вторник, 6 августа 2013 г.

Акустика Dynaudio Confidence C4 II с электроникой от AVM


Акустика Dynaudio Confidence C4 II с электроникой от AVM
Нужно сказать, что любая акустика серии Confidence Dynaudio никогда не была лёгкой добычей для усилителей. Как и богатая дама - для молодого драматурга из романа Генриха Манна. И дело здесь не в пресловутом трудном импедансе - традиционно для фирмы он выдерживается на уровне 4 Ом с минимальными отклонениями во всём частотном диапазоне. Confidence относятся к кругу посвященных. Их взгляд на музыку пронизан бесконечным знанием и почитанием традиций. Они не склонны потакать тем или иным слабостям усилительного тракта, а стало быть, опасность непонимания или непрочтения возрастает многократно. В былые времена приходилось исследовать Dynaudio Confidence С5, при этом построение оптимального тракта вылилось воистину в битву усилителей различных ценовых категорий и идеологий. У этой серии, как, впрочем, и у дорогих Contour, существует некий порог. Если тракт его не в силах перейти, получаем звук, скажем так, хорошо выверенный и... обыденный. Не вызывающий практически никаких эмоций, кроме разве что недоумения по поводу цены. А за порогом перед нами открывается бездна неограниченных возможностей и... нерешённых проблем одновременно.
 
Поэтому задача написать отчёт о Dynaudio Confidence С4 (С=12500) вызвала поначалу некоторое чувство безысходности - за несколько дней перепробовать множество вариантов, реализовать весь потенциал этой акустики, а затем ещё и описать произошедшее в рамках этой рубрики? Формальное шапочное знакомство недопустимо, ибо может ввести нас в заблуждение. А это нежелательно, поскольку данную публикацию можно считать первой ласточкой давно задуманного нами проекта: "Система, не предоставленная продавцом, а собранная экспертом по своему усмотрению".
Впрочем, пора рассказать о самой Dynaudio Confidence С4. Генеральная идея такого излучателя максимально воплощена в жизнь в конструкции старшей модели - сияющей в заоблачных ценовых высотах Evidence Master, с которой мы уже знакомили читателей . Идея эта - симметричное расположение компонентов трёхполосной акустики в вертикальной плоскости. Эдакий супер Д'Апполито. Конечно, более чем шестикратная разница в цене к чему-то обязывает. Здесь чуть скромнее габариты и масса, да и корпус цельный, не составленный из отдельных частей. В то же время сохранено, пожалуй, главное - монтаж излучателей на прикрученной к корпусу массивной панели. Правда, в Evidence она была в СЧ/ВЧ-секции выполнена целиком из толстенного алюминия, а здесь - 40-миллиметровый сэндвич на основе ДВП, общий для всех, причём два твитера закрепляются в нём на вставной алюминиевой конструкции.
Басовики тут применены 20-сантиметровые с традиционной для Dynaudio 75-миллиметровой звуковой катушкой, намотанной алюминиевым проводом. Для среднечастотников эти величины составляют 15 см и 38 мм соответственно. 28-миллиметровые твитеры содержат магнитную жидкость в зазоре, неодимовый магнит, продуманную систему теплоотвода, где алюминиевая плита играет одновременно роль радиатора.
 
В системе применены минимальные фильтры на аудиофильских компонентах с крутизной 6 дБ/окт., собранные на платах с дорожками увеличенной толщины. Входные терминалы - WBT. Подставка - на регулируемых по высоте шипах. Две 90-миллиметровых трубы фазоинвертора выходят на заднюю панель.
Долговременная мощность 400 Вт, импеданс 4 Ом, чувствительность 89 дБ, частотный диапазон 27-25000 Гц. Габариты 250/420х1750х445 мм. Масса 50 кг.
А теперь перейдем к усилителю. AVM Inspiration A6 (C=5440). 200 Вт на нагрузке 4 Ом (допустимо её уменьшение до 2 Ом) при нелинейных искажениях, не превышающих 0,03%. Рабочая полоса частот 5-40000 Гц. Габариты 430х95х380 мм, масса 13 кг.
 Аппаратов с подобными параметрами за такие (и большие) деньги не счесть. Почему именно он? A6 можно с уверенностью назвать представителем нового поколения цифровых усилителей. Но сперва о сути и истории вопроса.
 
Как известно, цифровые усилительные устройства (по классификации учебников советских времён, усилители класса D) применялись гораздо раньше, чем человечество перешло на цифровую запись музыки. Принцип их действия в самом упрощённом изложении заключается в том, что выходные транзисторы работают в режиме переключения, причём переключение это из полностью открытого в полностью закрытое состояние осуществляется с помощью специального внутреннего генератора, работающего на частоте выше высшей границы частотного диапазона. Если импульсы, вырабатываемые этим генератором, промодулировать по длительности входным сигналом, то в спектре колебаний на выходе мощного каскада будет присутствовать и исходный сигнал, усиленный по мощности. Остаётся подключить к этому выходу акустическую систему через специальный мощный фильтр, вырезающий ультразвуковую составляющую.
 
Любой активный элемент, находящийся как в запертом, так и в насыщенном состоянии, почти не рассеивает на себе электроэнергии в виде тепла, следовательно, речь может идти об усилении с весьма высоким к.п.д. Главная проблема здесь, конечно, в слове "почти". На самом деле любой полупроводник инерционен и не может переключиться моментально. А потому существуют, пусть короткие, моменты времени, когда к прибору прикладывается напряжение при немалых токах. Вырабатываемое при этом тепло способно при неблагоприятных условиях разрушить его в ничтожные доли секунды. Всё дело в свойствах транзистора, в первую очередь частотных.
А потому (мы ещё не затронули проблемы линейной модуляции и конструкции выходного фильтра) долгие годы (я бы сказал, десятилетия) подобный принцип находил применение лишь в несложных аппаратах для усиления речи. Однако неуклонное улучшение параметров полевых транзисторов и развитие цифровой техники вообще открыло для переключающихся усилителей мир car audio, а затем и возможности экспансии в Hi-Fi. Довольно смелой экспансии. Когда главной задачей становится не получение громоподобной мощности при малых габаритах, а именно РЕАЛИЗАЦИЯ СВОЙСТВ, НЕДОСТИЖИМЫХ В АНАЛОГОВОМ УСИЛЕНИИ.
Германская компания AVM была основана в 1986 году Гюнтером Мания и Робертом Венярски. О некоторых её изделиях уже писали . Технические решения достаточно нетрадиционны. Дело в том, что фирма с самого начала была организована как содружество разработчиков, изначально продававших свои проекты крупным производителям, а потому потенциал огромен, не имеющие аналогов идеи просто бьют ключом. Давно созревший замысел цифрового усиления здесь обрёл благодатную почву.
Итак, усилитель состоит из предварительной части, содержащей традиционные (и не очень) аналоговые схемы, входы - балансные и пять небалансных (параметры каждого из них могут подстраиваться индивидуально). С помощью меню регулируется тембр на низких и высоких частотах, включается тонкомпенсация, ограничиваются сверхнизкие частоты, регулируется баланс. Сформированный таким образом сигнал подаётся на цифровой оконечный усилитель, а затем через мощный фильтр на ферритовых кольцах - к выходным гнёздам. Интересно, что питание цифровой части - традиционное, от огромного полукиловаттного тороидального трансформатора с выпрямителем и фильтрующими ёмкостями по 15000 мФ в плече. А вот аналоговый предваритель - напротив, питается как раз от импульсного блока, выполненного по схеме индуктивного накопителя обратного хода. Целесообразность последнего решения разработчики мотивируют тем, что она (опять-таки теоретически!) не имеет цикла прямой передачи энергии из сети в нагрузку, а потому вроде бы должна являться надёжным сетевым фильтром.
И наконец, о конструктиве аппарата. Усилитель собран во фрезерованном алюминиевом корпусе. Это дорого. Но в такой коробке гасятся любые вибрации и резонансы, к тому же она является эффективным радиатором для выходных МДП-транзисторов (они прикручены к толстой нижней стенке). На передней панели расположен дисплей с регулируемой яркостью, отражающий все функции, позиции и установки меню. Любое мыслимое оперативное вмешательство может быть осуществлено с помощью круглой поворотной ручки, клавиш "", "", "ОК", "Меню". Естественно, всё это дублируется с пульта ДУ.
Одного взгляда на заднюю стенку достаточно, чтобы опознать аппарат, выполненный по идеологии "двойное моно". Как в левой, так и в правой части расположены гнёзда RCA: пять небалансных входов, один линейный выход предусилителя, пара "tape-rec" для магнитофона. В качестве опции предусмотрен выход для декодера окружающего звука, интерфейс коммутации, управляющий выход. В более старших моделях планируется присутствие тюнера и винилового входа. Остаётся отметить гнёзда XLR - балансные входы и выходы и массивные клеммы для подключения акустических систем.
Клавиша Power на передней панели переводит аппарат в дежурный режим, генеральный выключатель электричества расположен сзади. Для стабилизации температурного режима усилитель снабжён внутренним вентилятором, управляемым микропроцессором в зависимости от мощности и температуры.
Итак, секрет нашей импровизации, если хотите, авантюры: раскачиваем капризную дорогостоящую акустику аппаратом в два раза меньшей цены, где применены пока что редко встречающиеся, я бы даже сказал авангардные, способы усиления сигналов. В такой паре могут открыться неожиданные грани обоих, ради чего это всё, собственно, и затевалось.
Об источнике сигнала. На нашей картинке вы можете видеть CD6 (С=4840) AVM из той же серии Inspiration. Трудно судить о проигрывателе по приводимым параметрам, поэтому отметим лишь его как бы автономный ЦАП, который может работать как с собственным, так и с внешним транспортом, а также в режиме передискретизатора 16 бит/44,1кГц - 24 бита/192 кГц. Цифровые входы и выходы - несимметричный 75 Ом, балансный XLR 110 Ом, оптический Toslink. Выходы аналоговые тоже, естественно, небалансные и балансные. Дисплей и принципы управления аппаратом такие же, как в усилителе. Габариты 430х95х380 мм, масса 8 кг.
Собственно источник не является темой данного исследования, поэтому у нас были различные эксперименты, в частности, многое мы прослушали на Mark Levinson-Chord (см. опять же тест колонок). Это был вариант подороже, и зачастую с ним удавалось добиться несколько более высокого разрешения при довольно схожей структуре звучания.
Данная система оказалась весьма чувствительной к фазировке сетевых вилок и даже к размещению компонентов на стойке - источник не рекомендуется устанавливать сверху на усилитель. Методом проб и ошибок мы выбрали из имеющейся номенклатуры балансный интерконнект Siltec SQ88B 63 XLR ($764/0,6 м). Акустический - Nordost SPM.
Установка акустики в помещении... Сказать, что полностью решить эту проблему удалось, было бы безудержным хвастовством. Мы устанавливали С4 непременно на мраморные подставки и, понемногу передвигая эти нелёгкие сооружения, пытались найти оптимальное положение в пространстве. Оно очень критично. Возможно, был достигнут некоторый оптимум, но окончательно подавить подгуживание в области 100 Гц всё же не удалось. Думается, виной тому многочисленные подвешенные секции и ящики (гул возникает только с такой высокой акустикой где-то в верхней части комнаты), форма дверных проёмов. Так или иначе, явление получилось минимизировать, причем мы прониклись убеждением, что для этой Confidence необходимо просторное помещение, над обработкой которого придётся поработать не день и не два.
Слушаем. Во-первых, мы доставили себе удовольствие слушать громко, очень громко, что было упоительно и не вызывало ни малейшей дисгармонии. Это как поток воды во сне, когда тщетно пытаешься напиться. На время мы забыли о том, что где-то существуют нелинейность, наслоения, недостаток энергетики. Красива была не просто громкость сама по себе, а тот факт, что на разных уровнях звучало одинаково хорошо, тембральный и артикуляционный характер звучания совершенно не менялся. Трудно сказать, чья заслуга в паре существенней - для акустики это блестяще, а для усилителя невероятно. В конце концов железный ящик удалось довести до включения вентилятора на максимальные обороты, а корпус стал заметно тёпленьким. Но это только сделало общую картину более привлекательной.
Когда динамики много и она легко прорабатывается, её проявления начинают чувствоваться во всём. В частности, все диски стали звучать с невероятно разной громкостью, и часто уровень приходилось устанавливать индивидуально. Вообще, целый ряд явлений музыки стал естественным и глубоко самодостаточным.
В испанском саундтреке "Hable Con Ella" резкая гитара не стесняется резкости, совершенно независимый ритм поднимает нас из кресла, где-то чуть дальше - бас, который пока не востребован. Отрывистые куски жизни.
Удаётся рассмотреть работу звукорежиссёров того или иного направления, в частности, филигранное обращение с подробностями лейбла Naim. Подобный стиль оказывается принятым и обласканным. Исполнители такие, какими они сами себя представляют. Опять сладкая агрессия гитары и виртуозные рулады голоса.
"Венецианский карнавал" Берлиоза. Слушать классику, не напрягаясь. Случайное эхо несуществующего зала. Здесь истинная, без имитаций басовая группа. Не присутствие на концерте, а сверхэмоциональные воспоминания о прекрасном исполнении. Громкость реальна, как воздух и вода.
Немного размышлений. Какая же гармония возникла у нас здесь в результате импровизации? Давно известно, что страшна не абсолютная величина того или иного вида искажений, а степень гармоничности возникающих побочных продуктов со звуками музыкального ряда. Поэтому в аналоговых усилителях для нас часто оказываются приемлемыми более высокие искажения при условии их консонанса и отсутствия пусть даже ничтожных, но тревожащих и не существующих в живой природе созвучий. Успех разработчиков импульсного усилителя здесь заключается в том, что неизбежные искажения цифрового типа тут оказались сдвинутыми в такую частотную и динамическую область, где они не провоцируют режущую монотонность, столь навязчиво ассоциирующуюся у нас с цифрой вообще. В то же время, здесь начисто отсутствуют "родимые пятна" влияния обратной связи и мгновенных температурных искажений. Стекло очистилось, и видимость вглубь внезапно возросла. Акустика восприняла это, как поток живительной энергии, что привело к взаимной глубокой реализации.
Итак, вернёмся в зал прослушивания. Попробуем прогнать через тракт безудержную энергетику рока 70-х. Grand Funk Railroad, "People, Let's Stop The War". Первый раз в жизни - без динамических ограничений. Мощный бас Мела Шахера не раз ставил в тупик весьма продвинутые аппараты. Если помните, в уже упоминавшейся здесь публикации об AVM аналоговом мы с сожалением отмечали, что в момент мощного басового вторжения весь усилитель становился более скромным, как бы классом пониже. Мы слышим фирменный хрипловатый бас без малейшего намёка на общий хрип. Он просто занимается своим делом, не вмешиваясь в общую картину (огромную!), где Фарнер голосом и квакающей гитарой утверждает свою правоту. Чувствуешь всю филигранность и глубину японского релиза.
Диффузоры басовых драйверов порой двигаются угрожающе, останавливаясь в нужный момент с невероятной скоростью. Никаких препятствий для реальной барабанной дроби.
Мадригалы Монтеверди - голоса и никаких красок. Какой-то лёгкий звон под куполом, но он акустический. Голоса - как прозрачные облака без динамических хвостов и призвуков. Упражнения в свободе... Фрагменты неторопливой величественности, на которую претендует эта система, не терпят суеты. Они фундаментальны, их трудно испортить какой-либо случайностью, а нереализованные возможности скорее манят, чем разочаровывают.
Можно ли отметить какие-либо значимые недостатки? Пожалуй, да. Явная жёсткость с лёгким намёком на лязганье в области интенсивных (именно интенсивных!) высоких частот. Природу её возникновения разгадать, наверное, несложно. В цифровом усилителе много зависит от частоты коммутации выходных транзисторов - чем она выше, тем легче становится процесс разделения с ультразвуком, а все артефакты уходят в неслышимую область. В то же время частота чрезмерно высокая создаёт энергетические проблемы. Очевидно, мы слышим какие-то отголоски этого компромисса. Велико влияние акустического кабеля, причём речь здесь идёт не о пресловутом смещении тембрального баланса, просто кабель этот своими распределёнными параметрами неизбежно является продолжением внутреннего фильтра, так или иначе влияя на его переходные процессы. Нужно повозиться.
Weather Report, "Dream Clock". Безумно сложная для воспроизведения композиция. Потому, что не громко. Непонятно, где записано - в студии или зале. Основано на виртуозной игре инструментов, обволакивающей красоте, но красоте музыкальной, а не анатомически-аудиофильской. Инструменты должны создать неуловимую вязь, оставаясь при этом реальными, и в то же время в последних аккордах как бы приподняться над землёй, раствориться в воздухе. Багровая ночь, уходит тревога, стихает ветер. Это удаётся сыграть удивительно точно, отобразить простыми и ясными мазками. Просто до этого никто раньше не додумался.
Итак, удалось ли нам выстроить идеально уравновешенную систему, реализующую все глубинные возможности такого сооружения, как Dynaudio Confidence C4 ? Безусловно, нет. Мы лишь приоткрыли дверь, и увиденное там нас очаровало. Полагаю, это достаточно интересно, ибо темой данного текста является всё же не пресловутое "чувство глубокого удовлетворения", а возможность внезапных импровизаций, открытие новых путей и неожиданных ракурсов.
Журнал "Салон АВ"  

Комментариев нет: