среда, 14 сентября 2016 г.

Обзор AV-ресивера начального уровня Pioneer VSX-531

Обзор AV-ресивера начального уровня Pioneer VSX-531
На первый взгляд, VSX-531 — типичный представитель ресиверов начального уровня: недорогой, обладающий базовым функционалом и свободный от некоторых модных «фишек». Явно рассчитанный на неопытных любителей кино и музыки, ещё не разобравшихся, в чем их истинное счастье. На самом деле это не так. Лично я бы отнес эту модель к «уровню продолжения» — сейчас самое время, чтобы ввести его в общепринятую классификацию.
УРОВЕНЬ ПРОДОЛЖЕНИЯ
Как это ни печально, любая техника со временем приходит в негодность. И чем надежнее старая аппаратура и чем дольше она служит, тем более глубокий шок мы испытываем, когда приходит время её заменить. Потрясение происходит не в момент поломки (ну и славно, давно пора обзавестись чем-то современным!), а когда мы узнаём актуальные цены.
В «правильном обществе» подразумевается, что с возрастом финансовые возможности расширяются — мы приобретаем ценный опыт, наша профессиональная квалификация растёт, поэтому заработок увеличивается. Соответственно, начав в молодости с приобретения простой аппаратуры, мы со временем меняем её на более сложную и дорогую. Но девальвация национальной валюты легко ломает эту стройную схему.
Вы можете быть достаточно искушенным в технике, возможно, у вас уже было несколько AV-ресиверов и вы бы хотели приобрести аппарат более высокого класса, чем вышедший из строя, но денег может не хватать даже на модель такого же уровня, так что приходится «спускаться вниз». К счастью, вы уже точно знаете, что вам требуется и без чего можете обойтись. Да и технический прогресс даёт надежду на то, что такой «дауншифтинг» окажется в итоге не слишком болезненным.
Укороченный фасон.
Мы все в той или иной степени умеем «по одёжке протягивать ножки», но наших навыков выживания здесь недостаточно — необходимо, чтобы производитель давал нам возможность их проявить. Техника «уровня продолжения» должна обладать комбинацией определенных качеств. Главное — по качеству звучания она должна быть, как минимум, не хуже, чем ваша прежняя модель такого же или даже более высокого класса. А удешевление может достигаться за счёт отказа от тех функций и возможностей, которые вам не нужны. Посмотрим, насколько соответствует этой концепции ресивер Pioneer VSX-531.
Первое, что бросается в глаза: модный сетевой функционал урезан до минимума — имеется только встроенный Bluetooth-адаптер. Скорее всего, у вашего старого ресивера не было даже этого, так что горевать об отсутствии Ethernet и Wi-Fi не придётся. Нужен ли  вообще «синий зуб», не является ли он излишеством? На мой взгляд, нет, это очень полезный интерфейс, по крайней мере, для человека, который регулярно слушает музыку со смартфона. Правда, у VSX-531 интерфейс версии 3.0 и без поддержки aptX — как это скажется на звуке, мы проверим чуть позже.
Явная экономия видна на тыловой панели: единственный аналоговый выход (если не считать колоночных разъёмов и выхода на наушники) — на сабвуфер. Акустические терминалы двух видов: винтовые для фронтальных каналов (принимают голый провод или «бананы») и пружинные для тылов и центра. Подключение по bi-amping не предусмотрено — пожалуй, это самая болезненная потеря, если у старого ресивера такая возможность была, и вы её использовали.
 Цифровой выход единственный, это HDMI, и как легко догадаться, он будет постоянно занят телевизором. Радует, что у него имеется обратный аудиоканал — у старого ресивера его, скорее всего, не было, поэтому приходилось задействовать цифровой вход Toslink. Есть ещё композитный выход, на который можно повесить небольшой LCD-экранчик для вывода графического интерфейса, чтобы не включать большой телевизор при воспроизведении файлов с USB-флэшки.

                                                   Обзор AV-ресивера начального уровня Pioneer VSX-531
Можно огорчиться, что нет линейного аналогового выхода (желательно регулируемого) для подключения внешнего усилителя мощности. Но ведь у человека с ограниченными финансовыми возможностями его, скорее всего, нет. По крайней мере, более высокого класса, чем усилитель ресивера. Так что логика разработчиков понятна. Но если вы начинали построение системы со стерео (как ваш покорный слуга) и обзавелись сначала достойным усилителем и колонками, а ресивер добавили потом, то отсутствие аналогового выхода может оказаться огорчительной.
С входными интерфейсами дело обстоит получше. Четыре разъёма HDMI — более, чем достаточно. Два композитных видео — это даже излишество — по мне, так ни один не нужен. Три пары звуковых RCA — тоже нормально.
Функциональная простота ресивера отразилась и на его экранном меню. Их в сущности два: первое для калибровки многоканальной акустики (автомат MCACC и ручные настройки), второе — для воспроизведения музыкальных файлов с USB-накопителей. Автокалибровка акустики здесь, безусловно, упрощена: нет памяти измерений, нельзя посмотреть графики и т.д, но свою задачу она успешно выполняет. Даже есть управление фазой и автоматическое определение частоты среза у кроссоверов колонок.

                                                          Обзор AV-ресивера начального уровня Pioneer VSX-531
Видеотракт абсолютно современен и вместе с тем избавлен от излишеств: сигналы Ultra HD, причем в 4K/60p/4:4:4, а также 3D и HDR пропускаются, а интерфейс HDMI поддерживает протокол HDCP 2.2. Это значит, что можно подключать к ресиверу проигрыватели Ultra HD Blu-ray, которые вот-вот появятся.
Масштабирования до разрешения 4K нет, и ладно: вы где-нибудь видели 4K-телевизор или проектор без такого скейлера? Убежден, что масштабировать сигналы Full HD до 4K следует лишь в последнем звене тракта, то есть в дисплее.
О звуковом ЦАПе документация сообщает, что он способен принимать сигналы до 192 кГц/24 бит, а этого вполне достаточно для любых применений.
А теперь о самом главном, чем ни в коем случае нельзя поступаться человеку, уже понимающему толк в технике — об усилителе. Обычно ресиверы этой ценовой категории оснащаются оконечникам относительно небольшой мощности, здесь же 5 х 130 Вт. Скорее всего, этот параметр измерялся при загрузке одного канала, такова общепринятая практика, но полноценно озвучить комнату средней площади ресивер сможет, особо не напрягаясь. Ещё атрибуты модели достаточно высокого класса — режимы Direct и Pure Direct для отключения темброблока и всех цифровых обработок.
На четверых
Ресивер тестировался в жилом помещении площадью 16 м2 с конфигурацией акустики 3.1, то есть без тыловых мониторов. Фронты — напольные Yamaha Soavo-1, центр из той же линейки, саб —  Energy S8.2. С одной стороны, это несколько облегчало жизнь аппарату, уменьшая нагрузку на блок питания, в другой усложняло формирование объёмной звуковой сцены в кинофильмах. В роли источника выступал Blu-ray-плеер Pioneer BDP-150. Модель, конечно, не новая, но работает отлично.
Видеотракт абсолютно «прозрачен»: что с непосредственным подключением плеера к телевизору, что с ресивером в роли посредника картинка на экране 50” оставалась чёткой, насыщенной и гладкой.
Процесс автоматической калибровке прошел всего за несколько минут — система правильно определила, какая акустика имеется в её распоряжении, какая частота среза является оптимальной и какова дистанция до колонок. Влияние калибровки на звук было разительным: басы приобрели рельеф и лучшую артикуляцию, стали более плотными и менее назойливыми. При этом сохранилась прозрачность и чистота звучания, как в режиме Pure Direct, что говорит о деликатном обращении DSP со звуком.
 С озвучиванием боевиков ресивер успешно справляется. Конечно, сказывается отсутствие тылов — зритель оказывается не в центре происходящего, а перед ним. Лично мне такое построение нравится больше — предпочитаю смотреть на катаклизмы со стороны. Музыкальные Blu-ray (например, концерт группы Anathema в ливерпульском кафедральном соборе) звучат вполне убедительно. Не скажу, что идеально — чтобы передавать такие записи в полной красе, требуется и акустика более высокого класса и подготовленное помещение. Но уровня тестовой системы вполне хватало, чтобы получить удовольствие от музыки.

Официальной информации о том, как сделан выход на наушники, нет. Думаю, если бы был отдельный усилитель, об этом непременно сообщили бы в описании. Скорее всего, сигнал подаётся через делитель напряжения с выхода усилителя мощности. Эту догадку подтверждает и тот интересный факт, что уровень громкости в высокоомных Sennheiser HD 650 получается заметно выше, чем в низкоомных и чувствительных Audio-Technica ATH-W1000x. Но звук в любом случае очень хорош.
C USB-флэшек ресивер читает только файлы WMA, mp3 и AAC, а накопитель должен быть отформатирован в системе FAT. Обработка Sound Retriever делает звучание сжатой музыки более эффектной, приподнимая края диапазона, причём очень деликатно и в меру, но специфическая жёсткость, вызванная компрессией, никуда не исчезает. А вот со смартфона по Bluetooth уже можно воспроизводить что угодно — здесь действуют ограничения только самого устройства и программы-проигрывателя. Сигнал передаётся в цифре, поэтому цифро-аналоговым преобразованием занимается ЦАП ресивера. Несмотря на отсутствие поддержки aptX, звук заметно интереснее и естественнее, чем у mp3 с флэшки. Никакой резкости, скованности, сплющенного динамического диапазона, прозрачно и детально.
 Хотя CD, воспроизводившиеся на плеере BDP-150, звучали явно живее и естественнее. При цифровом подключении — заметно чище, чем при аналоговом, что говорит о более высоком качестве ЦАПа в ресивере. Но все же самое впечатляющее звучание получилось при подключении по аналогу внешнего ЦАПа PS Audio РerfectWave DAC MkII и ресивере в режиме Pure Direct.
 Тем не менее недорогой ресивер смог передать преимущества источника выского класса. Надо сказать, что за последние годы бюджетная техника сделала заметный качесвеный шаг вперед, так что теперь достойный звук можно получить за меньшие деньги. Это главное, за что мы любим и уважаем технический прогресс.
Плюс: Мощный усилитель, достойно звучание. Эффективная и корректная работа MCACC. Наличие режимов Direct и Pure Direct, встроенный Bluetooth-адаптер. «Прозрачный» видеотракт.
Минус: Нет линейного выхода. С USB-накопителей воспроизводятся только lossy-форматы музыкальных файлов.
Вывод: Чтобы понравиться начинающему любителю кино и музыки, от ресивера не требуется особых талантов. Но Pioneer VSX-531 подойдёт даже опытному пользователю, у которого раньше был аппарат даже более высокого класса.
Характеристики
Конфигурация: 5.1 
Усилитель: Pioneer Direct Energy
Выходная мощность усилителя при загрузке одного канала: 130 Вт (6 Ом, 1кГц, 1% THD) 
Частотная характеристика (режим LINE Pure Direct): 5 Гц — 100 кГц 
Соотношение сигнал/шум (А-взвешенное): 98 дБ 
Коэффициент нелинейных искажений: 0,06 % (20 Гц — 20 кГц, 8 Ом, 50 Вт/канал.) 
Процессор: Texas Instruments Aureus™ II ЦАП: 192 кГц/24 бита 
Форматы окружающего звучания: Dolby Digital, Dolby Digital Plus, Dolby Pro Logic
Dolby Digital EX, Dolby Digital Plus, Dolby True HD, DTS, DTS-HD Master Audio, DTS-ES, DTS Neo: 6 
Режимы DSP: Action, Drama, Advanced Game, Sports, Classical, Rock/Pop, Front Stage Surround, Extended Stereo, ECO MODE 1, ECO MODE 2, Phones Surround 
Обработки: Advanced Sound Retriever, Auto Level Control, Midnight, Loudness 
Режимы без цифровых обработок: Direct, Pure Direct 
Воспроизводит аудиофайлы (USB): mp3, WMA, AAC 
Сетевой интерфейс: Bluetooth v3.0 (кодек SBC/AAC) 
Обратный аудиоканал (ARC): 
Сквозной канал в режиме ожидания:
Автоматическая калибровка: MCACC (Phase Control, Automatic Crossover Detection) 
Видеотракт: сквозной пропуск Ultra HD, HDCP 2.2 (4K/60p/4:4:4), поддержка HDR и 3D, Deep Colour (36 битt), x.v. Colour 
Входы видео: HDMI (4), композитные (2) 
Входы аудио: цифровые коаксиальный (1) и оптический (1), аналог стерео (3), для калибровочного микрофона (3,5 мм, на фронтальной панели) 
Выходы видео: HDMI (1), композитный (MONITOR OUT) 
Выходы аудио: на сабвуфер (1), на наушники 
Интерфейс USB: v2.0 (на фронтальной панели) 
Интерфейс USB: x1 (на фронтальной панели) 
Память эфирного тюнера: 30 станций
 Габариты (Ш х В х Г): 435 x 168 x 320,5 мм 
Масса: 8,0 кг

Комментариев нет: