четверг, 18 сентября 2014 г.

Улучшение акустических характеристик помещений-залы с естественной акустикой. Часть 2.

Улучшение акустических характеристик помещений-залы с естественной акустикой. Часть 2.
Первая группа  – это залы с естественной акустикой.
Лекционные помещения.  (Залы с естественной акустикой.)
 
Акустическое проектирование залов.
Основным критерием оценки акустиче­ского качества лекционных и других подобных помещений служит разборчивость речи, которая непосредственно связана со временем запаз­дывания первых отражений. Для хорошей разборчивости речи необхо­димо обеспечить приход этих отражений, запаздывающих по сравнению с прямым звуком не более чем на 0,03 с.
Время реверберации должно быть сравнительно невелико — суще­ственно меньше, чем для залов другого назначения
При проектировании и улучшение акустических характеристик таких  помещений необходимо иметь в виду, что ис­точником звука здесь является человеческий голос, мощность которого принципиально ограничена и, кроме того, звуковая энергия в этом слу­чае распространяется в виде волны, близкой к сферической, т.е. по всем направлениям примерно одинаково. Это значит, что с увеличением рас­стояния от оратора количество звуковой энергии резко падает (пропор­ционально квадрату расстояния). Таким образом, размеры аудиторий для непосредственной передачи речи ограничены.
 Рассмотрим аудиторию простейшей формы в виде параллелепипеда и попытаемся установить ее максимальные размеры, при которых может быть обеспечена высокая степень разборчивости речи.
Очевидно, что в малой аудитории, во-первых, количество пря­мой звуковой энергии достаточно велико на любом зрительском месте, во-вторых, отраженная энергия (энергия первых отражений) подходит вслед за прямой через отрезки времени гарантированно меньшие 0,03 с. Кроме того, в таких аудиториях при наполнении их людьми время ре­верберации ввиду малого объема всегда невелико.
 Это обстоятельство иногда вводит архитекторов в заблуждение. До­стижение высокой разборчивости в небольших помещениях, не обрабо­танных акустически, дает им основание для проектирования подобных же помещений, но значительно больших размеров и сложной конфигу­рации без анализа акустики в предположении, что и в них слышимость будет хорошей. Неудачные результаты вместо критического отношения к собственному творчеству приводят зачастую к убеждению о несовер­шенстве методов архитектурной акустики.
Между тем есть постулат, что при увеличении объема помещения время реверберации растет, увеличивается степень запаздывания первых отражений. Все это приводит к неудовлетворительным результатам.
 
Улучшение акустики лекционных залов.
Если же ввести на поверхностях конструкции с большими значени­ями коэффициентов звукопоглощения, расположив их случайным об­разом, что, как правило, и делают, то время реверберации можно рез­ко снизить, но потерять при этом энергию первых отражений. В этом случае разборчивость речи зависит уже только от энергии прямого зву­ка, которая, как известно, интенсивно уменьшается по мере увеличе­ния расстояния.
Опыт показывает, что максимальное удаление слушателя от ора­тора не должно превышать 20 м.
В больших аудиториях места для зрителей целесообразно распола­гать в виде амфитеатра. Это не только повышает разборчивость речи, но сокращает расстояние от сцены (эстрады) до наиболее удаленного места, что улучшает видимость.
При неудачной форме зала (например, высоких потолках) улучше­ние акустических характеристик помещений  может быть достигнуто устройством специ­альных отражателей звука, располагаемых над сценой или на участках боковых стен, примыкающих к эстраде. Такие отражатели равномер­но распределяют звуковую энергию по залу. Отражатели рекомендуется выполнять из материалов с низким коэффициентом звукопоглощения, например фанеры.
Определив форму отражателя и высоту его расположения, проверя­ют разность ходов прямого и отраженного звука для различных точек зала и особенно для мест, расположенных на расстоянии до 10 м от источника. При большем расстоянии запаздывание уменьшается. При определении размеров отражателя необходимо помнить, что он хоро­шо отражает звук с длиной волны меньше минимального размера от­ражателя примерно в 1,5 раза.
ASW,  AUDIO PRO,  B&W,  Cambridge Audio,  Canton,  Cerwin-Vega!,  DALI,  Dynaudio,  Elac,  HECO,  JAMO,  JBL,  KEF,  KLIPSCH, Luxman ,MAGNAT,  Martin Logan,  Meridian,  MONITOR AUDIO, Mission, MT-Power,  NAD,  Onkyo, Integra, PARADIGM,  PMC,  PSB,  Q Acoustics,  RBH,  Sonus Faber,  SpeakerCraft,  TANNOY,  TRIANGLE,  Wharfedale,  YAMAHA,  Anthem,  ARCAM,   Denon,  Harman/kardon,  Marantz,  NAD,  Pioneer,  SHERWOOD,   Arcus,  Cambridge Audio,   Cyrus,  Denon,   Micromega, MORDAUNT-SHORT,  Musical Fidelity,  PARASOUND,  Pioneer,  Pro-Ject,  Rotel, THORENS, Clearaudio, LOEWE, Audio-Technica 

Комментариев нет: