е. станет черно-белым.
Неправильная настройка по тесту "Разделенные цветные полосы".
Тест "Разделенные цветные полосы" демонстрирует противоположное по сравнению с предыдущим случаем поведение (когда насыщенность была слишком высокой), но две крайние полосы снова выглядят разделенными.
Для правильной настройки необходимо увеличивать цветовую насыщенность до тех пор пока полосы не станут однородными.
Цветовая температура слишком высокая
Такую установку частенько выполняют чтобы изображение было наиболее эффектным для покупателей в шоу-руме, но она совсем не подойдет для дома. Завышенное значение цветовой температуры приводит к избытку в изображении синих оттенков.
Хотя такая установка и может помочь увеличить продажи дисплеев, она неправильна и не может быть использована в домашнем кинотеатре.
Кривая цветовой температуры лежит выше референсной.
Неверную установку цветовой температуры можно определить по отклонению кривой от референсной вверх (завышенное значение) или вниз (заниженное). На графике в виде пунктирной линии нанесена референсная кривая, соответствующая цветовой температуре 6503К, а цветовая температура изображения приведенного в примере соответствует значению 9300К.
Для настройки необходимо понижение цветовой температуры до значения 6503К, соответствующего стандартному источнику D65.
Цветовая температура слишком низкая
Если регулировка цветовой температуры привела к ее заниженному значению - изображение также не соотвествует правильному представлению о корректом воспроизведении.
Изображение малыша получилось как будто выполненным в сепийных тонах. И хотя такой эффект имеет некоторый налет ностальгии - это не вполне корректное воспроизведение цветов.
Кривые RGB не совпадают на гистограмме.
Кроме графика распределения цветовой температуры в диапазоне яркости, использование кривых трех цветовых составляющих также дает информацию об ошибках установки цветовой температуры. В данном примере все цветовые составляющие очень линейны (что говорит об очень хорошей их стабильности во всем диапазоне яркости), но красная кривая лежит выше отметки 100%, а синяя - ниже. Это как раз и означает что цветовая тепература в данном случае занижена и в изображении преобладают теплые (красные) оттенки. Чтобы добиться правильной настройки - необходимо получить график, на котором все три кривые будут совпадать между собой на отметке 100% (см. последний график).
Резкость изображения слишком высокая
Небольшое повышение резкости путем ее регулировки (обострения краев) может в целом положительно сказаться на изображении, но при этом нельзя забывать что этой "информации" не было в записи и таким образом она может оказать влияние на общее восприятие изображения приводя к не вполне корректному его воспроизведению.
Однако в приводимом примере совершенно очевидно что значение параметра "Резкость" явно завышено - слишком заметно неестественное подчеркивание краев, переходы очень неплавные.
Слишком заметное подчеркивание краев.
С помощью специального теста "Резкость" можно добиться правильной настройки этого параметра чтобы изображение не выглядело слишом мягким, но и не было чересчур резким.
Резкость необходимо уменьшать до тех пор пока черные полосы на сером фоне не избавятся от белых окантовок. В тестовом изображении "Резкость" существуют только два цвета - темно-серый и черный. Наличие более светлых оттенков говорит о слишком высоком значении параметра "Резкость".
Показатель гамма слишком высокий
Яркостный отклик устройства отображения на яркостный диапазон видеосигнала - очень важная составляющая правильного воспроизведения изображения. В данном примере показатель гамма явно завышен, это означает что средние по яркости тона изображения выглядят чересчур темными.
Отметим, что при этом яркость 100% черного и белого оторажается точно, неправильно установлена лишь яркость тонов в середине диапазона.
Кривая гамма слишком глубокая.
На графике яркостного отклика видно что кривая стартует в самых темных тонах и растет слишком медленно. Рассчетное значение гамма при этом равно 4,2 - это слишком высокая величина для точного воспроизведения изображения. Такое поведение кривой приводит к тому что изображение в целом выглядит слишком темным, притом что самые яркие и самые темные области не провалены. Референсное значение параметра гамма должно лежать в диапазоне значений 2,2-2,5 в зависимости от окружающего освещения (2,2 обычно используют для калибровки телевизоров - ссответствует наличию засветки при просмотре, 2,5 - для проекторов в условиях полного или почти полного затемнения).
Показатель гамма слишком низкий
Яркость в средних тонах слишком высокая, изображение выглядит блеклым, ему не хватает глубины, которая создает эффект вовлеченности зрителя.
Визуально низкое значение гамма имеет примерно тот же эффект что и превышение при регулировке яркости.
Кривая гамма слишком мелкая.
В данном случае кривая гамма указывает на чересчур высокую яркость средних тонов изображения. При этом значения параметра гамма равно 1,8, что не соответствует правильному декодированияю исходного материала.
Изображение с такими параметрами выглядит блеклым даже в полностью затемненном помещении.
Плохая однородность цветовых составляющих по яркостному диапазону
Нелинейное отображение (неоднородность) цветовых составляющих - общая проблема для дисплеев с матричной структурой (все современные телевизоры и видеопроеторы, кроме кинескопных). Это означает что изображения с разной яркостью имеют различную цветовую окраску. На приведенной картинке фон позади малыша имеет несколько синеватый оттенок в темной его части, зеленоватый в средних тонах и красновато-пурпурный - в яркой части. Отметим, что визуально определить ошибки воспроизведения цветов чрезвычайно сложно (особенно если бы на картинке не было заднего фона с градиентом яркости).
Цветовые составляющие непараллельны.
График цветовых составляющих в диапазоне яркости позволяет очень точно оценить насколько верно вопроизводятся цвета на различных по яркости участках изображения. На графике отлично видны ошибки, которые мы определили визуально по градиентному фону - синеватый оттенок в темных областях, зеленоватый - в середине диапазона и красноватый - на светлых фрагментах. Однако, в отличие от визуальной оценки, по графику можно определить какие регулировки и в какой мере необходимо сделать чтобы получить правильное воспроизведение цветов. Исправление нелинейностей при отображении цветов может иметь драматическое влияние на общий эффект присутствия создаваемый дисплеем.
Корректное воспроизведение изображения
После того как были произведены все регулировки, мы достигли корректного воспроизведения изображения. Отметим, что на данном изображении малыш выглядит наиболее реалистичным и естественным.
Правильно откалиброваный дисплей позволяет добиться высокой верности вопроизведения, т.е. показать зрителю именно то, что задумывал режиссер!
Корректное поведение цветовых составляющих.
В самом первом примере мы показали правильное отображение диапазона яркости в виде гамма-кривой с показателем 2,5.
Здесь мы представляем как должен выглядеть график цветовых составляющих в идеальном случае. Все три первичных цвета совпадают на уровне 100%.
Приложения
Густав Вернер Эмрих .
Ведущий продакт-менеджер по проекционному оборудованию корпорации JVC Густав Вернер Эмрих (Gustav Werner Emrich) провел в Москве технический тренинг по проекторам JVC. Г-н Эмрих является крупнейшим специалистом по технологии и проекторам D-ILA. Он впервые выступал перед российской публикой в рамках мероприятия подобного рода. Густав Вернер Эмрих подробно рассказал участникам тренинга об особенностях кинотеатральных D-ILA проекторов JVC. Помимо этого он детально продемонстрировал аудитории, как осуществляются настройки проекторов с учетом современных технических достижений в этой области. Также специалист JVC предоставил аудитории информацию о процессе калибровки проекторов и объяснил, какие цели при этом преследуются. Особенно аудиторию заинтересовал вопрос нелабораторной калибровки проектора в реальных условиях его размещения. Для проведения калибровки Густав использует программное обеспечение ColorFacts Professional. В результате профессиональной калибровки был получен профиль цветовой гаммы всей системы - проектора, экрана и фонового освещения в комплексе.
Проведение технических тренингов по проекторам JVC показало, что такие мероприятия чрезвычайно полезны для партнеров, благодаря своей информативности и актуальности.
Комната прослушивания в тестовой лаборатории – пример подготовленного помещения для ДК
Проект данной комнаты прослушивания разработан и осуществлен в соответствии с самыми жесткими требованиями, которые обычно предъявляют к подобного рода помещениям. Площадь комнаты составляет 24 кв.м. Все стены комнаты прослушивания возведены внутри помещения тестовой лаборатории. Боковые стены имеют наклон 3 градуса относительно главной оси прослушивания для снижения влияния стоячих волн на акустику помещения.
Стены комнаты прослушивания в разрезе представляют собой сэндвич-структуру, наружный каркас которой выполнен из двух слоев гипсо-волоконного листа, а внутренний – из звукопоглощающих панелей «Геракустик Файн» с заполнением внутреннего объема несущего каркаса слоем звукопоглощающих плит «Шуманет-СК».
Восприятие и получение реалистичного изображения в домашнем кинотеатре
Звукоизоляционный потолок смонтирован на подвесах Виброфлекс с заполнением каркаса двумя слоями звукопоглощающих плит «Шуманет-СК» и облицовкой двумя слоями гипсо-волоконного листа сверху и звукопоглощающих плит «Экофон Гедина» - снизу. Пол покрыт двумя слоями ковролина, причем верхний слой имеет специальное удлиненное ворсяное покрытие для уменьшения отражения звуковых волн.
Указанные мероприятия позволили свести к разумному минимуму влияние отраженных волн на звуковую картину, а также снизить уровень шума в помещении комнаты прослушивания на 10-12 децибел по сравнению с окружающими офисными помещениями. Потолок, стены и пол комнаты прослушивания покрашены в нейтральные темные цвета для уменьшения влияния отраженного света на изображение, формируемое на проекционном экране видеопроектором.
Ориентировочная стоимость постройки комнаты (без аппаратуры и мебели) составляет порядка 30 тыс. долларов США.

пятница, 27 сентября 2013 г.

Восприятие и получение изображения в домашнем кинотеатре (часть 1)

Восприятие и получение изображения в домашнем кинотеатре (часть 1)
Восприятие и получение изображения в домашнем кинотеатре (часть 1)
Роль изображения в домашнем кинотеатре
Какой смысл мы вкладываем в модное нынче понятие «домашний кинотеатр»? Исторически сложилось, что основные дискуссии в разговорах посвященных в эту тему разворачивались вокруг качественных характеристик многоканального звукового сопровождения, а вот проблему обеспечения должного уровня восприятия визуальной составляющей фильма до последнего времени отводили на второй план. А ведь порядка семидесяти процентов информации в своей жизни Homo Sapiens получает именно через зрительный аппарат! К тому же, ни для кого не секрет, – полностью захватить внимание зрителя происходящим можно только посредством большого экрана. Так может быть лучше просто сходить в кино? Отчего же не сходить? Можно и сходить. И в самый неподходящий момент слушать хруст попкорна над левым ухом или вникать в неуместные реплики над правым. Удовольствие, прямо скажем, не из приятных.
А домашний кинотеатр с проекционной аппаратурой позволяет не просто смотреть кино на большом экране у себя дома. Он, как вы понимаете, дает возможность наслаждаться любимым фильмом точно так же, как и любимой книгой. Оставаясь с тем действом, которое разворачивается на большом экране, буквально один на один или в окружении очень близких людей. А после очередной «главы», оставив «закладку» на только что прочитанной «странице» и нажав клавишу «Stop», можно сварить себе чашечку кофе. Или просто перелистать еще раз «книжку», внимательно перечитывая при этом ключевые сцены нового романа (нажимая клавиши «Play» и «Rewind»).
Восприятие и получение реалистичного изображения в домашнем кинотеатре
В большом городском кинотеатре есть, правда, другое. Эффект сопереживания, эффект толпы. Однако, как показывают исследования, полноценный эффект присутствия дает лишь довольно незначительное число мест в зрительном зале – области оптимального визуального и акустического восприятия пересекаются на весьма ограниченном геометрическом подмножестве. И совсем не факт, что купленные вами даже за очень немалые деньги билеты приведут вас на одно из десятка-другого оптимальных мест в зрительном зале.
В правильно организованном домашнем кинотеатре вы вместе с членами своей семьи или друзьями полностью оккупируете эту небольшую область. Подмножество, где пересекаются области оптимального визуального и акустического восприятия, полностью занимает ваш диван! А вы наслаждаетесь полноценным эффектом присутствия в событиях на экране. Лишь в этом случае масштаб воздействия от изображения адекватен впечатлению, получаемому зрителем от пространственных эффектов многоканального звукового сопровождения.
Современные видеопроекторы для домашнего примения в значительной степени преодолели свои «болезни роста». В первую очередь это касается такой важной характеристики изображения как контрастность. Дело в том, что до недавнего времени подавляющее большинство проекторов были сконструированы для офисных приложений. Поэтому наиболее важной для них являлась возможность получения качественного (читабельного) изображения в условиях значительного окружающего освещения. Для этого необходимо обеспечить довольно высокое значение светового потока и, соответственно, – яркость изображения. Для домашнего проектора (при проецировании в условиях затемнения) существенно более важным светотехническим параметром является контраст получаемого изображения. Большинство современных театральных проекторов обеспечивает достаточное значение этого параметра, позволяющее в условиях затемнения помещения добиться необходимой контрасности изображения.
Один из высококлассных FullHD проекторов для ДК Sony VPL-VW90ES еще и полноценно поддерживает 3D контент
В прошлом остались и такие проблемы как ощутимый шум системы вентилляции первых театральных моделей (который мешал восприятию звукового сопровождения), а также малое время работы проекционной лампы – сегодня типичные значения этого параметра лежат в диапазоне 2–3 тыс. часов (эквивалентно ежедневному просмотру одного фильма примерно в течении трех-четырех лет).
Мощным толчком к переосмыслению роли изображения больших размеров в домашнем кинотеатре стало повсеместное распространение в последние годы аппаратуры и видео высокой четкости, особенно формата Full HD (1920х1080). Дело в том, что именно формат «1080 строк» позволил сделать матричную структуру изображения на экранах с диагональю около 2–2,5 м практически незаметной (размер элемента изображения на таких экранах составляет примерно 1 мм, так что пиксели неразличимы уже с расстояния 1,5–2 м).
Таким образом сегодня можно за вполне адекватные деньги собрать систему домашнего кинотеатра для демонстрации фильмов формата Full HD. Как говорится – «Вот оно счастье!» Но не все так просто. Оказывается недостаточно купить компоненты, собрать систему и установить все ее составляющие в комнате, обеспечив необходимый уровень затемнения. Нужно правильно настроить все параметры звучания и изображения. Со звуком все обстоит несколько проще. Дело в том, что создать по-настоящему нейтральное с точки зрения параметров воспроизведения звука помещение – задача если и выполнимая, то стоимость такого решения на практике неподъемна даже для толстого кошелька. Поэтому даже в достаточно дорогих системах домашнего кинотеатра инсталляторы как правило ограничиваются довольно стандартной подготовкой помещения (звукоизоляция стен-потолка-пола, подавление основных резонансов помещения и проч.), а также возможностями систем автоматической настройки, которые предоставляют многие модели современных AV-ресиверов и, тем более – специализированных процессоров. Все!..
Комната прослушивания, построенная при участии автора данной статьи под задачи тестирования потребительской электроники. Ориентировочная стоимость постройки такой комнаты (без аппаратуры и мебели) составляет порядка 30 тыс. долларов США.
Настройка параметров изображения, наоборот, предоставляет весьма значительное поле деятельности для энтузиастов, желающих получить от видеотракта максимум того, на что он способен. Но здесь встает вполне закономерный вопрос – что в данном случае считать максимумом? Супернасыщенные праздничные цвета? Сногсшибательную резкость изображения, которая в прямом смысле слова режет глаз? Или получение цвета «чернее черного»? Результатом оптимальной настройки видеотракта домашнего кинотеатра должно быть изображение, отвечающее (по аналогии с аудио) критерию «высокой верности» (High Fidelity) или высокой степени достоверности. Что же подразумевается под этим понятием? Прежде всего – воспроизводимое изображение должно с одной стороны отражать все нюансы (цветовые оттенки, яркость и контраст каждой сцены, степень резкости фрагментов и изображения в целом и проч.), которые были заложены в него на заключительном этапе производства фильма (перед печатью финального варианта кинопленки, предназначенного для проката) специалистом по цветокоррекции под чутким руководством режиссера, а с другой – не содержать никаких посторонних деталей, которых не было в исходнике. Ведь кино – это прежде всего искусство! Изобразительное искусство. И эмоциональное восприятие изображения (пусть и движущегося) в кино строится на совокупности очень тонких деталей, из которых и складывается то впечатление, ради которого создается фильм.
Восприятие и получение реалистичного изображения в домашнем кинотеатре
Термин «цветовое» кино ввел в практику киноведения Сергей Эйзенштейн в своих известных статьях сороковых годов. «Цветовое» кино – это фильмы, в которых цвет неразрывно связан с темой и идеей. Он концептуален. Если попытаться вывести общую формулу цветового фильма, где цвет динамичен и предметен, где его эмоциональное восприятие неразрывно связано с образом и темой, музыкой и шумами, то ее можно представить так: движение цвета – выражение движения чувств – воплощение движения идеи произведения. Знаменитый фильм Сергея Параджанова «Тени забытых предков» впервые на отечественном киноэкране воплотил в полной мере понятие «цветовое» кино.
Выдающийся итальянский режиссер Мартин Скорсезе был под сильным впечатлением от просмотра фильма «Тени забытых предков», по его мнению это лучший советский фильм, в котором мастерски используются цветовые и световые эффекты (подробнее см. приложение в конце статьи).
Восприятие и получение реалистичного изображения в домашнем кинотеатре
Другой пример использования особенной цветовой палитры для создания определенного настроя зрителя – нашумевшая лента братьев Вачовски «Матрица», снятая в изумрудных и черно-зеленых тонах. Причем мир матрицы отражен в обыкновенном цветовом решении, тогда как «реальность» более темная с преобладанием зеленого оттенка. Таким образом, Вачовски хотели показать разницу между нереальным миром, к которому мы привыкли (миром «матрицы»), и реальностью, которая переживает мрачные времена. Более того, это подчеркивается доминированием зеленого цвета, символизирующего натурализм и природную ествественность.
Как правило, зритель даже не обращает внимания, в каких красках снят фильм, однако, о том, чтобы это непременно происходило не идет и речи. В кино цвета в большей степени призваны действовать на подсознание, меняя тем самым наше восприятие картины. Вырабатывается как бы рефлекс: полумрак и зеленый – настоящий мир, свет и яркие краски – «матрица» (в случае с одноименной лентой). На самом деле, над такой, казалось бы, мелочью специалисты трудятся очень тщательно. Кропотливая работа идет отнюдь не только над спецэффектами, как это принято считать в последнее время.
Восприятие и получение реалистичного изображения в домашнем кинотеатре
Итак, одни режиссеры уделяют цветовому решению больше внимания, другие – меньше, однако, этот фактор учитывается всегда. Кстати говоря, о выборе цветов. Если они должны играть «передовую» роль, т.е. быть направленными на то, чтобы их обязательно заметили – выбираются всегда неестественно насыщенные оттенки. Скажем, цвет крови, если та нуждается в подчеркивании, приобретает оттенок переспелого помидора или даже малины (картина Квентина Тарантино «Бешеные псы»). Если же замысел режиссера не включает в себя акцентирование внимания на сценах насилия, кровь имеет гораздо более естественный цвет и структуру, не являясь вязкой и густой как кетчуп. В результате вид крови пугает зрителя гораздо меньше, и воспринимается им более естественно и спокойно («Карты, деньги, два ствола» Гая Ричи или «Жмурки» Алексея Балабанова). Отметим, что речь идет, конечно, о нашем подсознательном восприятии.
Восприятие и получение реалистичного изображения в домашнем кинотеатре
Еще пример, уже из российского кинематографа – картина «Собачье сердце» Владимира Бортко. Один из главных художественных приемов, использованных в фильме – он целиком снят в черно-белой цветовой гамме с оттенком сепии, позволяющей сконцентрировать внимание зрителя на многочисленных деталях антуража, одежды и быта того времени.
В «Андрее Рублеве» Андрея Тарковского в конце черно-белого фильма, где развернут исторический фон и внешняя судьба Рублева, как эпилог появляются цветовые кадры – пейзажные и полотна самого Рублева. Цвет возникает в конце фильма в живописи, данной в контрапункте (если не в противопоставлении) своему историческому фону.
Восприятие и получение реалистичного изображения в домашнем кинотеатре
Наконец, относительно свежий пример – попытка придать новый облик отечественной киноэпопее «Семнадцать мгновений весны» раскрасив ее оригинальную черно-белую версию. Весьма спорный, надо сказать, ход современных деятелей искусства... Впрочем, режиссер картины, Татьяна Лиознова в интервью одному из телеканалов дала совершенно положительную оценку присходящему, по ее словам в новой версии цвета получились именно такими, какими они были без малого сорок лет назад на съемках этого прекрасного фильма.
Восприятие и получение реалистичного изображения в домашнем кинотеатре
Яркий пример нового видения черно-белого кино предложил нам Джоэль Шумахер в своей ленте «Призрак оперы». Если съемка, имитирующая первые документальные фильмы «времен братьев Люмьер», уже неоднократно была использована ранее (в частности, в хорошо известном «Дракуле» Брэма Стокера), то здесь режиссер привнес дополнительную крупинку эстетичности. Он придал самой картинке размытость и плохое качество устаревшей пленки, будто случайно найденной в каком-то пыльном архиве. В результате она кажется «выгоревшей» от времени, из-за чего приобрела коричневатый оттенок, подобно фотографиям XIX века. Кстати, этим, вероятно, и вдохновлялся автор, – лента начинается и заканчивается изображением старинного замка.
Из этого небольшого исследования понятно, насколько для нас, зрителей, не важно то, что ученые характеризуют цвет, как электромагнитные волны, подающие сигналы в наш мозг. Удивительно то, что один и тот же цвет может вызвать разные чувства, и люди научились пользоваться этой его особенностью, обыгрывать ее в полной мере. А для получения подлинных эмоций от просмотра кино в домашнем кинотеатре необходимо лишь донести замысел этих гениальных людей до зрителя, не потеряв ни единой, даже малейшей детали !
О том, какие параметры изображения необходимо настраивать и как это сделать мы расскажем во второй части статьи.
Приложение
Восприятие и получение реалистичного изображения в домашнем кинотеатре
Мартин Скорсезе рассказывает об использовании цвета и света в своих работах, а также о том, как ему удалось выразительно передать человеческие эмоции путем цветопередачи.
«Мое нью-йоркское детство прошло в окружении довольно скудной цветовой гаммы, да и естественным освещением я не был избалован. Я впервые по-настоящему осознал, что собой представляют цвет и свет, только после знакомства с цветными фильмами Technicolor в кинотеатре, в частности, с такими классическими картинами, как Duel in the Sun, The Searchers и Leave Her to Heaven. Цвет был таким живым и сильным, он просто властвовал над кинотеатром, – объясняет Мартин Скорсезе. – В этих фильмах свет и цветовая палитра использовались так, чтобы рассказать историю в специальном повествовательном ключе, усиливающем эмоциональное и интеллектуальное воздействие на зрителя. Это произвело на меня неизгладимое впечатление и повлияло на то, как я стараюсь использовать цвет в моих работах».
По словам Скорсезе, свет и цвет, использовавшиеся в его последнем фильме «Авиатор», должны былинапомнить ощущение присутствия в кинотеатре его детства, а также отразить состояние главного героя фильма – Говарда Хьюза. «Большая часть моего детского восприятия цвета нашла отражение в фильме «Авиатор». Воссоздавая раннюю цветовцю технику, я получил возможность снова испытать такое же волшебное и загадочное, как в детстве, ощущение от просмотра кино. Это побудило меня привнести в картину те эмоцци, которые я испытывал в те годы, говорит Скорсезе. – Мы уделили огромное внимание использованию цвета, чтобы отобразить изменение настроений Говарда Хьюза по мере того, как мир вокруг него рушится».
«Для меня самая тяжелая часть в создании фильма – это решить, где будет стоять свет с главным оператором и как осветить каждую конкретную сцену и вообразить, как это должно выглядеть на экране. Когда я раздумываю об истории в картинках, то уверен, что каждая картинка должна быть освещена светом свечи или солнца. Именно таким образом разыгрывается драматургия. Ты начинаешь использовать более мощные драматические лучи света, цветные ли, черно-белые, неважно. Свет выражает эмоции и настроение. Очень драматично, подобно театральному освещению».
Чтобы продемонстрировать как цвет и свет создают уникальный характер каждого фильма Мартин Скорсезе выбрал 20 кинолент (10 англоязычных и 10 со всего мира) в качестве образцов мастерского использования цвета и света.
Англоязычные фильмы
«Барри Линдон». Режиссер Стенли Кубрик, оператор Джон Олкот.
«Дуэль под солнцем». Режиссер Кинг Видор, оператор Ли Гармес.
«Пришельцы с Марса». Режиссер Уильям Кэмерон Мензис, оператор Джон Сайц.
«Поручите ее небесам». Режиссер Джон м. Стал, оператор Леон Шэмрой.
«Моби Дик». Режиссер Джон Хьюстон, оператор Освальд Моррис.
«Призрак оперы». Режиссер Артур Лубин, операторы Ховард Грин, Хэл Мор.
«Красные башмачки». Режиссеры Майкл Пауэлл, Эмерик Прессбергер, оператор Джек Кардифф.
«Искатели». Режиссер Джон Форд, оператор Уинтон С. Хох.
«Поющие под дождем». Режиссеры Стэнли Донен, Джин Келли, оператор Хэролд Россон.
«Головокружение». Режиссер Альфред Хичкок, оператор Роберт Беркс.
Фильмы со всего мира
«Попытка». Режиссер Жан Люк Годар, оператор Рауль Кутар. Франция / Италия.
«Шепот и крики». Режиссер Ингмар Бергман, оператор Свен Нюквист. Швеция.
«Врата ада». Режиссер Тэйноскэ Кинугаса, оператор Кохей Сугияма. Япония.
«Любовное настроение». Режиссер Вонг Кар-Вай, операторы Кристофер Дойль, Марк Ли Пинг-бин. Гонконг.
«Последний император». Режиссер Бернардо Бертолуччи, оператор Витторио Стораро. Италия / Великобритания / КНР / Гонконг.
«Красная пустыня». Режиссер Микеланджело Антониони, оператор Карло Ди Пальма. Франция / Италия.
«Река». Режиссер Жан Ренуар, оператор Клод Ренуар. Индия / Франция / США.
«Сатирикон». Режиссер Федерико Феллини, оператор Джузеппе Ротунно. Италия / Франция.
«Чувство», Режиссер Лукино Висконти, операторы Г.Р. Альдо, Роберт Краскер, Джузеппе Ротунно. Италия.
«Тени забытых предков». Режиссер Сергей Параджанов, операторы Виктор Бестаев, Юрий Ильенко. Россия / Украина.

Обзор : 5-канальный усилитель мощности Parasound 5250 v.2/AV-процессор PARASOUND 7100

Обзор : 5-канальный усилитель мощности Parasound 5250 v.2/AV-процессор PARASOUND 7100

Краткое описание
Положительные моменты: динамическое звучание в кино и музыке с хорошим запасом мощности, выдвинутая панорама окружающего звука, с контрастной передачей ближнего поля.
Ограничения: с повышением громкости звук становится жестче, проявляются динамические и тональные неравномерности.
 Многоканальный усилитель Parasound 5250 v.2 тестировался в паре с AV-процессором PARASOUND 7100.
Американская компания PARASOUND выпускает разнообразные электронные компоненты с 1981 года. Сегодня модельный ряд фирмы состоит из трех линеек: в серию New Classic входит аппаратура класса Hi-Fi, серия Halo отведена для элитных компонентов, в серии Zcustom собрана компактная техника для инсталляторских систем. В сериях New Classic и Halo есть все компоненты для создания домашней стерео системы или ДТ высшего уровня: аудио и видео процессоры, оконечные и предварительные усилители, в том числе многоканальные, универсальные проигрыватели и тюнеры. Особое внимание компания уделяет надежности своей техники, предоставляя на каждый компонент 10-летнюю гарантию.

Многоканальный усилитель Parasound 5250 v.2 /AV-процессор PARASOUND 7100
PARASOUND 5250 представляет собой 5-канальный усилитель с рейтинговой мощностью 250 Вт/к на 8-омной нагрузке (385 Вт/к на 4 Омах). Усилитель работает в А/В-классе, имеет полностью дискретную схему с двумя тороидальными трансформаторами в блоке питания и солидный запас по току: до 45 ампер в каждом канале.
Модель имеет типично рэковый дизайн. Лицевая панель аппарата слегка выступает по ширине и высоте за контуры основного корпуса, на задней панели имеются ручки, для того чтобы усилитель было удобно выдвигать из стойки – в общем, эргономика профессиональной техники. В центре лицевой панели расположен дисплей с индикаторами состояния каждого канала и перегрева, соответствующие релейные схемы защиты следят за состоянием усилителя, отключая его в случае короткого замыкания или при появлении других неблагоприятных факторов. На обратной стороне разместились позолоченные входные разъемы RCA и универсальные выходы на акустику, также покрытые благородным металлом. Рядом с разъемами находится небольшая управляющая панель, с помощью которой можно регулировать параметры системы автоматического включения, там же расположены триггерные вход и выход, а рядом стоит размыкатель земляного контура, отсоединяющий сигнальную и корпусную цепи заземления друг от друга. Переключатель режимов автовключения имеет три позиции. В среднем положении усилитель активируется вручную, кнопкой на передней панели. В крайних позициях лицевая кнопка блокируется, и система автоматического включения отслеживает сигналы либо на 12-вольтовом входе, либо на входах RCA, отмеченных как Ch 1 и 2.В заключение скажем о том, что PARASOUND 5250 имеет сертификат THX Ultra 2, что говорит о хороших технических параметрах усилителя

 Многоканальный усилитель Parasound 5250 v.2 /AV-процессор PARASOUND 7100
Впечатление
ЭКСПЕРТ 1: в целом звучание подробно, тембрально верно и тонально сбалансированно, но легкая призвучность инструментов не дает полностью погрузиться в музыку. Послезвучия неравномерны: один инструмент звучит слишком протяжно, другой нормально, а третий коротко. Не хватает прозрачности тихим звукам, поэтому слышны в основном солирующие инструменты при не очень ясном фоне. На повышенной громкости звук становится неоправданно жестким. В общем, есть небольшие трансформации звука, затуманивающих восприятие партий инструментов, и, как следствие, музыкального образа.
Низ звучит мощно, уверенная отдача начинается в среднем басе. Вместе с тем, не так хорошо обстоит с прозрачностью и рельефностью звука. Верхний бас чуть призвучен, поэтому партии виолончелей, которые редко звучат неясно, здесь не так прозрачны. Басовый удар при великолепном наполнении, не очень чист: большие барабаны звучат на наш взгляд слишком раскатисто.
Звучание в середине размашистое, нередко с чрезмерно протяжными послезвучиями, из-за чего, например, аккорды рояля звучат расплывчато и не всегда хватает подробности скрипичным партиям. Вокал звучит достаточно ясно, хотя и слегка отстраненно, бесстрастно. Верх передается достаточно подробно, ясно звучат верхние ударные. Тарелка хотя и не слишком протяжная, но зато вполне узнаваемая, металлическая, особенно если инструмент выделен в композиции.
В ДТ тыловые каналы не всегда работают с полной отдачей: иллюзия целостного звукового пространства вокруг зрителя создается наиболее полно в острые моменты фильма, когда интенсивность звука велика, в тихие же моменты доминирует передний звук. То же можно сказать и о глубине пространства: слой дальнего звука в обычные моменты фильма проступает не так отчетливо, как во время кульминаций.
Не все хорошо известные звуки одинаково узнаваемы. Не очень ясно и светло передается звук льющейся воды. Техногенные звуки теряют самый верх, поэтому они не так ясны и кристальны, например, падающие гильзы звенят тусклее, чем нужно, с недостатком металла в звуке. Наиболее ясно передаются звуки нижней середины, и очень неплохо звучит плоть выстрелов и мощь двигателей, хотя несколько зернисты их послезвучия.

Многоканальный усилитель Parasound 5250 v.2 /AV-процессор PARASOUND 7100
ЭКСПЕРТ 2: компоненты PARASOUND впечатляюще озвучивают кинофильмы. Понравились четкие голоса и хорошая привязка всех событий на фронтальной сцене к экранной картинке. Сцена в ДТ почти вплотную придвигается к зрителю, хочешь -- не хочешь, но оказываешься захвачен действием фильма. Панорама заметно лучше прорисовывается в ближнем и среднем поле, дальний план передается скорее схематично. Движение объектов происходит плавно, но на ВЧ заметна легкая размытость траектория за счет подчеркивания шипящих шлейфов. На большой громкости звучание не теряет в детальности, но становится несколько жестче.
В целом звучание системы можно охарактеризовать как напористое, даже где-то агрессивное, с акцентированными спецэффектами и выделенными основными событиями, хотя и о мелочах комплект не забывает. Сочно воспроизводятся выстрелы и мощные взрывы, бас вообще обрабатывается с запасом и по амплитуде и по частотной глубине.
На музыкальном материале при вполне гармоничной тональной основе звука, иногда заметны шероховатости в микроструктуре тембров, которые несколько портят впечатление от прослушивания акустических инструментов и вокальных партий. Например, в звучании перкуссий джазового ансамбля можно отметить звонко серебрящиеся, красивые колокольчики, сопровождаемые более тусклыми треугольничками с латунным «привкусом». А в сильном и глубоком голосе Тома Уэйтса с плотной нижней серединой и хорошей артикуляции заметна чрезмерно выделенная хрипотца.

Parasound 5250 v.2 является усилителем Класса АВ,предназначенным для высокопроизводительной эксплуатации с низкой степенью нагрева. Его полностью дискретная схема включает два тороидальных трансформатора и способна выдавать 45 ампер максимальноготока на канал. Для интеграции в систему воспроизводящих и управляющих компонентов данный усилитель оснащен триггерным входом со сквозным выходом и регулируемой чувствительностью к аудиосигналу для функции автоматического включения/выключения. На задней панели усилителя имеется переключатель разрыва земляной петли. Там же расположены позолоченные входные RCA-разъемы, а также разъемы для акустических систем А/В с индивидуальным включением/выключением и универсальными сверхпрочным клеммами для каждого канала, покрытыми 24-каратным золотым напылением.
Усилитель Parasound 5250 v.2 оснащен сервоприводом постоянного тока и схемой релейной защиты, а также индикаторами высокой температуры, режима ожидания и состояния каждого канала на передней панели.
Особенности 5-канального усилителя мощности Parasound 5250 v.2
   Сертификация THX Ultra2
  Страна производителя:США
  Полностью дискретная схема с двумя тороидальными трансформаторами
Выходная мощность RMS: 5-канальный усилитель мощности Parasound 5250 v.2
   250 Ватт RMS на канал на 5.8 Ом, с загрузкой всех каналов
   385 Ватт RMS на канал на 5.4 Ом, с загрузкой всех каналов
   45 А пиковая сила тока на канал
   Входное сопротивление: 33 кОм
   Дэмпинг фактор:свыше  150 при 20 Гц
Частотные характеристики: 5-канального усилителя мощности Parasound 5250 v.2
   Диапазон:    20 Гц - 50 кГц, +0/-3 дБ, 1 вт
   THD(коэффициент гармонических искажений)
   0.025% на максимальном уровне входного сигнала
   0.02% на среднем уровне громкости
   Интермодуляционные искажения:  0.05 %
   Отношение сигнал/шум
   114 дБ, IHF A-взвешенный, 106 дБ невзвешенный
   93 дБ при 2.828 , IHF A-взвешенный,84 дБ при 2.828 невзвешенный
Входная чувствительность:
   1 в/ 28.28 в, THX референсного уровня
   1.6 в на максимальном уровне входного сигнала  500мв-5 в
Функции: 5-канального усилителя мощности Parasound 5250 v.2
   Высокопроизводительная эксплуатация с низкой степенью нагрева
   Сервопривод постоянного тока и схема релейной защиты
   Автоматическое включение/выключение с помощью триггера 12 В
   Автоматическое включение/выключение посредством аудиосигнала с 
   регулируемой чувствительностью
   Позолоченные RCA-разъемы
   Универсальные покрытые 24-каратным золотым напылением клеммы для акустических систем
   Переключатель разрыва земляной петли
   Индикаторы режима ожидания, состояния каналов, высокой температуры
   Шасси 4-рэкового размера с ручками для переноски; опциональный комплект для монтажа в стойке RMK44
   Размеры (Ш х Г х В): 438 мм х 483 мм x 194 мм / 178 мм без учета ножек
Питание:5-канального усилителя мощности Parasound 5250 v.2
   110 - 120 В / 220 -240 В, 50 - 60 Гц
   1 вт  в режиме ожидания; Потребляемая мощность 2500 вт
   Вес :31.4 кг

Мультирум система Harman/Kardon

Мультирум система Harman/Kardon
Устройство мультирумной системы кажется большинству пользователей чем-то непостижимо сложным, понятным лишь профессиональным инсталляторам. При этом многие AV-ресиверы ведущих мировых производителей имеют расширенные возможности интеграции в системы мультирум. На примере технологий Harman/Kardon мы постараемся разобраться, как это работает и так ли все сложно на самом деле.
Самый простой и доступный для понимания вариант мультирум-системы - это использование установленных непосредственно в ресивере выходов для дополнительной зоны. Рассмотрим данную возможность на примере двух моделей ресиверов Harman/Kardon AVR265 и AVR365. Они способны перенаправлять во вторую зону аудиосигнал с подключенных аналоговых источников или встроенного тюнера, при этом в основной зоне может воспроизводиться сигнал совершенно с другого входа, например — звуковая дорожка фильма, воспроизводимого с Blu-ray по HDMI интерфейсу. Вторая зона работает в стерео-режиме, ее подключение может осуществляться двумя способами. Первый способ — использование внешнего усилителя. Например, в зоне 2 у вас установлена активная акустика, стереопара с усилителем или музыкальный центр с аналоговым входом AUX. В этом случае вы используете обычный кабель 2RCA-2RCA и подключаете имеющуюся в комнате систему к выходу Zone 2 вашего ресивера. Данный вариант подключения никоим образом не влияет на работу ресивера в основной зоне. Вы можете использовать все его возможности по полной программе, вне зависимости от того, подключена ли и активна ли вторая зона или нет.
Одна из моделей AV-ресиверов Harman/Kardon с системой A-BUS - AVR365
Второй способ подключения позволяет решить проблему озвучивания второй зоны весьма простым и элегантным способом. Домашний кинотеатр, устанавливаемый в основной зоне, строится по схеме 5.1. Обычно этого достаточно для помещения небольшого или среднего размера. А некоторые пользователи принципиально отказываются от конфигурации 7.1, считая ее избыточной. Освободившиеся по той или иной причине два канала усиления путем перенастройки в меню ресивера назначаются усилителями второй зоны. Таким образом, в дополнительную комнату нам необходимо установить лишь пару акустических систем. Никаких усилителей и даже дополнительной розетки 220 В для этого, как вы понимаете, не требуется. Живя в частном доме, второй зоной вполне можно сделать и открытую веранду или двор, установив снаружи дома всепогодную акустику. В обычной квартире это может быть любая другая комната.
С коммутацией, как видите, нет ни чего особенно сложного. Но остается открытым вопрос управления. В модели AVR265 все управляется с одного пульта, а это значит что для выбора входа, сигнал с которого будет подаваться во вторую зону вам нужно находиться в первой зоне, рядом с ресивером. AVR365 комплектуется дополнительным пультом ДУ, разработанным специально для второй зоны и внешним ИК приемником, который необходимо установить во второй зоне. Как бы ни была подключена вторая зона, она получает полноценное управление, а это уже 100% автономная мультирум-система.
Фрагмент тыловой панели AV-ресивера AVR460 с интерфейсом A-BUS
Тут стоит сделать небольшое лирическое отступление. В случае если вы не планируете использовать мультирумные возможности AV-ресивера AVR365, внешний ИК приемник можно использовать для того чтобы спрятать AV-технику в тумбочке с непрозрачными дверями или в любом другом месте недоступном для прямого попадания ИК сигнала. В этом случае ИК приемник подключается к ИК-входу ресивера, а с его ИК выхода последовательно подключаются остальные компоненты имеющие интерфейс соответствующего типа. Таким образом, можно будет управлять системой, целясь в один ИК приемник, установленный в удобном месте.
Четырехзонный модуль расширения Harman/Kardon ABH 4000 A-BUS
Все AV-ресиверы Harman/Kardon серии AVR*60, начиная с 260-й модели, также имеют возможность подключения второй зоны по вышеописанным алгоритмам. В моделях, начиная с 460-й и старше, мультирумные технологии представлены более широко. В них встроена поддержка фирменной шины A-BUS, которая позволяет радикально увеличить количество подключаемых в систему комнат.
С помощью фирменного четырехзонного модуля расширения ABH 4000 A-BUS можно озвучить до восьми комнат от четырех различных источников. Он передает стерео аудиосигналы и сигналы управления по стандартному кабелю UTP Cat.5 (витой паре) и использует коннекторы RJ45, такие же, как в домашней компьютерной сети. Это существенно облегчает и упрощает инсталляцию, поскольку не требует каких либо специальных материалов и инструмента. Такой же кабель используется и для подключения к системе AV-ресиверов.
Простейший настенный контроллер Harman/Kardon AB2
Конечным устройством в мультирум системе, создаваемой на основе шины A-BUS, служит настенный контроллер Harman/Kardon AB2. Он представляет собой небольшую восьмикнопочную панель, встраиваемую в стену. Четыре кнопки позволяют выбирать источник сигнала, переключать воспроизводимые треки и регулировать громкость. В комплект входит также небольшой пульт ДУ с аналогичным набором кнопок управления. Немаловажным фактором является наличие в контроллере АВ2 встроенного стереоусилителя, позволяющего упростить работы по монтажу и сделать инсталляцию предельно компактной. Достаточно подключить пару колонок или встраиваемых динамиков и процедуру озвучивания помещения можно считать завершенной.
Скриншот интерфейса управления мультирум системой на основе A-BUS
Многозональная технология A-BUS способна озвучить весь дом с минимальным вмешательством в интерьер избавляя от необходимости громоздить стереосистему в каждой комнате, что, согласитесь, весьма нужное и полезное свойство. Если прямое подключение второй зоны к ресиверу очевидно не требует каких либо специальных навыков и вполне под силу любому, кто способен справиться с подключением обычного домашнего кинотеатра, инсталляция системы A-BUS потребует чуть более обширных знаний и навыков. Однако, как вы могли убедиться, данная мультирум система по сути своей достаточно проста, легко реализуема с минимальными трудозатратами и главное – она не нуждается в программировании и сложной настройке, что делает ее доступной не только для профессионалов, но и для энтузиастов-любителей.