понедельник, 2 сентября 2013 г.

Технологии большого кино: 4К - филигранно, 2K - энергично, 3D - зрелищно

Настоящее большое кино – это когда действие на экране на два часа вырывает нас из привычной будничной жизни. Чтобы нам легче было переключиться, новейшие технологии видео и звука создают иллюзии высочайшего качества. Мы расскажем о лучших технических достижениях в области большого кино.
«Идем вечером в кино ? Замечательная идея, а на какой фильм?» Обычно после таких вопросов люди читают афишу или отзывы зрителей или кинокритиков на фильмы текущей недели. Но не стоит ограничиваться беглым ознакомлением с кратким содержанием фильма, стоит еще обратить внимание на технологию съемки выбранной картины и технические возможности кинотеатра.

Производство фильма и проекция
Для того чтобы зритель получил настоящее впечатление от фильма, требуется первоклассное оборудование. Это относится как к процессу съемок фильма, так и к его показу в общественных кинотеатрах. Со времен триумфального появления цифровых проекционных технологий существуют различные технические решения и возможности для просмотра одного и того же фильма.
Например, 3D: объемное изображение теперь стало широко доступным, в каждом большом кинотеатре имеется один или даже несколько залов со специальным оборудованием, где можно насладиться просмотром объемного видео.

Технология объемного видео Dolby 3D все чаще начинает применяться в кинотеатрах. Для получения эффекта используются пассивные очки с многоступенчатыми светофильтрами.
Однако качество стереоэффекта зависит от 3D-технологии, используемой в кинозале. В настоящее время встречается три ее варианта, причем мнения о преимуществах и недостатках той или иной технологии весьма противоречивы. Но если мы оставим техническую сторону вопроса, то разницу между хорошей и совершенной 3D-проекцией можно будет определить по нашим ощущениям: либо мы будем всего лишь воображать, что находимся в 3D-фильме, либо просто-напросто внезапно окажемся в центре событий.
 Вот мы и подошли к сути проблемы: технологиями кино во всем мире занимаются десятки объединений экспертов, где работают сотни лучших специалистов. Кстати, идея написания данной статьи появилась во время дискуссии нескольких любителей (домашнего) кинотеатра о том, какие технические новшества в современных кинотеатрах идут во благо, а от каких можно или нужно отказаться.
 Любая технология (в том числе, в кино) должна быть нацелена на то, чтобы быть незаметной для публики. Согласитесь, лучшей 3D-технологией будет та, которая даст зрителю возможность полностью забыть об очках. Тогда никто не станет вглядываться в полученное изображение и искать двойные контуры и фантомы, такое просто никому не придет в голову. Когда работает лучшая система окружающего звука, никто не слышит звучание, допустим, второго левого канала, зрители слышат загадочное рокотание, предвещающее очередные неприятности для героев кинокартины.
 Итак, приняв данную гипотезу, мы прошлись по различным кинотеатрам как с новейшим оборудованием, так и со стандартной техникой. И вовсе не поиски наисовременнейших технологий отображения видео или звуковоспроизведения стали нашей целью, а, скорее, поиски места, где зритель чувствовал бы себя наиболее комфортно и получил бы наибольшее удовольствие от просмотра.
Многогранность впечатлений
Есть хорошая новость: любая кинотехнология, будь то 3D, HigherFrameRate (HFR), 4K-разрешение или инновационная технология в области воспроизведения звука DolbyAtmos, созданы для обогащения, совершенствования наших впечатлений от просмотра. Дискуссии по техническим вопросам все равно будут продолжаться, ведь кино, как один из видов искусства развивается вместе с техникой. Прописной истиной для специалистов стало понимание того, что качественно снятый 3D-фильм можно посмотреть только в 3D-качестве, а оригинальную 2D-картину не переделать в 3D даже при помощи мощнейших видеопроцессоров.

Пока совсем немного фильмов поддерживает звуковой формат DolbyAtmos: это фильмы «Заложница 2», «Хоббит: Неожиданное путешествие», «Измеряя мир» и мультфильм «Храбрая сердцем».
Применение технологии HFR
Схожим образом дело обстоит с последними инновационными технологиями. Технология HFR, позволяющая увеличить частоту смены кадров, была применена Питером Джексоном при съемке картины «Хоббит: Неожиданное путешествие». Повышение частоты кадров позволило получить неожиданно высокий уровень четкости в динамических сценах. Значительно увеличилось количество видимых деталей при передвижении камеры, а также в сценах борьбы между эльфами, орками и карликами.
 Эта технология вкупе с продуманными приемами киносъемки и фантастическим сценарием фильма дает зрителю отличную, детализованную, радующую свей динамикой, общую картину событий, происходящих между графством и Пустошью Смауга. Такая же наполненность движением нам может встретиться разве что в самых динамичных сценах таких картин, как сериал о Джеймсе Бонде.
 Впечатление от просмотра фильма значительно отличается от классического. Такие быстрые, четко видимые движения приятны для восприятия, чрезмерной такая четкость могла бы показаться в динамичных фильмах, таких, как «Джанго освобожденный», если бы Квентни Тарантино при съемках своего оскароносного вестерна использовал технологию HFR.

4К-проектор Sony SXR-R320 воспроизводит 3D-изображение с помощью насадочных оптических систем. Ксеноновая лампа на 4,2 киловатта позволяет освещать экраны шириной до 20 метров
Искусство требует хорошего технического оснащения
Киноленты, снятые аналоговыми аппаратами на 35-миллиметровую пленку, до сих пор являются технически интересными. Дело в том, что такие фильмы можно смотреть в полном 4К-разрешении и в настоящее время в кинотеатрах, оборудованных по последнему слову техники, наблюдается триумфальное возвращение классического аналогового кино.
 Тарантино стал считаться киноманом, одержимым идеей максимальной детализации. Его любовь к деталям в последних фильмах доходит до предела: так, в диалогах между доктором Кингом Шульцем (играет Кристоф Вальц, лауреат премии Оскар) и Кэлвином Кэнди (в исполнении Леонардо Ди Каприо) можно рассмотреть отдельные волоски  в бородах героев, а во время перестрелок – «с любовью» прорисованные кровавые брызги.
 Не сказать, что фильм в разрешении 2К в ближайшем кинотеатре будет скучным. Но только при просмотре 4К-версии в большом зале, где свободно помещается XXL-экран, мы почувствовали себя в центре происходящих событий, причем «перемещение» прошло приятнее и незаметнее, чем на некоторых 3D-представлениях. Редко вестерны кажутся настолько аутентичными, не в последнюю очередь это явилось заслугой новейших цифровых технологий, которые выступили здесь как совершенный инструмент для создания произведения киноискусства.
 Важным моментом является универсальность технического оснащения: проектор, использующийся для показа фильма «Джанго освобожденный», благодаря поддержке разрешения 4К дает картину в очень выгодном свете; в другой день он же показывает 3D-фильм, причем режим ускоренной смены кадров можно включить или выключить. Единственная сложность заключается смене объектива проектора перед демонстрацией.
Техника – лишь средство для достижения цели
Некоторые современные кинотехнологии перемещаются в домашние кинотеатры, нельзя, например, не отметить успех 3D. Технология 4К (или, как ее еще называют UHD – Ultra HD – технология сверхвысокой четкости) тоже постепенно становится дополнением для теле- и проекционной техники.
Ускоренная смена кадров HFR уже стала поддерживаться последними моделями жидкокристаллических и плазменных телевизоров: частота кадровой развертки в 400 Гц позволяет четко прорисовывать даже самые динамичные сцены. Но здесь нельзя забывать, для чего все это сделано: только для того, чтобы видеть кинокартину именно так, как это задумал режиссер. Технические достижения помогут зрителю получить настоящее удовольствие, но они – только средство для достижения цели.

Практически во всех кинотеатрах CinemaxX используется поляризационная технология формирования 3D-изображения. Для этого используются 4К-проекторы от Sony.
Изображение: технология 3D
3D-фильмы
• Зрелищность: 5 баллов
• Распространенность: 5 баллов
• Поддержка в новых фильмах: 5 баллов
• Возможность просмотра в домашнем кинотеатре: 3 балла
• Вывод: хороши в больших кинотеатрах.
Сравним технологии
3D в кинотеатрах производит огромное впечатление. Люди с удовольствием на два часа надевают очки и погружаются в сререодействительность. Замечательно удается передавать объем создателям мультипликационных фильмов, в последнее время все больше выходит отличных художественных фильмов в 3D. Не следует забывать, фильм, снятый в 3D, нужно смотреть тоже в 3D, иначе композиционные решения покажутся скучными и плоскими. Это происходит потому, что кинооператоры 3D-фильма продумывают и воплощают для зрителя различные пространственные эффекты, создают для героев широкую разноплановую перспективу. В обычном 2D-фильме этого практически не видно.
После выбора фильма нужно также определиться с выбором 3D-технологии, так как здесь тоже предлагается несколько вариантов:  
XPand: эта технология стереоскопического кинематографа использует затворный метод разделения изображения для правого и левого глаза. Для получения объемного изображения используются специальные активные затворные очки. Технология стала первой в ряду последующих разработок.  К ее недостаткам можно причислить легкое мерцание картинки и достаточно тяжелые очки. К тому же, если вам во время сеанса захочется, например, почесать голову, вы можете нечаянно нарушить связь между очками и проектором, и они могут выключиться.
RealD: технология проекции стереоскопических цифровых фильмов строится на применении пассивных поляризационных очков. Технология получила весьма широкое распространение. Для показа необходим цифровой проектор с поддержкой функции 3D, вполне доступный даже для малых кинотеатров. Проектор параллельно показывает два полукадра для каждого глаза, это схоже с передачей изображения Side-by-Side на 3D-телевизорах.
Dolby 3D: эта новая технология тоже является пассивной. Здесь используются фильтры с разным спектральным диапазоном пропускания основных цветов для каждого полукадра. Изображение кажется очень пластичным, возможно, понравилось чуть больше, чем то, что получается в поляризационных очках. Однако немного мешают легкие блики и особая форма очков.

Проектор Sony SRX-R515
Проектор Sony SRX-R515 предназначен для демонстрации 2D-картин в 4K-разрешении, подойдет для работы на средних и малых экранах. Получение изображения построено на технологии SonySXRD.
Изображение: проекции 4K
Проекции 4K
• Зрелищность: 3 балла
• Распространенность: 5 баллов
• Поддержка в новых фильмах: 4 балла
• Возможность просмотра в домашнем кинотеатре: 5 баллов
• Вывод: новых фильмов пока немного, качественное отличие видно на большом экране.
UHDTV и 4К-проекторы открывают новую эру воспроизведения видео в домашних условиях. Проекторы с разрешением 4К (4 096 x 2 160 пикселей) постепенно становятся новым кинотеатральным стандартом. Для показа в ультравысоком разрешении не обязательно искать что-то новое. Великолепно смотрятся качественные копии аналоговых фильмов, снятых на 35-миллиметровую пленку. При правильных настройках получается отличная проекция с высокой четкостью и детализацией.
 Многие художественные фильмы до сих пор снимают на пленку, а потом, при последующей обработке, их оцифровывают, преимущественно с разрешением 4К. Если эту копию больше не подвергать никаким преобразованиям, то в кинотеатр попадает фильм без какой бы то ни было потери в качестве.
 Примером может послужить фильм «Джанго освобожденный» от Квентина Тарантино. Это тот фильм, который запросто можно посмотреть и несколько раз. Первый раз мы пошли на сеанс в артхаусный кинотеатр Delphi в Штутгарте (DLP-проектор, разрешение 2К), второй раз наблюдали за сюжетом на более широком экране в кинотеатре CinemaxX в городе Зиндельфинген (проектор Sony SXRD, цифровое изображение в формате 4К).
 В обоих случаях изображение порадовало своей четкостью, однако впечатление от картинки несколько отличалось: 4К-изображение от Sony казалась скорее тонким и филигранным, а 2К-изображение DLP-проектора – энергичным и ярким. В местах с наплывающим текстом и на мелких деталях в 2К-изображении кое-где начинал различаться растр, однако нас заверили, что это может происходить из-за перфорации на экране.

Изображение в движении: повествование о приключениях Бильбо Бэггинса не всегда плавное и спокойное, попадаются и весьма динамичные сцены. Несмотря на это картинка в любой момент поражает своей исключительной резкостью.
Изображение: Higher Frame Rate
Higher Frame Rate (повышенная частота смены кадров)
• Зрелищность: 5 баллов
• Распространенность: 5 баллов
• Поддержка в новых фильмах: 1 балл
• Возможность просмотра в домашнем кинотеатре: 4 балла
• Вывод: технология HFR придает фильмам новый облик, который – в зависимости от жанра – либо приятно удивляет, либо может даже раздражать.
В путешествие, полное открытий, Гэндальф и его карлики берут в попутчики нас, зрителей. Долгая, трехчасовая дорога в 3D формате проводит нас и через сказочный лес, и через пещеры орков, и через грохочущие горные долины. Здесь есть на что посмотреть, от обилия зрительных впечатлений могут даже уставать глаза.
Режиссер Питер Джексон за сравнительно короткое время успевает показать практически всё со страниц широчайшего повествования Дж.Р.Р. Толкиена. Где-то для этого используются мелкие детали, где-то быстрый поворот камеры охватывает широкую панораму крутого и обрывистого средиземноморского побережья. Богатая детализация стала возможной только благодаря технологии HFR, позволяющей повысить частоту смены кадров до 48 в секунду. Зритель просто не верит своим глазам, он погружается в киномир, поражается плавности всех движений. Человеку, привычному к стандартной кадровой частоте, кажется странным, что падающие орки не размываются, все контуры остаются четкими. И сразу возникает вопрос, когда же появятся новые  HFR-фильмы. Как выяснилось, выход второй части истории о хоббите ожидается в конце 2013 года.

В общей сложности 57 боксов управляются одним процессором Dolby Atmos в кинотеатре Traumpalast в городе Бакнанге.  
Звук: Dolby Atmos
Система Dolby Atmos
• Впечатление от звука: 5 баллов
• Распространенность: 2 балла
• Поддержка в новых фильмах: 2 балла
• Возможность применения в домашнем кинотеатре: 1 балл
Вывод: предстоит большое соревнование производителей аудиотехники за лучший звук.
Фильм о хоббите отличается и качеством звука: премьера в Германии состоялась в кинотеатре, оборудованном новой звуковой системой Dolby Atmos, в начале 2013 года этим качеством звука можно было насладиться уже в двух немецких кинотеатрах, сейчас система инсталлирована примерно в десяти кинотеатрах страны.
 Первое впечатление от звучания системы Atmos не было особенно ярким: да, появилась некая пространственность, но эффект не был таким потрясающим, как мы ожидали. Многоголосность окружающего звука лучше ощущалась в тихих сценах: это и вода, тихо капающая где-то в склепе Голлума, и пение птиц, и голоса в пещере хоббита, и далекий шум падения карликов и их преследователей где-то в глубине пещеры.
 Звуки доносятся с разных сторон, отличаются четкой локализацией, настолько точно налагаются на видеоряд, что можно говорить о возникновении дополнительной информационной плоскости. Поэтому другое техническое решение, касающееся звуковоспроизведения, скорее всего, разочаровало бы зрителя. Не удивительно: для оборудования Dolby Atmos вокруг сидящих зрителей, а также на потолке закрепляется до 64 аудиобоксов; техника Atmos в кинотеатре Traumpalast, что в городе Бакнанге, занимает две 19-дюймовые телекоммуникационные стойки.

11.1-канальная технология Auro 3D
Звук: Auro 3D – Голос Бога
Auro 3D
• Впечатление от звука: 4 балла
• Распространенность: 1 балл
• Поддержка в новых фильмах: 2 балла
• Возможность применения в домашнем кинотеатре: 2 балла
Вывод: первые пробы 11.1-канальной подачи звука. Успех: пока неясный.
Наряду с 5.1- и 7.1-канальным звуком, а также новым звуковым форматом Dolby Atmos используется еще один кинотеатральный аудиоформат Auro 3D. Он позволяет расширять многоканальный звук до формата 9.1 – 13.1, в настоящее время Auro 3D используется как 11.1-канальная система. Вместе с пятью традиционными каналами, размещенными вокруг зрителей, здесь работает еще пять приподнятых каналов, а также один потолочный канал, который и называют «Голосом Бога».
 Система Auro 3D была разработана бельгийским экспертом в области кинозвука Вильфредом ван Бэленом и сотрудниками его компании Galaxy Studios. Внедрением разработки в кинотеатры занималась фирма Barco, и уже через несколько лет пришел первый успех: система Auro 3D начала работать в трех кинотеатрах Западной Европы, среди которых хочется отметить кинотеатр CineStar в берлинском Sony Center. Предполагается, что основой репертуара здесь станут киноленты студии Dreamworks, которая планирует выпускать новые фильмы в соответствии со стандартом  Auro 3DSound. При этом ленты будут обратно совместимы со звуковыми форматами 5.1 и 7.1.
 К сожалению, нам пока не представился случай самим протестировать звучание Auro 3D, однако описание формата кажется весьма многообещающим. Хотя пока не понятно, сможет ли новая система стать конкурентом для Dolby на мировом рынке.
Atmos, 4K и другое – обзор инновационных кинотехнологий
1. Кинотеатр CineCitta в Нюрнберге стал первым в Германии, где была установлена новая звуковая система Dolby Atmos. В кинотеатре есть несколько 4К- и несколько HFR-залов. www.cinecitta.de
2. Traumpalast в городе Бакнанге – это новый ультрасовременный кинотеатр. Самым роскошным является большой зал Blue Star, с установленной там системой Dolby Atmos, поддержкой технологий HFR и Dolby 3D. www.traumpalast.de
3. Кинотеатры CinemaxX: кинотеатральное объединение делает ставки на инновационные технологии. В этом году все залы будут поддерживать разрешение 4К, в большинстве залов можно будет также посмотреть 3D-фильмы. Что касается аудио, то стандартом пока остается 5.1-звук. www.cinemaxx.de
4. Кинотеатр CineStar, расположившийся в архитектурном ансамбле Sony Center в Берлине: в кинотеатре, где проходит знаменитый кинофестиваль Берлинале, недавно проведено крупное техническое переоборудование. Здесь создан пока единственный в Германии кинозал с системой Auros 3D, есть также залы с системой Dolby Atmos. Естественно, и здесь и в других кинотеатрах CineStar имеются технические возможности для воспроизведения 3D, HFR и 4K. www.cinestar.de
5. Кинотеатры UCI-Kinowelt: сеть многозальных кинотеатров поддерживает новый стандарт премиум-качества iSens. Что это значит? В залах работают проекторы, способные обеспечить 4К-развертку, увеличенную кадровую частоту HFR и воспроизводить объемное изображение 3D. Кроме того, кинозалы оборудованы собственной звуковой 23.1-канальной системой, для обеспечения наилучшего качество звучания в помещении размещается до 51 бокса, звуковой процессор в реальном времени работает над преобразованием 5.1- или 7.1-канального звука. www.uci-kinowelt.de
6. Кинотеатр Cineplex: в 2007 году кинотеатр Cineplex в городе Мюнстере первым в Германии начал демонстрировать фильмы в разрешении 4К. Сегодня многие кинотеатры этой группы поддерживают 3D, 4К и HFR, однако собственного стандарта здесь нет. С подробностями можно ознакомиться, перейдя на домашнюю страницу соответствующего кинотеатра. www.cineplex.de
По материалам сайта:  Video-Magazin | Die Technik-Trends im Kino

Комментариев нет: