четверг, 18 сентября 2014 г.

Общие принципы акустического проектирования помещений.

Общие принципы акустического проектирования помещений.
Улучшение акустики помещения Для формирования у читателя общего представления о современных залах разного целевого назначения прежде необходимо их классифицировать на предмет их оборудования акустическими системами и использования архитектурного пространства зала для создания и улучшения акустических характеристик восприятия звука в помещениях.
С этих позиций зрительные залы можно разделить на три группы:
        Первая - залы с естественной акустикой, т.е. помещения, в которых зри­тели слушают звучание голоса или инструмента непосредственно и где качество звучания зависит от акустических свойств помещения, созда­ваемых архитектурно-строительными средствами;
К ним относятся театральные помещения, как драматические так и музыкальные.
Концертные помещения: залы, создаваемые специально для концертных выступлений по широкой программе — от симфонического оркестра до камерных ансамблей и солистов.
И речевые помещения, такие как учебные аудитории, лекционные залы, конференц-залы, за­лы для собраний и т.п.
Залы первой группы возникли очень давно, и до нашего времени представляют собой наиболее распространенный тип зрительного зала.
       Вторая – залы, в которых зрители слушают звучание только при помощи звуковоспроизводящей аппаратуры;
Вторая группа помещений включает в себя в основном зрительные залы кинотеатров. Эта группа имеет свою классификацию: обычные кинотеатры, широкоформатные, круговые панорамы. Передача звука в зрительных залах кинотеатров осуществляется при помощи одноканальной и многоканальной стереофонических систем.
       Третьи - залы, в которых зрители слушают звучание и непосредственно, и при помощи систем звукоусиления.
К третьей группе помещений относятся залы, строительство кото­рых началось сравнительно недавно. Это так называемые залы много­целевого назначения, снабжаемые электроакустическими системами не только для демонстрации кинофильмов, но и для усиления звука. По­явление таких залов вызвано необходимостью собирать большие ауди­тории для проведения концертов, конгрессов, съездов, устройства спек­таклей и демонстрации кинофильмов.
Каждая из этих групп  предъявляет свои специфические требования к организации архитектурного пространства зала, и в дальнейших статьях мы остановимся на каждой подробно. Здесь же попробуем пробежаться по верхами, так сказать, и рассмотреть общие постулаты, необходимые для получения комфортных  акустических характеристик  концертных или других действий происходящих в залах.
Объединяет все три группы залов неизменно одно, это общие требования к залам с естественной акустикой. Хорошим акустическим качеством характеризуются помещения, где выполнены следующие основные требования:
• обеспечение всех зрителей достаточной звуковой энергией;
• создание диффузного звукового поля;
• исключение эха и фокусировки звука;
• обеспечение оптимального времени реверберации;
• минимизация посторонних шумов.
Улучшение акустических характеристик помещений достигается рациональным выбором размеров и формы зала в комплексе с характером  отделки интерьера, учитывая конечно, шумоизоляцию ограждающих конструкций.улучшение акустических характеристик помещений
Можно сразу выделить некоторые общие правила, которые необходимо соблюдать при проектировании залов любой из трех категорий.
Необходимо учесть, что большие гладкие поверхности не способствуют достижению диффузности звукового поля. Особенно непривлекательны с этой точки зрения параллельные стены, приводящие к образованию так называе­мого «порхающего» эха.
Отклонение от параллельных стен на 2. ..3° или одной стены на 5.. .6° ослабляет образование «порхающего» эха.
Для повышения диффузности желательно, чтобы большая часть поверхностей создавала рассеянное (ненаправленное) отражение.
Достигается это членением поверхностей балконами, пилястрами и нишами. 
В случаях, когда невозможно изменить конструктивные особенности помещения зала,  устранить повторяющееся эхо или флаттер, как его еще называют, возможно, размещением полуцилиндрических дефлекторов.
Выполнить дефлекторы можно из фанеры или  гипса, если же процесс изготовления кажется вам трудоемким, то хорошим решением будут готовые дефлекторы " Пенолит" из пенополиуретана.
Для подбора  диаметра полуцилиндров следует руководствоваться простым правилом.
На поверхностях, создающих малозапаздывающие отражения, чле­нения должны быть слабыми и соответственно диаметр дефлекторов небольшим. Сильно расчленять рекомендуется по­верхности, не дающие направленных ранних отражений.
 Следующим правилом, которым при проектировании залов желательно не пренебрегать это отношение длины к средней ширине более 1, но менее 2. При отношении меньше 1 (ши­рокий зал) наблюдается запаздывание отражений от боковых стен, и ухудшается слышимость на боковых местах. В тех же пределах же­лательно иметь отношение средней ширины к средней высоте. Длина зала (от задней стены до занавеса) не должна превышать 30 м. При большой высоте потолка первые отражения не поступают в партер, а в первых рядах запаздывают.
 Объем зала на одного зрителя принимается, как правило, в преде­лах 4...8 м3 в зависимости от назначения. Залы с удельным объемом более 8 м3 являются концертными с повышенным временем ревербера­ции и запаздыванием первых отражений.
 Отдельно необходимо сказать о балконах. В залах вместимостью более 600 человек целесообразно их устройство. Этим достигается уменьшение удельного объема и расчлене­ние стен. Отношение выноса балкона к средней высоте подбалконного пространства рекомендуется принимать не более 1,5, иначе разборчи­вость речи и качество звучания музыки в подбалконном пространстве ухудшается. Потолок балкона необходимо предусматривать наклонным с подъемом в сторону сцены. Наклон должен быть таким, чтобы от­ражения поступали в заднюю часть зала. При большом угле наклона имеют место отражения в среднюю часть зала, что может привести к образованию эха при значительных его размерах.
Теперь остановимся на улучшении акустических характеристик помещений для каждой  из групп более подробно.   
ASW,  AUDIO PRO,  B&W,  Cambridge Audio,  Canton,  Cerwin-Vega!,  DALI,  Dynaudio,  Elac,  HECO,  JAMO,  JBL,  KEF,  KLIPSCH, Luxman ,MAGNAT,  Martin Logan,  Meridian,  MONITOR AUDIO, Mission, MT-Power,  NAD,  Onkyo, Integra, PARADIGM,  PMC,  PSB,  Q Acoustics,  RBH,  Sonus Faber,  SpeakerCraft,  TANNOY,  TRIANGLE,  Wharfedale,  YAMAHA,  Anthem,  ARCAM,   Denon,  Harman/kardon,  Marantz,  NAD,  Pioneer,  SHERWOOD,   Arcus,  Cambridge Audio,   Cyrus,  Denon,   Micromega, MORDAUNT-SHORT,  Musical Fidelity,  PARASOUND,  Pioneer,  Pro-Ject,  Rotel, THORENS, Clearaudio, LOEWE, Audio-Technica 

Комментариев нет: