среда, 17 сентября 2014 г.

Как спроектировать домашнюю студию

Как спроектировать домашнюю студию
 Люди, наслаждавшиеся звучанием высококачественной аппаратуры в специально подготовленных  комнатах   сетевых магазинов, приходя домой, на том же оборудование  слышали совершенно иную стерео картину. Размытая сцена, гудящий бас, неестественное звучание, «бубнение», да и еще масса претензий, предъявлялась высококлассному  звуковоспроизводящему оборудованию, которому  и аналогов то, тогда в стране было мало.
Никто и слышать не хотел, что в «гудении» и «бубнении» виновата комната, а не аудиосистема.  И что бессмысленно стараться  подстраивать  или заменять свою аппаратуру, если помещение, которое является таким же звеном звуковоспроизводящего  тракта, специально не подготовлено.
Мы хотим поделиться  приобретенным опытом проектирования и построения комнат прослушивания и рассказать вам, о мерах, которые необходимо предпринять  в своем помещении, чтобы раскрыть весь потенциал приобретенного оборудования и  услышать музыку, как она задумывалась в первоначальном восприятии звукорежиссера, воспроизводимую во всех нюансах, со всей полнотой и ясностью.
 
Комната прослушивания.
С самого начала, необходимо четко представлять, что независимо от того, сколько вы заплатили за свои АС, а также независимо от их собственной АЧХ, как только вы поместите их в типичную жилую комнату, сразу возникнет ряд акустических проблем, оказывающих пагубное влияние на качество воспроизводимого звука.
Ознакомившись с особенностями поведения различных видов звуковых волн в замкнутом пространстве, можно сделать справедливое заключение о том, что  абсолютно все акустические проблемы музыкальных комнат вызваны отражениями основного звука от стен, пола и потолка, а особенности поведения этих отражённых звуковых волн зависят от их длины и, соответственно, частоты.
В процессе взаимодействия прямого и отражённого звука, а также сложного взаимодействия различного вида отражений между собой, в помещении на разных частотах возникают нежелательные акустические эффекты, субъективно вызывающие различные искажения оригинальной музыкальной информации в зоне прослушивания.
Понимание сути этих явлений, оказывающих пагубное влияние на качество звуковоспроизведения, позволит вам успешно бороться с ними, используя технологии инсталляции АС, и акустической обработки комнаты прослушивания.
Основные акустические проблемы комнат прослушивания, которые необходимо учитывать при проектировании:
1) Время реверберации;
2) Первые отражения с непосредственно связанными с ними явлениями «гребенчатой фильтрации»;
3) «Порхающее эхо»;
4) Комнатные резонансы/стоячие волны;
5) Искажение АЧХ в басовом частотном диапазоне,  обусловленные SBIR-эффектом.
 
1.Время реверберации.
Проектирование комнаты прослушиванияКак правило, первое, что обращает на себя внимание с самого начала ознакомления с акустикой помещения – это  присутствие слышимого эха или реверберации. Реверберация – это многократные переотражения низкоамплитудных звуковых волн от поверхностей стен, пола и потолка помещения, вследствие чего они достигают ушей слушателя с большой временной задержкой по отношению к моменту прибытия прямого звука. Однако с практической точки зрения более важным параметром является   время реверберации (RT60), характеризующее то, как быстро реверберация затухает в данном помещении. Именно время реверберации является одним из главных критериев, определяющих качество акустической среды помещения, но давайте обо всём по порядку.
В архитектурной акустике принято характеризовать акустику помещения с помощью терминов «живая» или «мёртвая».  Для начала, с помощью простого теста - «хлопков в ладоши», попробуйте определить акустический характер вашей комнаты. Если звук затухает долго, то есть, после хлопка ещё некоторое время слышно эхо, то это значит, что ваша комната акустически «живая».
 В «живой», «звонкой»  комнате звуковые волны, претерпевая множество переотражений от её стен, пола и потолка, затухают долго, следовательно, время реверберации в такой комнате велико. Если же, звук хлопка затухает слишком быстро, то есть, неестественно «обрывается», то это значит, что акустическая среда вашей комнаты «мёртвая».  Скорее всего, это обусловлено наличием в данном помещении большого количества  мягкой мебели, толстых ковров и плотных штор. Все эти предметы хорошо поглощают звук (однако, это касается, главным образом, ВЧ и СЧ) и, соответственно, время реверберации в  «мёртвой», «глухой» комнате слишком мало. Однако,  тест с хлопаньем  в ладоши даёт представление об акустике помещения только на средних и высоких частотах, но никак не характеризует её акустическое «поведение» в низком басовом диапазоне, что является куда более важным в плане оптимизации акустической среды. Но проблему НЧ-реверберации мы рассмотрим позже.
 Таким образом, при большом значении времени реверберации, в помещении присутствует затяжное слышимое эхо, сильно ухудшающее разборчивость речи. Ярким примером является «эффект вокзала», когда слова диктора буквально «тонут» в продолжающемся эхе от предыдущей фразы. Несколько иную, но похожую ситуацию, можно услышать в обычной пустой гостиной с «голыми» стенами и незашторенными окнами.  Именно поэтому в чрезмерно звонкой «живой» комнате музыка звучит ярко, сочно и динамично, но в то же время, чрезмерно резко, жёстко и нечётко («грязно»/«смазанно»).
 Сформировать качественную звуковую сцену даже при начальном проектировании комнаты прослушивания в таких условиях практически невозможно, она «размыта» и «бедна». Напротив,  снижение времени реверберации приводит к улучшению ясности речи и музыкальной артикуляции. Подходить к этому вопросу нужно с большой осторожностью.  Многие аудиофилы, бездумно используя, где нужно и где ненужно поглощающие материалы  как правило, чрезмерно «глушат» свои комнаты прослушивания. При этом отраженные звуки исчезают вообще, а звучание становится «сухим» и приобретает «резкий» неестественный оттенок, который быстро утомляет слух. Несмотря на то, что стерео картина, в общем-то, получается довольно неплохой, практически полностью отсутствуют "объёмность" и "легкость" звучания, то есть, важнейшие составляющие качественного звуковоспроизведения. Справедливости ради, следует отметить, что «мёртвая» акустическая среда не во всех случаях является нежелательной. Как ни странно, иногда это просто необходимо. «Мёртвая» акустическая среда считается оптимальной для звукозаписывающих студий и то это вопрос спорный. Но, собственно, этим всё и ограничивается.
 
Комната прослушивания с эхокор.
И в том, и в другом случае помещение сильно влияет на общий характер звучания, изменяя его первоначальную структуру. Тогда, какая же акустическая среда является оптимальной для комнаты прослушивания? Ответ очевиден,  акустическая среда  должна быть нейтральной. Акустически нейтральная комната предоставляет возможность оценить даже самые незначительные различия в аудио компонентах, что помогает в правильном построении аудиосистемы. Однако на практике акустику музыкальной комнаты чаще делают слегка «живой» или слегка заглушенной, что зависит, главным образом, от личных звуковых предпочтений слушателя. Понятно, что без компромисса здесь не обойтись – или «лёгкость» и «яркость» звучания, или «интимность» и «вовлечённость» звуковой сцены. Таким образом, акустическая среда комнаты должна быть сбалансированной, то есть, рационально совмещать в себе принципы «живой» и «мертвой» акустики в оптимальном соотношении, непременно учитывая при этом личные предпочтения слушателя. Однако, в любом случае комнату прослушивания нельзя чрезмерно «глушить».
 В соответствии с последними рекомендациями 1ЕС, для домашней музыкальной студии площадью 20 кв.м., время реверберации должно составлять 0,4 +0,15 сек.  Эта величина главным образом зависит от степени звукопоглощения стен, потолка и пола. Сюда же следует отнести поглощение звуковой энергии мебелью, элементами интерьера и самого (или самих) слушателей. Для домашних же кинотеатров это значение должно быть значительно меньше: 0.2-0.25 сек.
Уменьшение времени реверберации достигается применением в помещении звукопоглощающих материалов  на стенах  и потолке. Для этих целей  частопроект комнаты прослушивания с эхокор используют материал  акустическая пена, которым заполняется или навесная панель, или  пустотелый каркас из бруса с последующим обрамлением звукопрозрачной акустической тканью. Декорцию пены мы всегда производили радиотканью польской компании ReM, отличный вариант, можно смело рекомендовать , на некоторых объектах ей уже стукнул 10-летний юбилей, а у нее  нет даже   намека на провисание. Не так давно появился материал c уникальными свойствами от компании Basf (Германия). В России он получил название  ЭхоКор, его структура позволяет наносить на поверхность материала картины типографским методом, оставляя при этом, его акустические характеристики неизменными.  
 Однако, как уже отмечалось, главное в этом деле – «не переусердствовать», ведь физиологически, система звуковосприятия человека настроена на присутствие естественной реверберации и при ее недостатке начинает ощущать дискомфорт.
ASW,  AUDIO PRO,  B&W,  Cambridge Audio,  Canton,  Cerwin-Vega!,  DALI,  Dynaudio,  Elac,  HECO,  JAMO,  JBL,  KEF,  KLIPSCH, Luxman ,MAGNAT,  Martin Logan,  Meridian,  MONITOR AUDIO, Mission, MT-Power,  NAD,  Onkyo, Integra, PARADIGM,  PMC,  PSB,  Q Acoustics,  RBH,  Sonus Faber,  SpeakerCraft,  TANNOY,  TRIANGLE,  Wharfedale,  YAMAHA,  Anthem,  ARCAM,   Denon,  Harman/kardon,  Marantz,  NAD,  Pioneer,  SHERWOOD,   Arcus,  Cambridge Audio,   Cyrus,  Denon,   Micromega, MORDAUNT-SHORT,  Musical Fidelity,  PARASOUND,  Pioneer,  Pro-Ject,  Rotel, THORENS, Clearaudio, LOEWE, Audio-Technica 

Комментариев нет: