четверг, 18 сентября 2014 г.

Акустическое проектирование залов многоцелевого назначения. Часть 6.

Акустическое проектирование залов многоцелевого назначения. Часть 6.
Залы многоцелевого назначения средней вместимости.
Вместимость таких залов составляет от 400 до 1200 человек, а объем 1500. ..6000 м3. Их строят, как правило, для клубов, в качестве кино­концертных залов, актовых залов учебных заведений, конференц-залов.
В залах многоцелевого назначения акустические условия должны быть достаточно хорошими при самых различных мероприятиях (лек­ции, спектакли, музыка, показ кинофильмов). Естественно, что такое разнообразие программ использования зала приводит к необходимости удовлетворять довольно противоречивым требованиям к акустике. Воз­никающие противоречия могут быть уменьшены разумным компромис­сом между акустическими требованиями, предъявляемыми различными функциями использования залов.
 Приведем некоторые данные по залам многоцелевого назначения, которые как раз и свидетельствуют о возможности достижения необ­ходимой степени компромисса.
Удельный объем залов должен составлять 4. ..6 м3/чел. При на­личии сценической коробки объем зала определяется без учета объема сцены. Отношение длины зала к его ширине должно быть более 1 и не более 2. Длина зала от занавеса до задней стены не должна превы­шать 25 м. В таких же пределах желательно иметь и отношение ширины зала к его средней высоте (т.е. 1:1). В залах вместимостью более 600 человек целесообразно иметь один или несколько балконов. Время за­паздывания первых отражений — 0,02.. .0,03 с. При большем времени запаздывания первых отражений ухудшается разборчивость речи.
При выборе формы зала необходимо, чтобы большая часть энергии направлялась в заднюю его часть. Здесь возможно (но не обязательно) увеличение времени реверберации на частоте 125 Гц до 40 %.
Рекомендуется оборудование таких залов мягкими или полумягки­ми креслами, что делает время реверберации менее зависящим от сте­пени заполнения зала зрителями.
Основные особенности залов, оборудованных электроакустическими системами.
Залы, оборудованные электроакустическими си­стемами (системами озвучивания), делят на две группы:
    1.  Залы, в которых зрители воспринимают звук как непосредственно со сцены, так и при помощи звукоусиления (лекционные, концертные залы, залы многоцелевого назначения);
    2. Залы, в которых зрители воспринимают звук только с помощью звуковоспроизводящей системы.
Целесообразность использования систем звукоусиления в залах пер­вой группы определяется их большими размерами. В залах многоце­левого назначения большого объема помимо усиления звука специаль­ные электроакустические системы могут выполнять еще и функции ре­гулирования времени реверберации. В таком случае они называются амбиофоническими.
Системы звукоусиления в лекционных и театральных залах пред­назначаются только для усиления речи. При исполнении концертных программ звукоусиление может потребоваться солистам, которых сопро­вождает оркестр. В обоих случаях микрофон, принимающий сигнал для его последующего усиления, находится в звуковом поле громкоговори­телей, излучающих уже усиленный сигнал в зал. Поэтому система зву­коусиления является системой с акустической обратной связью.
Выбор электроакустической аппаратуры, мест размещения микро­фонов и громкоговорителей, коррекция частотной характеристики усиле­ния должны осуществляться совместно с архитектурно-планировочным решением зала.фото проектирования залов многоцелевого назначения
Для усиления концертных программ и солистов в больших залах используется многоканальная стереофоническая система, позволяющая получать не только высококачественное усиление, но и сохранять акусти­ческую пространственную картину. Обычно применяют многоканальную систему звукоусиления. Каждый из каналов имеет на входной стороне группу микрофонов. От микрофонов сигналы после усиления поступа­ют к громкоговорителям и затем в зал. Сигнал, принятый микрофоном, ближайшим к источнику, имеет более высокий уровень по сравнению с сигналами, принимаемыми другими микрофонами. Кроме того, первый сигнал опережает другие по времени. Данное соотношение уровней и временных сдвигов сохраняется и в сигналах, излучаемых громкоговори­телями, что создает необходимый стереофонический эффект. Громкого­ворители центрального канала располагаются, как правило, над средней частью портала сцены, а громкоговорители боковых каналов — по краям портала и ниже громкоговорителей центральной группы. Вся система может управляться с центрального поста.
В залах многоцелевого назначения необходимо управление време­нем и частотной характеристикой реверберации. Эта задача решается с помощью специальных систем искусственной реверберации.
В залах, оборудованных электроакустическими системами, суще­ственно большее значение имеет прямая звуковая волна. Поэтому при проектирование таких залов их поверхности в большей степени, чем в залах с естественной акустикой, подвергаются отделке звукопоглощающими материалами. Отсюда — архитектор здесь более свободен в выборе формы поверхностей этих помещений, архитектурных членений и относительных размеров самих помещений. Тем не менее, основные акустические требования, опреде­ляющие выбор объемно-планировочных решений залов, оборудованных электроакустическими системами, остаются в основном теми же, что и для залов с естественной акустикой.
 Залы многоцелевого назначения, предназначенные для транс­ляции звуковых программ различного типа, проектируются при помо­щи архитектурно-планировочных средств, которые обеспечивают изме­нение акустических свойств помещения в зависимости от вида программ.
Для регулировки характеристик звукового поля применяются: подвиж­ные отражатели, поднимающиеся шторы-драпировки, раздвижные пе­регородки, вращающиеся экраны, имеющие различное звукопоглощение на внешней и тыльной сторонах, методы и устройства, предназначенные для изменения объема помещения.
Изменение объема зала возможно путем специального конструиро­вания оркестровой раковины и передвижных перегородок. При присо­единении объема оркестровой раковины к объему зала время ревербе­рации может быть увеличено на 0,2 с на средних частотах. Отделение раковины от зала достигается опусканием экрана и изменением отра­жателей на стенах и потолке. Оркестровая раковина (акустическая ра­ковина) позволяет не только регулировать объем зала. Ограждающие поверхности раковины обеспечивают требуемую структуру ранних отра­жений. Устройство разборной раковины позволяет использовать зал для концертных программ, спектаклей и кинопоказа.
При использовании залов для демонстрации фильмов необходимо изменять ширину сцены в зависимости от размера экрана, что может быть достигнуто с помощью подвижных отражателей типа ширм. Од­ним из возможных приемов оборудования сцены является использование подвижного портала или портальных кулис, с которыми можно совме­стить отражатели и громкоговорители.
Методы акустического проектирования помещений, залов различного назначения мы подробно рассмотрим в следующих статьях.
ASW,  AUDIO PRO,  B&W,  Cambridge Audio,  Canton,  Cerwin-Vega!,  DALI,  Dynaudio,  Elac,  HECO,  JAMO,  JBL,  KEF,  KLIPSCH, Luxman ,MAGNAT,  Martin Logan,  Meridian,  MONITOR AUDIO, Mission, MT-Power,  NAD,  Onkyo, Integra, PARADIGM,  PMC,  PSB,  Q Acoustics,  RBH,  Sonus Faber,  SpeakerCraft,  TANNOY,  TRIANGLE,  Wharfedale,  YAMAHA,  Anthem,  ARCAM,   Denon,  Harman/kardon,  Marantz,  NAD,  Pioneer,  SHERWOOD,   Arcus,  Cambridge Audio,   Cyrus,  Denon,   Micromega, MORDAUNT-SHORT,  Musical Fidelity,  PARASOUND,  Pioneer,  Pro-Ject,  Rotel, THORENS, Clearaudio, LOEWE, Audio-Technica

Комментариев нет: