воскресенье, 23 июня 2013 г.

Обзор 3.5-полосной рупорной акустической системы JBL LS80


Акустические системы рупорного типа всегда были визитной карточкой в High End-сегменте. Ведь рупор — один из немногих способов создать акустику с высочайшей чувствительностью: 100 дБ и больше. При этом разработка хорошего рупора — сложнейшая инженерная задача, поэтому сегодня рупорную акустику производит лишь несколько компаний.
 Самый глубокий, резко расширяющийся рупор акустики JBL LS 80, называемый «Bi-radial Horn», содержит в своем устье СЧ-динамик с титановым излучателем, воспроизводящий частоты от 400 Гц до 8 кГц. Это фактически широкополосный динамик ― кроме средних частот он перекрывает большую часть верхнего диапазона.
 
Дальше в дело вступает твитер, размещенный в собственном маленьком рупоре EOS: это фирменная технология JBL, призванная оптимизировать направленность и мощность излучения. В обоих случаях рупоры играют роль естественных усилителей звука, а разная длина и форма рупоров для СЧ и ВЧ обусловлена, конечно же, разными диапазонами воспроизведения.
 
Делать рупор для низких частот сегодня не возьмется ни один производитель ― слишком уж дорогое и… крупное удовольствие. Чтобы создать настоящий рупор для басового динамика, потребуется конструкция длиной в несколько метров, а смысла в ней будет не так уж много. Проще поставить парочку больших «басовиков» в обычном корпусе ― как и сделали в JBL.
 
Драйверы JBL LS80 обещают много хорошего баса. Здесь их два, каждая головка диаметром 200 мм (8 дюймов). Работая синхронно, они практически эквивалентны по эффективности одному большому динамику «сабвуферного» масштаба. Басовые динамики в LS80 «берут» не только размерами, но и качеством изготовления. Большие и мощные литые корзины из алюминиевого сплава, эффективные магниты ― этим традиционно славится марка JBL.
 
Производитель указывает, что магниты для всех без исключения динамиков сделаны из высокоэффективного сплава «неодим–железо–бор». Это просто шикарно, ведь неодимовые магниты по причине их дороговизны обычно ставят лишь в «пищалки», остальные динамики обходятся ферритовыми. Неудивительно, что выходная мощность у колонок получилась буквально запредельной. В паспорте записано 200 Вт, но при необходимости JBL LS80 способны выдать вдвое больше без особых искажений.
 
В результате при эффективности 90 децибел мы «легким движением руки» получаем ошеломляющий уровень громкости даже с типичным усилителем. Колонки JBL LS 80 «басят» как из пушки, но делают это с необыкновенной легкостью. Сразу чувствуется почерк профессионала!
Американская компания JBL давно и успешно производит концертные акустические системы, т.е. работает с живым звуком. Резонно предположить, что полученный в этой области технологический опыт используется инженерами и для производства менее габаритных домашних колонок. Приятно, когда ожидания оправдываются. Дело даже не в том, что акустические системы в домашних условиях воссоздают объем и атмосферу концертной площадки, хотя с этой задачей, на примере "Картинок с выставки" Эмерсона, Лейка и Палмера, LS80 уверенно справляются. Дело—в том раскрепощенном, насыщенном, но без дополнительной окраски, звучании, которое рождается hie et nunc, т.е. здесь и сейчас. Диск с "обнаженной", как указано на обложке, версией "битловского" альбома "Let It Be" неоднократно использовался нами для тестирования. Это подходящий материал, чтобы проверить, как АС воспроизводят "сырую", не подвергавшуюся сложной звукорежиссерской обработке музыку. Несмотря на то, что записью руководил пятый "битл" Джордж Мартин, на альбоме отсутствует выверенное "мартиновское" звучание. Возможно, в этом заслуга Глина Джонса (Glyn Johnes), предпочитавшего добиваться за пультом не прозрачности, а энергичного драйва,— о чем свидетельствует список групп, с которыми он работал в студии: The Rolling Stones, Led Zeppelin, The Who, The Clash и т.д. Как бы там ни было, треки звучат местами грязновато, местами неряшливо, но необычайно живо, что достоверно передают JBL LS80.
 
Совершенно иной по характеру звучания сборник "First Harvest" группы Alphaville, новых романтиков, чье творчество заставляло учащенно биться девичьи сердца в далеких восьмидесятых. В трактовке флагманской модели серии LS "Первый урожай" "альфавиллевских" синглов обладает прозрачным и, если подобрать самый подходящий эпитет,— деликатным звуком. Запрограммированный бит драм-машины, электрический бас, синтезированные струнные, духовые, маримба и прочая электронная перкуссия лишены искусственности и наполнены теплотой. Над всем этим, как и положено, парит невесомый, но вполне конкретный голос Мариана Голда. Не отношу себя к ностальгирующим по музыке двадцатилетней давности, но воспроизведение, предложенное JBL LS80, подкупает свежестью и чистотой. Еще одна возможность ощутить сопричастность к созданию музыки здесь и сейчас — прослушивание альбома трех титанов джаза Дюка Эллингтона, Чарлза Мингуса и Макса Роуча "Money Jungle". Пожалуй, нет никакого парадокса в том, что всего лишь три инструмента (рояль, контрабас и ударные) способны заполнить все помещение. Акустические системы JBL LS 80 позволяют следить за мельчайшими нюансами звукоизвлечения и за движением исполнительской мысли. При этом JBL LS80  бережно доносят до слушателя содержание, вовлекают в импровизационный процесс. 24 каприччио Паганини в исполнении Сергея Стадлера — замечательного скрипача, интересного дирижера, а ныне консерваторского функционера — отличает строгое и бедноватое звучание. Но это не собственная интерпретация АС — а, в сравнении с колонками контрольного тракта, достоверное воспроизведение фонограммы, выпущенной безвестной екатеринбургской фирмой.
Вывод : Звучание данных акустических систем частотно сбалансировано, лишено искажений и дополнительной окраски.JBL LS80 вовлекают слушателя в исполнительский процесс, делая его свидетелем ежесекундных музыкальных событий, не нарочито и естественно. Погружение слушателя в саму музыку, безусловно,— главное достижение конструкторов JBL.

 Аудио-видео-салон Hi-Fi домашнего кино и стерео: выбор комплекта HI-FI аппаратуры домашних кинотеатров

Комментариев нет: