суббота, 15 февраля 2014 г.

Скачать инструкцию по эксплуатации (Technical Manual ) PSB IMAGE

PSB IMAGE B4/B4/C4/125 комплект акустики домашнего кинотеатра 5.1
2-х полосная акустическая система PSB Image B4
2-х полосная акустическая система PSB Image B4/NEW модель 2014 года
АС центрального канала PSB Image C4
Акустическая система: сабвуфер PSB Imagine Subseries 125
Скачать инструкцию по эксплуатации (Technical Manual ) PSB IMAGE
• Аудио-видео-салон Hi-Fi домашнего кино и стерео : выбор комплекта HI-FI аппаратуры домашних кинотеатров

Скачать инструкцию по эксплуатации (Technical Manual ) PSB IMAGE B5/B5/C4/200

PSB IMAGE B5/B5/C4/200 комплект акустики домашнего кинотеатра 5.1
2-х полосная акустическая система PSB Image B5
2-х полосная акустическая система PSB Image B5/NEW модель 2014 года
АС центрального канала PSB Image C4
Акустическая система: сабвуфер PSB Imagine Subseries 200
Скачать инструкцию по эксплуатации (Technical Manual ) PSB IMAGE B5/B5/C4/200

• Аудио-видео-салон Hi-Fi домашнего кино и стерео : выбор комплекта HI-FI аппаратуры домашних кинотеатров

Скачать инструкцию по эксплуатации (Technical Manual ) PSB IMAGE B5/B5/C4/125

PSB IMAGE B5/B5/C4/125 комплект акустики домашнего кинотеатра 5.1
2-х полосная акустическая система PSB Image B5
2-х полосная акустическая система PSB Image B5/NEW модель 2014 года
АС центрального канала PSB Image C4
Акустическая система: сабвуфер PSB Imagine Subseries 125
Скачать инструкцию по эксплуатации (Technical Manual ) PSB IMAGE B6/B4/C4/125
• Аудио-видео-салон Hi-Fi домашнего кино и стерео : выбор комплекта HI-FI аппаратуры домашних кинотеатров

Скачать инструкцию по эксплуатации (Technical Manual ) PSB IMAGE B6/B4/C4/125

PSB IMAGE B5/B4/C4/125 комплект акустики домашнего кинотеатра 5.1
2-х полосная акустическая система PSB Image B5
2-х полосная акустическая система PSB Image B4/NEW модель 2014 года
АС центрального канала PSB Image C4
Акустическая система: сабвуфер PSB Imagine Subseries 125

Скачать инструкцию по эксплуатации (Technical Manual ) PSB IMAGE B6/B4/C4/125
• Аудио-видео-салон Hi-Fi домашнего кино и стерео : выбор комплекта HI-FI аппаратуры домашних кинотеатров

салон Hi-Fi PSB IMAGE B6/B4/C4/125 комплект акустики домашнего кинотеатра 5.1

PSB IMAGE B6/B4/C4/125 комплект акустики домашнего кинотеатра 5.1
2-х полосная акустическая система PSB Image B6
2-х полосная акустическая система PSB Image B4/NEW модель 2014 года
АС центрального канала PSB Image C4
Акустическая система: сабвуфер PSB Imagine Subseries 125
Скачать инструкцию по эксплуатации (Technical Manual ) PSB IMAGE B6/B4/C4/125
• Аудио-видео-салон Hi-Fi домашнего кино и стерео : выбор комплекта HI-FI аппаратуры домашних кинотеатров

Скачать инструкцию PSB IMAGE B6/B5/C4/200 комплект акустики домашнего кинотеатра 5.1

PSB IMAGE B6/B5/C4/200 комплект акустики домашнего кинотеатра 5.1
2-х полосная акустическая система PSB Image B6
2-х полосная акустическая система PSB Image B5/NEW модель 2014 года
АС центрального канала PSB Image C4
Акустическая система: сабвуфер PSB Imagine Subseries 200
Скачать инструкцию по эксплуатации (Technical Manual )

• Аудио-видео-салон Hi-Fi домашнего кино и стерео : выбор комплекта HI-FI аппаратуры домашних кинотеатров

Скачать инструкцию PSB IMAGE B6/B5/C5/200 комплект акустики домашнего кинотеатра 5.1

PSB IMAGE B6/B5/C5/200 комплект акустики домашнего кинотеатра 5.1
2-х полосная акустическая система PSB Image B6
2-х полосная акустическая система PSB Image B5/NEW модель 2014 года
АС центрального канала PSB Image C5
Акустическая система: сабвуфер PSB Imagine Subseries 200
Скачать инструкцию по эксплуатации (Technical Manual )

• Аудио-видео-салон Hi-Fi домашнего кино и стерео : выбор комплекта HI-FI аппаратуры домашних кинотеатров

Что дает включение фильтра верхних частот на основных каналах ?

Секреты музыкального баса/пособие по настройке сабвуфера
Про сабвуферы в журналах рассказано уже немало — и как выбрать подходящий динамик, и как сделать для него правильный корпус. 
Пособие по настройке сабвуфера для начинающих.
Что дает включение фильтра верхних частот на основных каналах ? 
Если вы просто добавляете сабвуфер в штатную систему, то все, чем вы располагаете для настройки —это лишь регулировки на нем самом (точнее, на сабвуферном усилителе). Если же у вас более развитая система, в которой от усилителя работают и основные каналы, то наверняка кое-какие регулировки есть и в нем.
 В данном случае нам нужен фильтр верхних частот (ФВЧ, Low Pass Filter, LPF, LP). Работает он, как вы наверное уже поняли, прямо противоположно фильтру нижних частот —пропускает все, что выше частоты настройки и ослабляет все, что ниже.
Если вы его включите, то ослабите в сигнале для основных динамиков самый низкий бас.
И неважно, что небольшие 6,5 — дюймовые мидбасы (или какие у вас там) и без того низкий бас толком не воспроизводят, будучи освобожденными от низкочастотных сигналов, динамики заиграют намного легче, в звуке появятся упругость и четкость, уйдет гудение и призвуки двери, срастить звучание мидбасов с сабом станет намного легче.
Если вам доступна настройка ФВЧ в основных каналах, то настройте сначала этот фильтр, не включая сабвуфер. Слишком высокая частота настройки лишает звук основательности, весомости, а при слишком низкой ход у диффузора может быть слишком большим. Найдите компромисс, при котором диффузоры динамиков будут иметь небольшой ход, но при этом еще не пропадет басовитость.
После этого приступайте к настройке сабвуфера.

ASW,  AUDIO PRO,  B&W,  Cambridge Audio,  Canton,  Cerwin-Vega!,  DALI,  Dynaudio,  Elac,  HECO,  JAMO,  JBL,  KEF,  KLIPSCH,  MAGNAT,  Martin Logan,  Meridian,  MONITOR AUDIO,

"Сращиваем" звучание сабвуфера с звучанием мидбасовых динамиков более тщательно/5 шаг

Секреты музыкального баса/пособие по настройке сабвуфера
Про сабвуферы в журналах рассказано уже немало — и как выбрать подходящий динамик, и как сделать для него правильный корпус. 
Включаем фильтр нижних частот/1 шаг
Выставляем предварительную частоту настройки и громкость сабвуфера/2 шаг
Подбираем полярность включения сабвуфера/3 шаг
Регулируем  фильтр верхних частот/4 шаг
"Сращиваем" звучание сабвуфера с звучанием мидбасовых динамиков более тщательно/5 шаг
Что дает включение фильтра верхних частот на основных каналах ? 
 На этом этапе настройки вам предстоит найти оптимальную частоту настройки фильтра нижних частот (ФНЧ, LPF, LP) и громкость сабвуфера. Эти две регулировки всегда нужно выставлять в комплексе.
Принцип примерно такой:
Если мы уменьшаем частоту среза LP и одновременно увеличиваем громкость, то бас при этом становится более мягким и глубоким.
Но если перестараться, то может получиться эффект, когда фронт басового удара отделится от самого низкочастотного наполнения —саб будет звучать как бы сам по себе.
Если увеличиваем частоту среза LP, то бас становится жестче, приобретает большую ударность. При этом громкость нужно убавлять, иначе можно получить чрезмерную «колотушечность», и это будет уже не бас, а долбежный гулкий звук как палкой по пустой бочке, этого нам тоже никак не нужно.
В хорошо настроенной системе сабвуфер не должен восприниматься играющим отдельно. Он должен сливаться с звучанием основной акустики так, будто это басит она. Старайтесь добиться, чтобы инструменты звучали наиболее естественно.
И тогда вы сможете с уверенностью сказать: "Да, у меня в машине очень хороший качественный бас„.

ASW,  AUDIO PRO,  B&W,  Cambridge Audio,  Canton,  Cerwin-Vega!,  DALI,  Dynaudio,  Elac,  HECO,  JAMO,  JBL,  KEF,  KLIPSCH,  MAGNAT,  Martin Logan,  Meridian, 

Регулируем фильтр верхних частот/4 шаг

Секреты музыкального баса/пособие по настройке сабвуфера
Про сабвуферы в журналах рассказано уже немало — и как выбрать подходящий динамик, и как сделать для него правильный корпус. 
Пособие по настройке сабвуфера для начинающих.
Но один важный вопрос упоминался лишь вскользь — это настройка. К нам нередко приходят письма вроде «я все сделал, а оно все равно как надо не играет». Итак, давайте разберемся, что нужно переключить и подкрутить, чтобы саб заиграл как надо.
Что такое бас вообще ?
Что мы слушаем ?
Что такое частота раздела ?
Включаем фильтр нижних частот/1 шаг
Выставляем предварительную частоту настройки и громкость сабвуфера/2 шаг
Подбираем полярность включения сабвуфера/3 шаг
"Сращиваем" звучание сабвуфера с звучанием мидбасовых динамиков более тщательно/5 шаг
Что дает включение фильтра верхних частот на основных каналах ? 
Многие басовые усилители оснащены так называемым «подтональным фильтром», сабсоником. Это на самом деле обычный фильтр верхних частот, который ослабляет в сигнале все, что ниже частоты его настройки, то есть убирает самые — самые низкие частоты. Вот тут, наверняка, может возникнуть вопрос — зачем он нужен, разве же саб не предназначен для того, чтобы воспроизводить нижние частоты ?
 Просто все дело в том, что чем ниже частота, тем выше ход у динамика, и на сверхнизких частотах он может оказаться настолько большим, что там недалеко и до порванного подвеса, изломанного диффузора или заклинившей звуковой катушки. Мне нередко приходилось наблюдать ситуацию, когда диффузор сабвуфера ходит ходуном, а бас при этом вялый и гулкий. И напротив, действительно громкий, сочный и упругий бас зачастую может издавать сабвуфер, диффузор которого вроде бы едва шевелится. А ведь мы уже говорили, что в реальной — то музыке частот ниже 30 Гц практически нет, причем даже в самом забойном гангста — рэпе.
 А посему мы можем ослабить малоинформативные сверхнизкие частоты абсолютно без ущерба для музыки. Будучи же освобожденными от них, сабвуфер заиграет гораздо лучше —он будет басить четче и упруже, повысится предел максимальной громкости. Настройте сабсоник на частоту около 20 Гц. Если вы любите очень громкий бас, то можете поднять его настройку до 30, а в экстремальных случаях и вовсе до 40 Гц. Не переживайте, вы при этом нисколько не потеряете в сочности и мясистости баса, зато сохраните динамик целым.
 Кстати, если у вас сабвуфер в корпусе с фазоинвертором, то сабсоник вообще из разряда must have. Дело в том, что в закрытом корпусе объем воздуха, заключенный внутри, придерживает динамик и не дает ему слишком разбалтываться. А вот в фазоинверторном это происходит только выше частоты настройки порта, а на более низких частотах диффузор болтается практически ничем не сдерживаемый, и очень быстро доходит до своих физических пределов хода со всеми, как говорится, вытекающими.


Подбираем полярность включения сабвуфера/3 шаг

Секреты музыкального баса/пособие по настройке сабвуфера
Про сабвуферы в журналах рассказано уже немало — и как выбрать подходящий динамик, и как сделать для него правильный корпус. 
Пособие по настройке сабвуфера для начинающих.
Что такое бас вообще ?
Что мы слушаем ?
Что такое частота раздела ?
Включаем фильтр нижних частот/1 шаг
Выставляем предварительную частоту настройки и громкость сабвуфера/2 шаг
Подбираем полярность включения сабвуфера/3 шаг
Регулируем  фильтр верхних частот/4 шаг
"Сращиваем" звучание сабвуфера с звучанием мидбасовых динамиков более тщательно/5 шаг
Что дает включение фильтра верхних частот на основных каналах ? 

Существует распространенное, но ошибочное мнение, что динамики можно подключать только строго соблюдая полярность, обозначенную на усилителе, мол, плюс к плюсу и минус к минусу. Иначе они будут работать якобы «не в ту сторону» и быстро выйдут из строя.
 На самом же деле диффузор динамика всегда ходит одинаково и в «плюс», и в «минус» относительно своего положения покоя, а полярностью подключения всего лишь определяется, в какую сторону он пойдет «сначала», а в какую «потом». Это, понятное дело, никак не сказывается на самочувствии динамика, но зато сказывается на его звучании. Так что на этом этапе мы будем определять правильную полярность включения сабвуфера.
 Поставьте музыку, в которой есть хорошо различимые низкочастотные инструменты и постарайтесь выбрать такой вариант подключения саба, при котором он будет максимально сливаться своим звучанием с основной акустикой, будет максимально четким и собранным. Поскольку звуковая картина с передних и задних сидений будет отличаться, вам придется побегать: поменяли на сабвуфере полярность —сели за руль послушали, потом опять к багажнику: поменяли, послушали, выбрали лучший вариант. Помните, что слушать нужно при закрытых дверях.
В идеале не должно быть слышно, что бас идет сзади. Когда вы сидите впереди, должно создаваться впечатление, что басят передние, основные динамики. Если добиться такого цельного и слитного звучания не получается, то, возможно, вы немного перестарались с громкостью сабвуфера (в этом случае просто убавьте чувствительность на усилителе), допустили какие-то промахи при изготовлении корпуса (он издает паразитные призвуки) или у вас просто что-то дребезжит в багажнике (эти звуки, кстати, не обязательно должно быть отчетливо слышны, они могут успешно маскироваться сабвуфером).


Выставляем предварительную частоту настройки и громкость сабвуфера/2 шаг

Секреты музыкального баса/пособие по настройке сабвуфера
Пособие по настройке сабвуфера для начинающих.
Что такое бас вообще ?
Что мы слушаем ?
Что такое частота раздела ?
Включаем фильтр нижних частот/1 шаг
Выставляем предварительную частоту настройки и громкость сабвуфера/2 шаг
Подбираем полярность включения сабвуфера/3 шаг
Регулируем  фильтр верхних частот/4 шаг
"Сращиваем" звучание сабвуфера с звучанием мидбасовых динамиков более тщательно/5 шаг
Что дает включение фильтра верхних частот на основных каналах ? 
Теперь найдите регулятор, отвечающий за частоту настройки фильтра. В усилителе —это обычная «крутилка», обозначается как Frequency или что-то в этом роде. Выставьте ее пока на частоту 80 Гц. При такой настройке на сабвуфер беспрепятственно будут проходить только низкие частоты, а все что выше 80 Гц, будет заметно ослабляться. Отыщите другую «крутилку» —чувствительности (может обозначаться как Level или Gain), отрегулируйте ей громкость сабвуфера относительно основных динамиков. Не переборщите с уровнем, саб не должен перекрикивать все остальное!

ASW,  AUDIO PRO,  B&W,  Cambridge Audio,  Canton,  Cerwin-Vega!,  DALI,  Dynaudio,  Elac,  HECO,  JAMO,  JBL,  KEF,  KLIPSCH,  MAGNAT,  Martin Logan,  Meridian,  MONITOR AUDIO, 

Включаем фильтр нижних частот/1 шаг

Секреты музыкального баса/пособие по настройке сабвуфера
Про сабвуферы в журналах рассказано уже немало — и как выбрать подходящий динамик, и как сделать для него правильный корпус. 
Пособие по настройке сабвуфера для начинающих.

Включаем фильтр нижних частот/1 шаг
Выставляем предварительную частоту настройки и громкость сабвуфера/2 шаг
Подбираем полярность включения сабвуфера/3 шаг
Регулируем  фильтр верхних частот/4 шаг
"Сращиваем" звучание сабвуфера с звучанием мидбасовых динамиков более тщательно/5 шаг
Что дает включение фильтра верхних частот на основных каналах ? 
Итак, нам нужно в сигнале сабвуфера ослабить средние и высокие частоты, и оставить лишь низкие.
Это умеет делать частотный фильтр, в данном случае —фильтр нижних частот (ФНЧ, он же Low Pass Filter, обозначается как LPF или просто LP). Он пропускает все, что ниже частоты настройки и ослабляет все, что выше. Таким фильтром может быть оснащено, к примеру, головное устройство, усилитель, или же он может быть и там, и там одновременно.
ASW,  AUDIO PRO,  B&W,  Cambridge Audio,  Canton,  Cerwin-Vega!,  DALI,  Dynaudio,  Elac,  HECO,  JAMO,  JBL,  KEF,  KLIPSCH,  MAGNAT,  Martin Logan,  Meridian,  MONITOR AUDIO,  MT-Power,  NAD,  Onkyo,  PARADIGM,  PMC,  PSB,  Q Acoustics,  RBH,  Sonus Faber, 

Что такое частота раздела ?

Секреты музыкального баса/пособие по настройке сабвуфера
Про сабвуферы в журналах рассказано уже немало — и как выбрать подходящий динамик, и как сделать для него правильный корпус. 

Что такое частота раздела ?
Включаем фильтр нижних частот/1 шаг
Выставляем предварительную частоту настройки и громкость сабвуфера/2 шаг
Подбираем полярность включения сабвуфера/3 шаг
Регулируем  фильтр верхних частот/4 шаг
"Сращиваем" звучание сабвуфера с звучанием мидбасовых динамиков более тщательно/5 шаг
Что дает включение фильтра верхних частот на основных каналах ? 

Теперь снова вернемся к нашим сабвуферам. Наша задача при настройке —добиться цельного и естественного звучания низких частот, чтобы саб не дубасил сам по себе из багажника, а гармонично поддерживал бы своим звучанием основную акустику. Практикой было определено, что лучше всего этого получается добиться, если он будет воспроизводить только то, что ниже 60-80 Гц и не будет пытаться лезть выше.
 Частоту, на которой саб передает эстафету основной акустике (точнее, мидбасовым динамикам) так и называют —частотой раздела. Это значит, что сабвуфер должен воспроизводить все, что ниже этой частоты, а основная акустика —все, что выше. Теперь приступаем к главному —рассмотрим, как это можно сделать.


Что мы слушаем ?

Секреты музыкального баса/пособие по настройке сабвуфера
Про сабвуферы в журналах рассказано уже немало — и как выбрать подходящий динамик, и как сделать для него правильный корпус. 
Пособие по настройке сабвуфера для начинающих.
Но один важный вопрос упоминался лишь вскользь — это настройка. К нам нередко приходят письма вроде «я все сделал, а оно все равно как надо не играет». Итак, давайте разберемся, что нужно переключить и подкрутить, чтобы саб заиграл как надо.
Что мы слушаем ?

Но физика процесса, давайте теперь посмотрим на все это дело с музыкальной стороны. Для начала возьмем рэп, хип — хоп или дабстеп. Чернокожие парни особенно любят низкий, утробный бас на грани инфразвука, заставляющий вибрировать все потроха. Так вот, такой «кишкотряс» — это звуки с частотами в районе 30-50 Гц. Возможно, вы удивитесь, но это, пожалуй, единственные жанры, которые требуют полноценного воспроизведения столь низких частот, во всех остальных музыкальных жанрах такой глубокий бас не несет какой-то серьезной информативности.

 Например, если взять музыку с «живыми» инструментами, то в ней практически вся информативная составляющая и энергетика баса сосредоточена в области частот выше 40 Гц. К примеру, бас — гитара. Звук ее струн состоит не только из основных тонов, но и из обертонов —гармоник от основного тона, которые имеют более высокие частоты. Именно по их характеру мы и отличаем звучание, например, бас — гитары Маркуса Миллера от, скажем, бас — гитары Клиффа Бертона, даже если они попытались бы наиграть одну и ту же мелодию в одинаковой тональности. Именно обертона имеют в звуке большинства инструментов самую высокую информативность. Или взять, к примеру, динамичную электронную музыку — бодрый клубнячок. Классика хауса и транса — это звук драм — машин Roland TR — 909 и TR — 808, и их частотный спектр тоже лежит отнюдь не в самой глубокой басовой области — 40-100 Гц.


Секреты музыкального баса

Секреты музыкального баса/пособие по настройке сабвуфера
Про сабвуферы в журналах рассказано уже немало — и как выбрать подходящий динамик, и как сделать для него правильный корпус. 
Пособие по настройке сабвуфера для начинающих.
Но один важный вопрос упоминался лишь вскользь — это настройка. К нам нередко приходят письма вроде «я все сделал, а оно все равно как надо не играет». Итак, давайте разберемся, что нужно переключить и подкрутить, чтобы саб заиграл как надо.
Но перед тем, как сразу же кидаться крутить ручки и щелкать переключателями, давайте немного проясним, а что же вообще представляет собой бас как таковой. Динамик своим колеблющимся диффузором создает чередование сжатий и разрежений воздуха. Принято считать, что среднестатистический человек воспринимает такие воздушные колебания именно как звук, если они происходят с частотами от 16-20 раз в секунду до 14-18 тысяч раз в секунду. То есть, от 16-20 герц до 14-18 килогерц. Так вот, басом считается самый нижний диапазон этих звуковых колебаний —примерно от 20 до 150 Гц. Именно с такими частотами колеблются диффузоры сабвуферов и мидбасовых динамиков. Обычно говорят, что колебания до 50 Гц —низкий бас, 50-100 —средний бас, а 100-150 —верхний бас (хотя деление это весьма условное и приблизительное).



пятница, 14 февраля 2014 г.

Рекомендации при покупке сабвуфера : нам нужен бас

Рекомендации при покупке сабвуфера : нам нужен бас
Мюнхен (dpa/tmn). Это как бутерброд без масла: без солидных басов, лучше всего из сабвуфера, домашняя аудиосистема никогда не покажет настоящей глубины звучания. Поэтому при покупке и установке следует обратить внимание на некоторые важные моменты.  
 Хороший сабвуфер сможет превратить вашу комнату в концертный зал или кинозал. При этом речь не о максимально громких басах. «Хорошего сабвуфера в общем-то и не должно быть слышно», - говорит Аксель Грюнинг из специализированного магазина Hi-Fi-Concept. Только при его отключении от общей акустической системы должна быть заметна потеря качества. «Задачей хорошего сабвуфера является не простое воспроизведение низких частот, а, скорее, пространственное построение сцены и поддержка необходимой тональности», поясняет эксперт в области аудио. Лишь при просмотре кинокартин от него потребуется дополнительная мощность: «Именно сабвуфер будет воспроизводить топот динозавров в домашнем кинотеатре».

                                          Рекомендации при покупке сабвуфера : нам нужен бас
Рекомендации при покупке сабвуфера.
Сабвуферы бывают активными и пассивными. Первые имеют заметное численное превосходство на рынке, они оборудованы собственным усилителем мощности, однако, для их подключения нужна дополнительная розетка. Более редкие, пассивные решения соединяются с внешним усилителем. «Такие варианты можно найти только в крайних случаях: либо среди старого лома, либо в рамках очень дорогих и качественных решений».
 Мембрана – главный элемент любого сабвуфера. Если она направлена вперед, то мы говорим о корпусе «front fire», если же мембрана расположена на нижней панели, то это уже «down fire». Кроме того, корпус может быть либо закрытого, либо фазоинверторного типа. У последних отверстие в корпусе (порт фазоинвертора) усиливает резонанс. Большинство сабов имеют возможность дополнительного подключения к выходу предусилителя. Небольшое же количество производителей специально конструируют свои сабвуферы под подключение к выходам для акустических систем.

                                           Рекомендации при покупке сабвуфера : нам нужен бас
Абсолютно все перечисленные системы имеют свои достоинства и недостатки, утверждает Аксель Грюнинг, поэтому невозможно определить четкое преимущество того или иного конструкторского принципа. Вот почему покупатель должен решить сам, звучание какого типа сабвуфера будет лучше соответствовать его личным предпочтениям и какой лучше всего подойдет к сего системе.
 Звук будет зависеть не только от самого сабвуфера, но и от его положения в комнате. Обсуждению этого вопроса посвящено немалое количество интернет-форумов. Единственное, в чем мнения сходятся – сабвуфер нужно ставить на устойчивую горизонтальную поверхность, которая не должна вибрировать. Аксель Грюнинг предлагает при установке применять следующую методику. Сначала сабвуфер устанавливают туда, где позже будет сидеть слушатель. Затем запускают проигрывание композиции, насыщенной басами, и передвигаются по комнате в поисках места, где звучание было бы оптимальным. Именно на это место следует потом установить сабвуфер.

                                            Рекомендации при покупке сабвуфера : нам нужен бас
Институт информации для потребителей Stiftung Warentest в своем журнале «Test» (выпуск 12/2013) дает дополнительную рекомендацию не ставить сабвуфер слишком близко к стене или в самый угол комнаты, потому что низкие частоты в таком случае получают дополнительное ненужное усиление. Если нравится, можно использовать более одного устройства: «Несколько небольших сабвуферов, например, два, выставленных по диагонали помещения, часто дают лучший эффект, чем один большой», - поясняет Грюнинг.
 За один хороший сабвуфер пользователю приходится выкладывать далеко не одну сотню евро. Журнал «Audio» в номере 11/2013 проводил тестирование сабов различных ценовых категорий. Наилучшее соотношение цены и производительности продемонстрировали два из них, стоимость этих моделей колеблется в диапазоне от 500 до 1000 евро. Те, кто ценит качество и имеет возможность, могут приобрести и более дорогое устройство: лидером тестирования стал сабвуфер стоимостью в 3 000 евро.

                                         Рекомендации при покупке сабвуфера : нам нужен бас
Но даже дорогой сабвуфер, выставленный в идеальной позиции, будет звучать плохо при слишком высоком уровне громкости. «Не только дилетанты обычно выставляют около 300% необходимой громкости, но даже специалисты, не применяющие автоматическую калибровку, чаще всего останавливаются на громкости, на 75% превышающей норму», - критически отмечает Аксель Грюнинг. Вместо этого он рекомендует следующее: «Уменьшайте громкость до тех пор, пока вам не покажется, что звук саба перестал быть слышным». Напомним, что более дорогие устройства имеют функцию автоматической калибровки акустики, и слушателю не придется заниматься этим вручную.
 Если вы не будете накручивать басы на максимум, то не только получите более качественное звучание, но и сбережете нервы соседей. Воспроизведение музыки с очень низкими частотами запрещено в многоквартирных домах. «Конечно, пока нет никаких четких предписаний ни о разрешенной громкости, ни о допустимых басах», - говорит Ульрих Роперц, представитель организации по правам квартиросъемщиков в Берлине. Если мы говорим о громкой музыке, то правила не могут касаться только количества децибел. «Решающим здесь становится вопрос о том, когда и какого рода шум вы производите», - поясняет Роперц. Так, громкость музыки должна быть уменьшена после 22 часов до умеренного уровня, мощные установки и грохочущие басы не могут стать исключением. 
Томас Шёрнер, dpa (немецкое информационное агентство)
Автор: Thomas Schörner
По материалам: Bass, Bass, wir brauchen Bass: Tipps zum Kauf von Subwoofern 

четверг, 13 февраля 2014 г.

ТЕСТ напольной акустики : Polk Audio RTi A7


ТЕСТ напольной акустики : Polk Audio RTi A7
Модель позиционируется как более доступная версия старшей Polk Audio RTi A9. Различия заключаются как в литраже корпуса, так и в количестве динамических головок. У Polk Audio RTi A7 в басовом отсеке (его можно смело назвать пассивным сабвуфером) расположены два фирменных вуфера с диффузорами на полимерной основе. Фазоинверторов два, спереди и сзади. Тыловой Power Port Plus с коническим рассекателем — собственная разработка Polk Audio. В верхней части корпуса выделен отсек для 16-сантиметрового среднечастотника с собственным портом ARC. Завершает картину дюймовый твитер с шёлковой мембраной (пропитка демпфирующим компаундом), изготовленной по технологии Dynamic Balance.


ПОРАДОВАЛО Polk Audio RTi A7
Быстрый, ясный саунд на любой громкости, грандиозные динамические возможности.
ОГОРЧИЛО Polk Audio RTi A7
Утрирование тонких тональных переходов, пониженная информативность в середине.
Зависимость модуля Z от частоты Polk Audio RTi A7
Ещё одни системы с идеально ровным импедансом: в диапазоне 120 Гц — 20 кГц он плавно меняется от номинального значения 4,5 Ом до 9,5 Ом на верхней границе звукового диапазона. Даже резонансные пики вблизи частоты раздела не нарушают линейности фазовой характеристики, которая укладывается в коридор ±14 град. Для усилителя не составит труда раскачать эту акустику, поскольку, по сути, она является чисто активной нагрузкой. Фазоинвертор настроен на 37 Гц, что обещает достаточно глубокий бас. Частоту раздела полос по графику определить сложно.
Здесь прекрасно виден резонатор ARC, настроенный на 460 Гц, т.е. частоту главной стоячей волны внутри корпуса. Её, кстати, видно на характеристике основного фазоинвертора (пик на чёрной кривой). Провал же на этой частоте получается из-за того, что порт излучает в противофазе со среднечастотной головкой.
 В остальном диапазоне нелинейность АЧХ не превышает ±3 дБ, если не принимать во внимание повышенную отдачу планарного твитера с пиком на 16 кГц. Если комната не переглушена, от подъёма на ВЧ легко избавиться разворотом колонок. Диаграмма направленности вне критики — при отклонении от акустической оси на 30 и 50 град. характеристика абсолютно линейна вплоть до 8 — 10 кГц. Это обещает широкую сцену и точную локализацию источников. Чувствительность около 90 дБ, поэтому для озвучивания комнаты средней площади достаточно 60-ваттного усилителя.

ТЕСТ напольной акустики : Quadral Chromium Style 50


ТЕСТ напольной акустики : Quadral Chromium Style 50
Эта изящная пара отличается довольно компактным лакированным корпусом с непараллельными боковыми стенками. Несмотря на малый литраж, это полноценные трёхполосные системы с идентичными по размеру излучателями низких и средних частот.
Каждая из двух головок (135 мм) изготовлена по фирменному рецепту: на полимерную основу нанесено упрочняющее титановое покрытие, а в центре — выпуклые пылезащитные колпачки.
Твитер здесь ленточный (визитная карточка топовых моделей Quadral) со сдвоенной магнитной системой и потрясающе широким частотным диапазоном. Предусмотрена лишь одна пара клемм, но инженеры Quadral считают, что при правильно рассчитанном кроссовере bi-wiring не понадобится.
По точности звучания системы, скорее, напоминают полочные мониторы. Саунд прозрачный, чётко прорисованный во всех регистрах, верный по атаке. Особенно хорош твитер — он идеально точен и просто невероятен по разрешению. Ценно, что его работа не отвлекает на себя внимание — его «голос» чётко вписан в общий спектр. Акустика не обладает мощным НЧ-регистром, однако это во многом компенсируется достаточно плавным спадом на низах и достойной энергетикой мидбаса. Динамические возможности также весьма неплохи, компрессия возникает лишь на громкости, значительно превышающей среднюю.
Системы создают по-настоящему сильный эффект присутствия: сцена трёхмерна, образы предельно точно распределены по её периметру, чётко читаются даже второстепенные планы.
ПОРАДОВАЛО Quadral Chromium Style 50
Высокая линейность звучания в целом, стабильная и точная сцена, уникальная работа твитера.
ОГОРЧИЛО Quadral Chromium Style 50
Закономерные ограничения на НЧ, лёгкая компрессия на большой громкости.
Измерения Quadral Chromium Style 50
Измерения, как обычно, проводились с помощью компьютерного комплекса Clio и программы ClioWin 3.0 в незаглушённом помещении. АЧХ выше 200 Гц снималась на расстоянии 1 м от фронтальной панели при подаче сигнала с амплитудой около 2,83 В RMS независимо от импеданса. Ниже 200 Гц микрофон придвигался вплотную к мидбасовой головке (измерения в ближнем поле), после чего обе кривые объединялись. Синим цветом отмечена АЧХ, снятая на акустической оси, а зелёным и красным — при отклонении 30 и 50 град. соответственно.
АЧХ порта фазоинвертора показана отдельно (чёрная кривая слева). У некоторых испытанных образцов обнаружились заметные призвуки в портах, о чём мы обязательно будем упоминать. Если вы намерены использовать такие колонки в комплекте с сабвуфером, заглушите фазоинвертор поролоновой пробкой. Так вы избавитесь от призвуков, а колонки с задним расположением портов можно будет ставить ближе к стене.
У некоторых участников при измерениях обнаружились внутренние резонансы. Это обусловлено формой корпуса напольных АС, по сути, являющегося длинным и узким волноводом. При недостаточном демпфировании он начинает «петь», словно органная труба. И ещё обратите внимание, что реальное сопротивление многих систем не соответствует заявленному, а этот параметр необходимо знать для правильного согласования с усилителем.


Амплитудно-частотная характеристика Quadral Chromium Style 50
Характеристика в целом ровная, без резких пиков и провалов, но имеет плавные подъёмы на НЧ и ВЧ. Локальная неравномерность не превышает ±2 дБ, что можно считать очень неплохим результатом для трёхполосных систем. Интерференционный провал вблизи раздела СЧ и ВЧ-полос отсутствует, а повышенная отдача ленточного твитера легко устраняется разворотом колонок. У этого излучателя прекрасная дисперсия, позволяющая надеяться на чёткую локализацию источников и широкую зону стереоэффекта. При отклонениях от оси на 30 град. АЧХ даже выравнивается, оставаясь абсолютно линейной вплоть до 13 кГц. Чувствительность АС выше средней, порядка 91 дБ, что заметно облегчает выбор усилителя.
Фазоинвертор воспроизводит внутреннюю стоячую волну на 1150 Гц, поэтому придвигать эти АС близко к стене не рекомендуется.


ТЕСТ напольной акустики : Canton Chrono 507.2

ТЕСТ напольной акустики : Canton Chrono 507.2
Canton Chrono 507.2 выполнены в строгом дизайнерском стиле, который оживляет лакированная передняя панель. По сути, это 2,5-полосные системы с фазоинвертором, порт которого выведен вниз. Выходящий воздушный поток дополнительно рассеивается декоративным основанием, которое, помимо этого, служит эффективной развязкой от пола.

                                                ТЕСТ напольной акустики : Canton Chrono 507.2
Системы снабжены двумя НЧ-драйверами собственного производства с алюминиевыми диффузорами диаметром 160 мм. У дюймовой пищалки также металлический купол, прикрытый защитной сеточкой. Стоит отметить весьма оригинальное решение для хранения грилей — при необходимости их можно закрепить на задней стенке колонки, где они точно не потеряются.

                                                ТЕСТ напольной акустики : Canton Chrono 507.2
Звучание Canton радует, прежде всего, своей живостью и задорной динамикой, без заметной компрессии даже на высоких уровнях громкости. Реалистичен вокал — абсолютно не выделяются сибилянты, тембральная окраска минимальна. При этом временами обращают на себя внимание некоторые призвуки на нижней середине, несколько снижающие достоверность ряда инструментов (возможно, это вклад фазоинвертора). Тональный баланс можно оценить как достаточно ровный, с лёгким акцентом на края воспроизводимого диапазона. По разрешению на ВЧ это один из лидеров в нашем тесте. Фирменный твитер работает на удивление чётко, с поразительной детальностью и микродинамикой. Звуковой сцене твёрдая пятёрка — пространство выстроено геометрически правильно и отличается ясно различимой перспективой в глубину.
ПОРАДОВАЛО Canton Chrono 507.2
Минимальная окраска звучания в широкой полосе частот, чёткая звуковая сцена.
ОГОРЧИЛО Canton Chrono 507.2
Локальная нелинейность в районе нижней середины, легкий подъём АЧХ на краях диапазона.
Измерения Canton Chrono 507.2
Измерения, как обычно, проводились с помощью компьютерного комплекса Clio и программы ClioWin 3.0 в незаглушённом помещении. АЧХ выше 200 Гц снималась на расстоянии 1 м от фронтальной панели при подаче сигнала с амплитудой около 2,83 В RMS независимо от импеданса. Ниже 200 Гц микрофон придвигался вплотную к мидбасовой головке (измерения в ближнем поле), после чего обе кривые объединялись. Синим цветом отмечена АЧХ, снятая на акустической оси, а зелёным и красным — при отклонении 30 и 50 град. соответственно.
АЧХ порта фазоинвертора показана отдельно (чёрная кривая слева). У некоторых испытанных образцов обнаружились заметные призвуки в портах, о чём мы обязательно будем упоминать. Если вы намерены использовать такие колонки в комплекте с сабвуфером, заглушите фазоинвертор поролоновой пробкой. Так вы избавитесь от призвуков, а колонки с задним расположением портов можно будет ставить ближе к стене.
У некоторых участников при измерениях обнаружились внутренние резонансы. Это обусловлено формой корпуса напольных АС, по сути, являющегося длинным и узким волноводом. При недостаточном демпфировании он начинает «петь», словно органная труба. И ещё обратите внимание, что реальное сопротивление многих систем не соответствует заявленному, а этот параметр необходимо знать для правильного согласования с усилителем.

Зависимость модуля Z от частоты Canton Chrono 507.2 DC
Система с довольно высоким импедансом — хотя номинальное значение около 4 Ом, во всём остальном диапазоне оно значительно превосходит его. В ВЧ-диапазоне импеданс стабильно держится на отметке
5,2 Ом, что заметно упрощает выбор усилителя — ему не придётся отдавать повышенный ток в диапазоне, где его искажения и без того максимальны. Линейна и фазовая характеристика, которая выше 150 Гц укладывается в допуск ±30 град.
Разделительный фильтр с центральной частотой 3500 Гц даёт довольно узкий, но невысокий горб — похоже, в схеме есть звенья для компенсации реактивной составляющей. Фазоинвертор настроен на 45 Гц, что довольно высоко для такого объёма корпуса.


ТЕСТ напольной акустики : DALI Lektor 8


ТЕСТ напольной акустики : DALI Lektor 8



Эти АС без проблем способны озвучить даже небольшой зал, однако датские разработчики прежде всего акцентируют внимание на качественной составляющей звучания. Трёхполосные гиганты оснащены сдвоенным басовым звеном (200 мм), пятидюймовым среднечастотником и купольной пищалкой с 28-миллиметровой текстильной мембраной, пропитанной демпфирующим составом. Она смонтирована на литой алюминиевой панели, которая снижает ВЧ-резонансы и формирует нужную дисперсию. Для лучшего распределения воздушных потоков системы имеют два фазоинверторных порта (спереди и сзади). Корпуса отделаны качественной виниловой плёнкой и снабжены парой позолоченных винтовых клемм.
Тональный баланс этих «Лекторов» достаточно ровный в основной полосе, но с небольшим преобладанием низких частот. Также на слух можно уловить лёгкие неравномерности в среднем басе, вероятно, связанные с работой фазоинвертора. По этой причине атака может показаться неидеально быстрой, темперамент ударных инструментов немного понижен. Иногда на экстремальных басах в звучание могут подмешиваться корпусные резонансы, но их амплитуда крайне невелика. Верх прорисован очень чисто, открыто. Работу пищалки остаётся только похвалить, тем более что её стыковка со среднечастотным излучателем практически идеальна. Сцену можно описать как достаточно протяженную в глубину, с выдержанным масштабом и верно расставленными в пространстве виртуальными источниками.
Мощное, масштабное звучание, чистота и информативность верхней середины, прекрасная работа твитера.
ОГОРЧИЛО DALI Lektor 8
Нижний диапазон не так хорош, как другие части рабочей полосы.
Измерения DALI Lektor 8
Измерения, как обычно, проводились с помощью компьютерного комплекса Clio и программы ClioWin 3.0 в незаглушённом помещении. АЧХ выше 200 Гц снималась на расстоянии 1 м от фронтальной панели при подаче сигнала с амплитудой около 2,83 В RMS независимо от импеданса. Ниже 200 Гц микрофон придвигался вплотную к мидбасовой головке (измерения в ближнем поле), после чего обе кривые объединялись. Синим цветом отмечена АЧХ, снятая на акустической оси, а зелёным и красным — при отклонении 30 и 50 град. соответственно.
АЧХ порта фазоинвертора показана отдельно (чёрная кривая слева). У некоторых испытанных образцов обнаружились заметные призвуки в портах, о чём мы обязательно будем упоминать. Если вы намерены использовать такие колонки в комплекте с сабвуфером, заглушите фазоинвертор поролоновой пробкой. Так вы избавитесь от призвуков, а колонки с задним расположением портов можно будет ставить ближе к стене.
У некоторых участников при измерениях обнаружились внутренние резонансы. Это обусловлено формой корпуса напольных АС, по сути, являющегося длинным и узким волноводом. При недостаточном демпфировании он начинает «петь», словно органная труба. И ещё обратите внимание, что реальное сопротивление многих систем не соответствует заявленному, а этот параметр необходимо знать для правильного согласования с усилителем.
Амплитудно-частотная характеристика DALI Lektor 8
И здесь особо придраться не к чему — всё ровно и красиво. Отсутствует даже интерференция вблизи раздела полос, и общая неравномерность не превышает ±1,5 дБ.
Ленточный твитер традиционно даёт пик на 16 кГц, но это легко лечится небольшим разворотом колонок внутрь.
Диаграмма направленности очень широкая — кривые, снятые при отклонениях от акустической оси на 30 и 50 град., начинают расходиться лишь выше 6 кГц. Это гарантирует правильное построение звуковой сцены.
Фазоинвертор идеально стыкуется с басовым драйвером и эффективно работает вплоть до 32 Гц. Порт имеет два резонанса — на 580 и 1300 Гц, поэтому ставить АС близко к задней стене не рекомендуется.
Чувствительность выше средней, около 92 дБ, и для озвучивания комнаты средних размеров будет вполне достаточно усилителя от 50 Вт на канал.



ТЕСТ напольной акустики : Dynaudio DM 3/7

 ТЕСТ напольной акустики : PSB, DALI, Dynaudio, Quadral, Canton, Polk Audio
ТЕСТ напольной акустики : Dynaudio DM 3/7
 

Пойдя на встречу широким массам любителей качественного звучания, датские инженеры выпустили бюджетную по своим меркам акустику серии DM, с одним из представителей которой мы сегодня познакомимся. Модель Dynaudio DM 3/7 — результат тщательного расчёта всех элементов конструкции, а за основу взяты классные фирменные драйверы: два 17-сантиметровых басовика из композита MSP и 28-миллиметровый твитер. Последний оснащён текстильным куполом, алюминиевой звуковой катушкой с жидкостным охлаждением и магнитной системой повышенной мощности. Для борьбы с призвуками головки смонтированы на лицевой панели из толстенной 25-миллиметровой плиты МДФ, а внутри корпуса сделана система стяжек, повышающая общую жёсткость. Разделительный фильтр состоит из элементов высшего класса и традиционно для датчан не предусматривает подключения к усилителю двухкабельным способом.
 Системы сильны во многих важных аспектах воспроизведения: тембральная точность, звуковое разрешение и линейность в голосовом спектре. Очень впечатляет развитая динамика. Верх, напротив, несмотря на обилие деталей, порой воспринимается слегка приглушённым, не слишком острым. Есть определённые нюансы в плане воспроизведения низких частот: акустика вырабатывает уверенные могучие басы, но тем не менее в них хочется большего тембрального разно-образия, богатства красок. Сцена строится достаточно протяжённой в глубину, с верными пропорциями, образы уверенно фокусируются по всему периметру звукового пространства.
ПОРАДОВАЛО Dynaudio DM 3/7
Высокая достоверность воспроизведения средних частот, убедительные динамические возможности.
ОГОРЧИЛО Dynaudio DM 3/7
Некоторая упрощённость в передаче баса, слегка приглушённый верхний диапазон.
Измерения, как обычно, проводились с помощью компьютерного комплекса Clio и программы ClioWin 3.0 в незаглушённом помещении. АЧХ выше 200 Гц снималась на расстоянии 1 м от фронтальной панели при подаче сигнала с амплитудой около 2,83 В RMS независимо от импеданса. Ниже 200 Гц микрофон придвигался вплотную к мидбасовой головке (измерения в ближнем поле), после чего обе кривые объединялись. Синим цветом отмечена АЧХ, снятая на акустической оси, а зелёным и красным — при отклонении 30 и 50 град. соответственно.
АЧХ порта фазоинвертора показана отдельно (чёрная кривая слева). У некоторых испытанных образцов обнаружились заметные призвуки в портах, о чём мы обязательно будем упоминать. Если вы намерены использовать такие колонки в комплекте с сабвуфером, заглушите фазоинвертор поролоновой пробкой. Так вы избавитесь от призвуков, а колонки с задним расположением портов можно будет ставить ближе к стене.
У некоторых участников при измерениях обнаружились внутренние резонансы. Это обусловлено формой корпуса напольных АС, по сути, являющегося длинным и узким волноводом. При недостаточном демпфировании он начинает «петь», словно органная труба. И ещё обратите внимание, что реальное сопротивление многих систем не соответствует заявленному, а этот параметр необходимо знать для правильного согласования с усилителем.
Характеристики напольной акустики Dynaudio DM 3/7 
Частотный диапазон, ±3 дБ 40 - 20000 Гц
Чувствительность 86 дБ
Долговременная подводимая мощность 200 Вт
Импеданс 4 Ом
Частота кроссовера 1800 Гц
Габариты 204 х 960 х 275 мм
Масса 18 кг
Цвет корпуса красное дерево/Rosewood,  черный ясень/Black Ash 
Страна (главный офис): Дания

среда, 12 февраля 2014 г.

Стереоусилитель мощности Luxman M-200/внешний ЦАП DA-100

Стереоусилитель мощности Luxman M-200/внешний ЦАП DA-100
Выпущенные относительно недавно японской компанией Luxman усилитель и ЦАП интересны не только сами по себе, по отдельности, но и как элементы потенциальной системы. В рамках теста я постараюсь описать характер аппаратов по отдельности и изучить на практике, как же их можно использовать совместно.
                                        Стереоусилитель мощности Luxman M-200/внешний ЦАП DA-100
Именно с возможностей и сочетаний я начну изучение вопроса, а потом перейду к оценке полученного в различных сочетаниях звучания. Исходные данные: совсем небольшой, но далеко не простой усилитель мощности Luxman М-200. Небольшой — это семь с небольшим килограммов веса и размер чуть меньше, чем у привычных аудиокомпонентов. Точно в таких же по размерам корпусах собраны фонокорректор Luxman Е-200, ЦАП DA-200 и отдельный усилитель для наушников Р-200. Младший в линейке ЦАП Luxman DA-100 намного меньше — при той же высоте он более чем наполовину меньше по ширине и глубине, да и весит менее 3 кг. Единственное, что огорчило во внешнем исполнении ЦАПа, — отсутствие таких же ножек, как и у прочих компонентов линейки, из-за этого выстроить компоненты в линию не получится. Мелочь, но в отношении компании, которая обычно уделяет внимание даже самым незначительным вещам, это как-то неожиданно. В остальном же компоненты внешне практически безупречны — ровные линии, выверенные пропорции, удобное и лаконичное управление, ненавязчивая индикация и качественное исполнение всех внешних деталей, нет ни одной пластиковой расхлябанной кнопки или ручки.

                                 Стереоусилитель мощности Luxman M-200/внешний ЦАП DA-100
Рассмотрим функционал. Усилитель, как я уже говорил, совсем не так прост, как можно было бы ожидать от обычного мощника. У аппарата предусмотрена как балансная (с инверсией раскладки), так и небалансная коммутация, возможность работы в мостовом режиме, есть регулируемый вход. Установленные дисплеи могут как показывать мощность, так и использоваться для отображения настройки усилителя под сопротивление акустики (4, 6 или 8 Ом). Даже яркость дисплея можно настроить. Мелочь, но в целом также говорящая о продуманности всех нюансов. Внутри аппарат смотрится отлично — все очень аккуратно изготовлено и собрано, детали использованы качественные — транзисторы Toshiba, переключатели и регулятор Alps, хорошие реле, конденсаторы — заказные и Nichicon, силовой трансформатор производства малайзийской компании Bando. Усилитель работает на двух комплементарных парах выходных транзисторов по пушпульной схеме в классе АВ и выдает мощность по 25 Вт на канал на 8 Ом или же 70 Вт в мостовом режиме. Теоретически этого вполне достаточно, чтобы работать с не очень сложной акустикой.

                                   Стереоусилитель мощности Luxman M-200/внешний ЦАП DA-100
Теперь рассмотрим ЦАП Luxman DA-100. Внешность и изготовление мы уже обсудили, а по функционалу аппарат прост и лаконичен. Цифровые входы — коаксиальный, оптический и USB, с поддержкой 24/192 по оптике и коаксиалу и 24/96 по USB. ЦАП асинхронный, в конструкции использован чип Burr-Brown РСМ5102. Предусмотрено два варианта работы с использованием цифровых фильтров, что позволяет несколько перенастраивать звучание. Выходы — небалансные нерегулируемые, также есть регулируемый выход на наушники. DA-100, как и DA-200, имеет нативные драйверы и распознается компьютером без каких-либо дополнительных манипуляций — нужно только подключить USB-кабель. Что еще важно заметить — все аппараты не имеют пультов дистанционного управления.
Теперь можно подумать, как же все это использовать. Конечно, можно собрать классическую аудиосистему (акустика, усилитель, младший ЦАП и источник), компьютер или дисковый транспорт, или же то и другое, а также проигрыватель виниловых дисков. В случае использования только цифровых источников этой связки будет минимально достаточно, а управлять громкостью можно при помощи регулировки на усилителе мощности. Такой вариант вполне интересен, если, к примеру, собирать систему не стационарную в прямом смысле, а систему к компьютеру, используемую на месте работы или отдыха. Это не аудиофилия в чистом виде, но если нужен хороший звук у компьютера или нужна вторая «компактная» система, почему бы и нет? И конечно, можно использовать компоненты по отдельности. А если поискать еще сочетания? Тогда можно, точнее, уже нужно, к одному или двум усилителям подключать старший ЦАП DA-200. Подробно я его описывать не буду — аппарату был посвящен отдельный тест, как и фонокорректору Е-200. Чтобы к усилителю подключить более одного источника и не пользоваться встроенной в него регулировкой (а все-таки это не самый лучший для звука вариант), понадобится устройство, которое выполнит роль предусилителя и коммутатора. Вот тут как раз вполне подойдет Luxman DA-200. В результате складывается вполне цельная система. Но есть все же один момент, который меня смущает. И усилитель, и ЦАП DA-200 могут быть скоммутированы по балансу, что видится более предпочтительным, но при использовании балансного выхода ЦАПа регулировка громкости работает только на усилителе для наушников, но не на линейном выходе. Остается опять возвращаться к регулировке на усилителе. А если подключен еще и фонокорректор? Тогда возникают сложности со схемой подключения, лишние петли и теряется удобство. Поэтому в линейке производителя хотелось бы также увидеть и полноценный предусилитель.

                      Стереоусилитель мощности Luxman M-200/внешний ЦАП DA-100
Внутреннее строение ЦАПа Luxman DA-100, конечно, проще, чему его старшего собрата, но сказать, что все сильно хуже, нельзя — просто есть логичное упрощение схемотехники, распределенное на все части.
Усилитель же, наоборот, не вызывает ни малейших нареканий — начинка лаконична, но далеко не проста, дай в целом внутри все лучше, чем можно было бы ожидать.
 Для прослушивания я сначала подключил младший ЦАП к усилителю, используя регулируемый небалансный вход. Источники — дисковый транспорт по коаксиальному входу и компьютер iMac с софтовым проигрывателем Audirvana. Разница по входам заметна — чтобы сравняться по уровню с компьютерным источником, нужно подключать дисковый транспорт весьма высокого уровня. В остальном, конечно, есть некоторая разница в подаче, но она зависит не только от ЦАПа, но и от источника, а тут вариантов может быть очень много. Но в целом при использовании хороших источников общий почерк звучания остается схожим и различается лишь в деталях. Также я попробовал подключать ЦАП с использованием другого усиления. Изучение звука в различных условиях позволяет сделать выводы о собственном характере DA-100. Почерк в целом близок к нейтральному, может быть, с совсем незначительным намеком на теплоту. Звук чуть светлый, очень аккуратный и точный. Детальность высокая, но не запредельная. В плане динамики наблюдается интересная особенность. Звук никуда не спешит, в нем чувствуется очень точная временная составляющая. Это как, например, в случае с проигрывателями винила — когда аппарат оснащен отличным мотором и идеально держит скорость. Иногда может показаться, что звук немного мягкий, но если слушать сложную симфоническую музыку, становится понятно, что это не совсем так — даже на динамичных фрагментах звук не теряет стройности и прозрачности. Вероятно, кому-то подача покажется излишне сдержанной, но это скорее аккуратность и деликатность, что в моем понимании намного лучшие качества, нежели нарочито подчеркнутая эмоциональность или приукрашенность. Мощность усилителя для наушников в природе встречается и выше, но той, что есть у испытуемого, оказывается вполне достаточно.
Послушав отдельно усилитель М-200 с различными источниками, я отметил, что по характеру он вполне сочетается с ЦАПом и в звуке прослеживаются хорошо знакомые мне черты транзисторной техники Luxman. Некоторыми своими способностями усилитель меня откровенно удивил. Небольшие размеры, вес, скромная мощность — я изначально расценивал этот аппарат как пару к какой-то легкой в раскачке акустике и в целом как аппарат для камерной системы. Однако способности усилителя оказались явно большими. Даже с не самыми чувствительными напольными колонками звук получился совсем не камерным, было ощущение, что подключен более мощный усилитель. С воспроизведением малых составов все вполне предсказуемо, но с совершенно не худшими результатами я прослушал и несколько дисков с классикой рока, несколько записей симфонической и хоровой музыки, и разве что сложные моменты Реквиема Верди прозвучали не совсем убедительно. А в остальном усилитель порадовал точным фактурным басом (и главное — совершенно не раздутым и не рыхлым), ровной естественной серединой и аккуратными высокими частотами. Тембрально подача честная и подробная. Но более всего приятно удивили две вещи: подробная и очень естественная сцена, отличная локализация голоса и подача как таковая, воспринимаемая не столько по формальным показателям, сколько интуитивно. За исключением, может быть, иногда чуть сглаженной эмоциональности, звук воспринимался как что-то само собой разумеющееся, не вызывая отторжения даже после длительного прослушивания. Именно за исключительную деликатность и бережное отношение к любой музыке я с большим уважением отношусь к технике Luxman, а этот звуковой почерк компания сформировала еще несколько десятилетий назад. Возможно, кому-то звук покажется не достаточно голографично-детальным, кому-то нужно больше напора и эмоций, большее количественно баса и высоких частот — в этом нет ничего плохого, это вопросы вкуса. Но по всем формальным признакам тестируемые аппараты очень интересны и умеют в первую очередь воспроизводить музыку, а не наборы звуков. Это важно.
В конце теста я подключил к усилителю старший ЦАП Luxman DA-200 — по фиксированному входу, используя ЦАП в качестве предусилителя и коммутатора. В плане цифровых источников система в целом зазвучала интереснее. Более точная и прозрачная сцена (хотя и в предыдущем варианте все было очень хорошо), более богатый тембрально фактурный звук с более точной передачей деталей и послезвучий. Но характер, эмоциональная окраска практически не изменились.
 Таким образом, если собирать небольшую систему, например для использования с небольшими полочными мониторами и компьютером в качестве источника, связка М-200 и DA-100 будет очень хорошей и во многих случаях достаточной. Если же использовать акустику высокого класса, будь то полочники или напольники, с которыми способен справиться усилитель, или же использовать систему с несколькими источниками, в том числе и проигрывателем винила, то, конечно, лучше ориентироваться на связку М-200 и DA-200. В любом случае стоит очень внимательно подбирать каждый компонент тракта — если получится раскрыть полностью потенциал системы, то результаты могут удивить даже опытных аудиофилов и владельцев намного более дорогих компонентов.

Внешний ЦАП Arcam FMJ D33/обзор

Внешний ЦАП Arcam FMJ D33/обзор
Референсная модель, воплотившая весь многолетний опыт фирмы по разработке цифроаналоговых преобразователей

                                                    Внешний ЦАП Arcam FMJ D33/обзор
Производители винила в попытке вернуть формату былую популярность искусно подпитывают бытующее в аудиофильской среде мнение о том, что музыка и цифра — две вещи несовместимые. Сумеет ли опровергнуть его этот высококлассный компонент ?
Британская фирма Arcam знаменита в первую очередь как производитель аппаратов, которые стоят десятки тысяч рублей, а звучат на сотни тысяч. Есть среди них и цифроаналоговые преобразователи. Однако на ценнике D33 стоит шестизначное число, что в связи с упомянутым выше обязывает ко многому. Представители фирмы это понимают прекрасно — недаром руководство по эксплуатации начинается с заверения: перед вами референсная модель, воплотившая весь многолетний опыт фирмы по разработке цифроаналоговых преобразователей (заметим, что Arcam является в данной отрасли одним из первопроходцев). Как соотносится желаемое с действительным ?
Будучи представителем топовой линейки FMJ (Faithful Musical Joy, что в вольном переводе означает «наслаждение достоверным воспроизведением»), D33 внешне скромен как истинный джентльмен. Не превышая по габаритам стандартный CD-проигрыватель, аппарат имеет цельнометаллический корпус пепельно-серого цвета с чуть скругленным фасадом. Дисплей отсутствует (он наводил бы дополнительные помехи), за индикацию отвечают светодиоды. Предусмотрен прямой доступ к подключенным источникам и выбор одного из двух выходных фильтров.

                                                    Внешний ЦАП Arcam FMJ D33/обзор
Тыловая экипировка дает возможность подключить любой источник цифрового сигнала — от i-устройства и компьютера по USB до High-End-проигрывателя по AES/EBU. Хотите установить ЦАП в закрытую стойку ? Пожалуйста — имеются входы релейного сигнала 12 В и команд с внешнего ИК-приемника, а также порт интерфейса RS-232 для включения D33 в мультирум-систему. Что касается выходов, то в них тоже нет недостатка: две пары несимметричных линейных и балансный.
 Под капотом находится самый совершенный на сегодня тракт цифроаналогового преобразования: два конвертера Burr-Brown РСМ1792 (по одному на каждый канал), источник питания с парой тороидальных трансформаторов, аудиофильские компоненты и четырехслойная печатная плата. С джиттером, главным врагом качественного воспроизведения цифрового аудио, борется патентованная технология JetPLL, устраняющая временные ошибки во всем спектре, а не только на пиках сигнала. В результате, по заверениям представителей фирмы ТС, расширяется динамический диапазон и повышается четкость звуковых образов.

                              Внешний ЦАП Arcam FMJ D33/обзор
На пульте ДУ имеется регулятор громкости, однако он предназначен для усилителя Arcam. Линейные выходы ЦАПа — фиксированные, на подключение к мощнику он не рассчитан, а жаль.
 Устройство оснащено двумя интерфейсами USB В — «обычным» 1.1 и высокоскоростным 2.0. Парадоксальное, казалось бы, решение (кому нужен USB 1.1?) четко обосновано. Во-первых, порт 1.1 гальванически развязан от системы питания компьютера, что для качественного воспроизведения очень важно. Во-вторых, работа с ним не требует установки драйверов. Недостаток интерфейса в том, что по нему не читаются записи с размерностью выше 24/96. Например, если вы задумаете воспроизвести файлы 24/192 с компьютера, придется установить специальный драйвер (с прилагаемого к D33 компакта), а также переключить порт и тумблер на задней панели ЦАПа. i-устройство подсоединяется к разъему USB типа А, работающему на специальный чип Apple, который поддерживает iPhone 4/4S, iPod Touch четвертого поколения, iPad или iPad 2. Как же поет эта электронная птица?
 Поначалу звучание показалось стесненным, но после нескольких часов прогрева это ощущение исчезло. Первое, что с блеском продемонстрировал аппарат, — колоссальная разница в качестве между сжатой музыкой и CD-файлами. Курильщику чтобы отвратить его от пагубной привычки, показывают снимок почерневших легких. Если же вам вздумается доказать любителю «эмпэтрешек», чего они на самом деле стоят, дайте ему прослушать через D33 один и тот же трек в lossy- и lossless-варианте. Вы получите массу удовольствия, наблюдая, как его брови ползут к самой макушке. Впрочем, это не фокус; важнее то, с каким тщанием ЦАП воспроизводит файлы высокого разрешения. Не скажу, что это всегда идет им на пользу, поскольку аппарат с одинаковым хладнокровием выявляет как достоинства, так и недостатки. Например, излишне ретивые звукоинженеры при записи женского вокала приподнимают частоту 11 кГц (типичный пример — треки Милен Фармер), и появляющийся в результате звон экзаменуемый скрывать не пытался. Зато если трек сделан грамотно, слушать его вы будете с истинным наслаждением. Особенно хочется похвалить бас — сбалансированный, упругий, прекрасно управляемый. Тракт D33 качественный настолько, что изменение алгоритма фильтрации практически ничего не дает — очевидно, требуется длительный эксперимент, на который у нас просто не было времени. Тем не менее опыт по сравнению «твердотельной» и «виниловой» музыки мы провести успели — сопоставили звучание классического альбома Uriah Неер "Demons and Wizards" с CD, винила и оцифровки 24/96 с винила. Выяснилось очевидное — компакты звучат по-иному, особенно на краях диапазона. Собственно же винил отличить от оцифровки (равно как звучание файлов с частотой дискретизации 96 кГц и 192 кГц) способен лишь человек с чувствительнейшими ушами. Остальное — от лукавого.
ДОСТОИНСТВА ЦАП Arcam FMJ D33
Высококачественный тракт ЦАП. Балансная шина.
НЕДОСТАТКИ ЦАП Arcam FMJ D33
Не регулируется громкость.
ИЗМЕРЕНИЯ. ДАННЫЕ STEREO&VIDEO
Измерено в лаборатории Stereo&Video
• Неравномерность АЧХ, дБ: 0,48
• Дисбаланс каналов на 1 кГц, дБ (L-R): 0,03
• КНИ на частоте 1 кГц %: 0,002
• Пиковая величина КНИ %: 0,004
  
 КОММЕНТАРИИ
АЧХ у этого аппарата — как у CD-проигрывателя высокого класса: незначительный завал на басах и чуть больший (порядка 0,5 дБ) на высоких, что увеличивает комфортность звучания цифровых записей. Дисбаланс по каналам ничтожен (меньше 0,05 дБ). Великолепно ведет себя КНИ: пиковая величина больше опорной на 1 кГц всего в два раза, а в абсолютных цифрах составляет 0,004%, что без большой натяжки приравнивается к нулю. В спектре выходного сигнала разностные гармоники отсутствуют (очевидно, технология JetPLL знает толк в борьбе с джиттером), заметны лишь следы кратных гармоник от составляющей 20 кГц на пренебрежимо малом уровне -95 дБ. Единственное замечание — инвертируется фаза входного сигнала.

Обзор Rotel: внешний ЦАП RDD-1580/ предусилитель RC-1580 / стереоусилитель мощности RB-1582 MKII

Комплект выдал не только очень точный, прозрачный и мощный звук, но еще и очень «съедобный». Музыкой в такой подаче просто заслушиваешься, и если на роке тебя буквально усаживает в кресло энергетический напор, то на сложных фортепианных пассажах Билла Эванса ты не перестаешь ловить себя на мысли, что слышишь явно больше, чем обычно.

Алюминиевые корпуса аппаратов с полированными гранями выглядят шикарно. Единственное, на что можно посетовать, — это слишком яркая синяя подсветка клавиш включения.
Вот и настало время, когда системой месяца может именоваться комплект вовсе без источника. В качестве связующего звена с электронной аудиотекой в данном случае выступает новый ЦАП Rotel RDD-1580, а уж что к нему подключить (компьютер или телефон), личное дело каждого.
Самым новым и интересным компонентом в этой связке для нас будет, конечно, новый ЦАП Rotel RDD-1580 — первый в истории фирмы отдельный цифроаналоговый преобразователь, который открывает для Rotel принципиально новую категорию продуктов. До сих пор они ограничивались интеграцией сетевых функций в свои тюнеры, но этот аппарат — полноценное решение для воспроизведения музыки именно с компьютера. Аппарат построен по всем аудиофильским канонам. В блоке питания тороидальный трансформатор собственной разработки и изготовления, а также отборные конденсаторы, в фольге обкладок которых сделаны разрезы, чтобы уменьшить паразитные токи. Собственно преобразованием заняты два стерео ЦАПа Wolfson WM8740 — по одному на канал. Архитектура прибора симметричная и балансная, в связи с чем мы имеем две пары выходов на RCA и XLR. Сетевого подключения здесь не предусмотрено, зато сделано все для легкой интеграции компьютера и мобильных гаджетов.
 К USB-входу на передней панели можно подключить iPod, iPhone или iPad, воспроизводить с них музыку и при этом заряжать сами устройства (зарядный ток до 2.1 А). Для подключения компьютера предусмотрен вход USB В на задней панели ЦАПа, это, как теперь принято, асинхронное соединение с возможностью принимать сигнал размерностью до 24 бит/192 кГц. Естественно, выбор форматов ограничен только возможностями софтового плеера в вашем PC или MAC. Два комплекта RCA-разъемов на задней панели принимают коаксиальный и оптический цифровые сигналы и оптимизированы под LPCM потоки данных с разрешением до 24 бит/192 кГц. Мало того, с помощью комплектного адаптера RDD-1580 способен принимать аудиосигнал еще и по Bluetooth, то есть даже когда к вам придут малопросвещенные приятели с телефонами Samsung, набитыми сжатой музыкой, вы сможете наглядно продемонстрировать им преимущества своего качественного контента прямо на вашей системе.

В этой идеальной композиции смущает только отсутствие балансных входов и выходов в предусилителе. Но нам известно, что в новой модели, которая вот-вот выйдет на рынок, они уже будут.
Предусилитель Rotel RC-1580 — модель не новая, он уже проходил у нас тестирование пару лет назад. Это классическое в своем роде устройство, снабженное мощнейшим тороидальным трансформатором и семью аналоговыми входами, два из которых позволяют подключать устройства для записи со сквозным каналом, а один предназначен для подключения проигрывателя винила и может работать как с ММ-, так и с МС-звукоснимателями. Есть выход на наушники и даже гнездо mini-jack для подключения внешнего портативного плеера, сами понимаете, в случае работы в комплекте с ЦАПом RDD-1580 это уже атавизм.
 А вот усилитель мощности Rotel RB-1582Mk2 — тоже новинка. Второе издание парного с предом мощника 1582, который подвергся серьезному апгрейду. Он построен по схеме двойное моно, единственное, что объединяет два параллельных каскада усиления, это тороидальный трансформатор, который занимает добрую треть корпуса аппарата. В блоке питания также набор быстро-разряжающихся конденсаторов на 60 000 Мкф, которые обеспечивают максимальную и своевременную отдачу энергии в пиках сигнала. Заявленная мощность усилителя — 200 Вт на канал, и наши измерения показали, что данные эти указаны с запасом, Rotel способен выдать до 230 Вт на канал. Главное же наглядное отличие нового усилителя от предшественника состоит в наличии балансного подключения. По сути, это флагманский мощник в стереолинейке Rotel, так что появление на задней панели разъемов XLR совершенно логично, так как эта техника уже делает уверенный шаг в сторону High End.
 Завершает систему акустика Bowers & Wilkins СМ10 — опять-таки новый флагман в линейке СМ, снабженный вынесенным на верхнюю панель твитером, созданным по технологии, используемой в премиальной 800-й серии Bowers & Wilkins. Подробный индивидуальный тест этой акустики вы найдете в № 223 нашего журнала (Stereo&Video за сентябрь 2013 года), здесь же ограничимся общим обзором. Это напольная колонка с тремя басовиками и классическим кевларовым среднечастотником на фирменном «невидимом» подвесе из пенополимера. Технология здесь опять была позаимствована у Bowers & Wilkins 800 Diamond, динамик не просто закреплен в корпусе, а дополнительно притянут к задней стенке специальной шпилькой, что обеспечивает эффективную виброразвязку и одновременно идеально фиксирует всю систему. Благодаря применению трех басовых излучателей, акустика способна создавать весьма внушительное звуковое давление и озвучивать весьма большие помещения. По собственному опыту могу сказать, что с хорошим усилителем эти колонки легко прокачают 50-метровый зал с 4-метровыми потолками.

Кажется, Rotel и МасВоок были созданы, чтобы играть в одной системе.

Пульт от ЦАПа минималистичный, однако с него можно управлять и подключенным iPhone, и софтовым плеером на компьютере, что очень удобно. Пульт от преда способен обслуживать всю линейку стереокомпонентов Rotel.
И, наконец, последний штрих. В качестве основного источника в системе мы использовали Apple MacBookPro (он идеально подходит к Rotel по дизайну) и два софтовых плеера: традиционный iTunes с аудиофильским аддоном Bit Perfect, а также зарекомендовавший себя как один из лучших проигрывателей для MAC плеер Audirvana Plus. Должен признать, эффект от совместной работы компонентов оказался поразительный.
 Не буду скрывать, относительно техники Rotel у меня давно сложилось некоторое предубеждение — их жесткий аналитический стиль игры, на мой вкус, не всегда бывает уместен. Однако... здесь явно сработали как минимум два новых фактора. Во-первых, апгрейд усилителя мощности, очевидно, не ограничился добавлением пары разъемов на заднюю панель. По сравнению с предшественником он звучит гораздо масштабнее и человечнее, что ли. Во-вторых, Rotel удалось создать действительно удачный ЦАП для работы с компьютером — звучит он полновесно, цельно, и при этом, не скрывая деталей. Bowers & Wilkins СМ10 акустика весьма точная, честная и прозрачная, так что все достоинства «железа» были налицо. Комплект продемонстрировал буквально сногсшибательную мощь и ударный потенциал. Барабаны и бас Arctic Monkeys показали всю свою брутальность и при этом прекрасно прослушивались все акустические артефакты — от поскрипывания педали бочки, до «подыгрывания» мембраны ведущего барабана. Отменно выстраивалась сцена, и средние частоты передавались выше всяких похвал. Честно говоря, мое обычное предубеждение к технике фирмы оказалось развеяно. Комплект выдал не только очень точный, прозрачный и мощный звук, но еще и очень «съедобный». Музыкой в такой подаче просто заслушиваешься, и если на роке тебя буквально усаживает в кресло энергетический напор, то на сложных фортепианных пассажах Билла Эванса ты не перестаешь ловить себя на мысли, что слышишь явно больше, чем обычно. Удивительный эффект от комбинации, которая едва переступает ценовую планку того, что сейчас принято именовать High End.