четверг, 4 мая 2017 г.

Почему не нужно обращать внимание на войну форматов HDR

Почему не нужно обращать внимание на войну форматов HDR

Тот, кто следит за развитием AV-индустрии, уже в курсе, что существует несколько стандартов HDR (расширенного динамического диапазона). В центре внимания оказались HDR10 и Dolby Vision, также недавно заговорили о Hybrid Log Gamma (HLG). Но существуют и другие стандарты.
На сегодняшний день публикуется немало статей, в которых говорится, что началась «война форматов». Но так ли это? На самом деле это не так — все слишком преувеличено прессой. Разумеется, онлайн-изданиям нужны подобные публикации — это кликбейты. Однако никакой войны HDR-форматов нет, и вот почему.
Если вы человек зрелый, то наверняка знаете о борьбе видеокассетных форматов в начале 80-х. Тогда были VHS от JVC, технически превосходящий его Betamax от Sony, а еще — самый продвинутый Philips Video Compact Cassette (VCC) или V2000 (формат, больше известный в Европе). Все эти форматы отличались не только характеристиками, но и физически, ведь VHS-кассета подходила только для VHS-проигрывателя, в Betamax-плеер ее уже нельзя было вставить, и наоборот. Было невозможным или как минимум непрактичным делать устройства, способные работать более чем с одним форматом.

Ситуация с HDR совершенно иная. Здесь речь идет о цифровых стандартах, которые не привязаны к физическим форматам. Декодированием контента занимается ПО, и у производителей нет каких-либо серьезных преград, препятствующих добавлять поддержку всех форматов сразу. Вообще, львиная доля телевизоров от разных производителей поддерживает больше одного HDR-стандарта. Потоковые сервисы вроде Netflix, Vudu и Amazon Prime Video совместимы как с HDR10, так и с Dolby Vision. Стандарт UHD Blu-ray поддерживает три формата HDR, HDR10 обязателен для всех дисков и плееров.
По сути все примерно так же, как со звуковыми форматами: любой современный AV-ресивер работает с различными форматами от Dolby, DTS и иногда от других компаний. Конечно, все форматы звука декодируются DSP-процессорами по алгоритмам, которые добавляются относительно просто, но и с HDR все намного сложнее. В некоторых случаях требуются специфические чипы, но это не значит, что мультиформатная поддержка невозможна. Движок VS10, созданный Dolby для декодирования Dolby Vision HDR, работает с HDR10 без проблем, поэтому любое устройство, совместимое с Dolby Vision, сможет декодировать и HDR10.
Значит ли это все, что форматы HDR полностью взаимозаменяемы? Нет, не совсем. У каждого есть свои преимущества. Формат HDR10 использует статичные метаданные, в то время как Dolby Vision — динамические. Второй способ (динамические метаданные) может обеспечить более качественную картинку. Однако для использования Dolby Vision нужна лицензия, а HDR10 — бесплатный стандарт. Что касается HLG, он выгоден телевещательным компаниям. Этот формат легче всего задействовать с теми механизмами работы, что уже существуют — HLG подходит для прямого вещания.
Утверждать, что началась война форматов неправильно? Абсолютно. Примерно в 2000 году на рынке появились два конкурирующих Hi-Res формата — DVD-Audio и Super Audio CD. Сначала плееры не могли работать с двумя форматами сразу, но позже появились универсальные CD-проигрыватели, хотя было уже поздно. Вышло так, что все ждали «победы» одного из форматов, многие потенциальные покупатели решили потерпеть и посмотреть, что же будет дальше. Оба формата пока все еще живы и не ушли в прошлое — новые релизы случаются, но интересны они немногим. Конечно, некоторые другие факторы тоже сыграли свою роль, но война форматов оказала самое губительное влияние.
Похожая ситуация случилась и на рынке DVD. Речь идет о DVD-RAM, DVD-R/RW и DVD+R/RW. Изначально они были конкурентами, но это происходило до тех пор, пока не появились приводы Super Multi. Непродолжительная борьба между Blu-ray дисками и HD-DVD случилась спустя несколько лет. Однако ее можно было бы и избежать, если бы появились устройства с поддержкой обоих форматов.
Поводя итог, стоит сказать, что в плане поддержки HDR покупателям телевизоров и проигрывателей не нужно делать выбор в пользу какого-либо одного стандарта. Практически все устройства будут выпускаться с поддержкой HDR10 и HLG. Покупателям, желающим чего-то премиального, можно обратить внимание на модели, поддерживающие дополнительно Dolby Vision. Но вообще можно рассчитывать, что универсальные или по крайней мере мульти-HDR-устройства станут нормой.

среда, 3 мая 2017 г.

Возможно, защиту UHD Blu-ray дисков уже взломали

Возможно, защиту UHD Blu-ray дисков уже взломали

На торрент-трекерах появилась первая копия UHD Blu-ray диска, поэтому есть вероятность, что защита AACS 2.0, разработанная совместно с голливудскими студиями и крупными IT-корпорациями, пала.
Отличился российский торрент-трекер UltraHDClub — именно на нем выложили 1:1 копию UHD Blu-ray диска. Ранее копии записывались с HDMI-выхода, но в этом релизе выложена вся структура папок. Сдались под натиском умельцев «Смурфики 2». Тот же релиз появился и на трекере IPT.
Как сообщил эксперт с сайта TorrentFreak, это действительно полноценная копия диска, и если он прав, значит, свежеразработанная защита AACS 2.0 была сломана.
Впервые стандарт AACS увидел свет в 2005 году, с появлением дисков Blu-ray и HD-DVD. В разработке приняли участие такие компании, как Disney, Intel, Microsoft, Panasonic, Warner Bros. и Sony. К выходу формата UHD Blu-ray защиту обновили до версии 2.0, и до недавнего времени взломать ее никому не удавалось.
Однако на сегодня у сообщества есть сомнения относительно того, что появившаяся на трекере раздача — именно копия диска: возможно, автор раздобыл файлы где-нибудь еще. К примеру, последний сезон сериала «Оранжевый — цвет сезона» украли из студии Netflix и выложили в сеть безо всяких взломов. По словам автора раздачи, после «Смурфиков 2» будут еще и другие раздачи в формате UHD Blu-ray. Размер раздачи составляет 55 Гб.
Подготовлено по материалам журнала "Stereo & Video", май 2017 г