четверг, 18 сентября 2014 г.

Акустическое проектирование помещений для воспроизведения музыки. Часть 4.

Акустическое проектирование помещений для воспроизведения музыки. Часть 4.
Помещения для воспроизведения музыки.
Зрительные залы для передачи музыки могут быть двух типов: те­атральные и концертные.
 Проектирование оперных театров С точки зрения проектирования в них аку­стики относятся к самым сложным. Чисто технически сложность за­ключается в том, чтобы не исказить звучание, имеющее место в очень широком диапазоне частот. Вторая трудность формируется уже не смыс­ловыми, каковыми, например, в речевых залах являются требования к разборчивости голоса, а эстетическими качествами.
Очевидно, что установление связи между эстетическим восприяти­ем звучания с его физическими характеристиками, а следовательно, и с архитектурно-акустическим решением — задача исключительно тон­кая. Каждый случай создания таких помещений требует специальных знаний, опыта и необходимой доли чутья у проектанта. Не случайно в мировой практике наряду с прекрасными залами появляются и неудач­ные, несмотря на то, что и те, и другие построены под руководством опытных акустиков.
Общие принципы проектирования залов театров оперы и балета остаются в основном теми же, что и залов драматических театров. Более того, зрительный зал оперного театра принадлежит к наиболее старым сооружениям, его архитектурный тип вошел в практику проектирования и строительства как классический.
В оперных театрах большее значение, по сравнению с драматически­ми, приобретает необходимость получения диффузного звукового поля. Время реверберации в таких залах должно быть на 20... 25 % больше по сравнению с залами драматических театров.
Характерной формой многих классических залов театров оперы и балета является овальная (подковообразная). Для обеспечения мини­мального удаления последнего ряда от сцены потребовалась многоярус­ная система. Например, Большой театр в Москве при количестве мест 2100 имеет шесть балконов, театр оперы в Одессе имеет пять балко­нов и вмещает 1700 зрителей, Мариинский театр в Санкт-Петербурге имеет также пять балконов. Все балконы отличаются небольшой глу­биной, что облегчает распространение прямых и отраженных звуковых волн. Балконы со зрителями обладают большим звукопоглощением, поэтому интенсивность отраженных звуковых волн относительно неве­лика и фокусирование овальной задней стеной неопасно, тем более, что центр кривизны, как правило, располагается за сценой. В то же время балконы, расчленяя общую поверхность стен, способствуют созданию диффузного звукового поля.
Приведем некоторые рекомендации для проектирования залов опер­ных театров: время реверберации (в зависимости от объема) — в пре­делах от 1,2 с до 2,1 с, высота — от 10 м и более, длина — до 30 м, удельный объем — 6. ..8 м3/чел., время запаздывания первых отра­жений может достигать 0,05 с.
Концертные залы наиболее сложны в части проектирования акусти­ки. Прежде всего, необходимо оценить размеры этих залов. Подходить к этому вопросу необходимо с двух сторон:
каковы должны быть максимальные размеры зала для создания на любом зрительском месте достаточного количества звуковой энер­гии;
каковы допустимые минимальные размеры для обеспечения про­странственного эффекта звучания исполнителей в широком диа­пазоне.
Опыт показывает, что минимальной высотой, при которой может быть достигнуто хорошее звучание симфонического оркестра, следует считать 9 м. Если при этом минимальные размеры эстрады для раз­мещения симфонического оркестра составляют: глубина — 10 м, ши­рина — 16 м, а из рекомендуемых соотношений длины к высоте зала принято от 3:1 до 2,5:1, то при высоте 9 м получаем длину зала от 27 до 23 м. Таким образом, минимальными размерами зала вместе с эстрадой следует считать от 37x18x9 до 33x16x9 м. При этом мини­мальный объем зала составит 6000. ..4700 м3.
В зале такого объема можно расположить от 400... 500 (при отсут­ствии балкона) до 600. ..750 человек (при наличии балкона).
Заметим, что указанные размеры минимальны, даже если зал рас­считан на меньшую вместимость. Причем и в том случае, когда зал проектируется в качестве студии звукозаписи симфонического оркест­ра, т.е. на присутствие зрителей не рассчитывается, его объем нельзя уменьшить, так как минимальные размеры здесь выбираются прежде всего для оптимального звучания оркестра независимо от того, сколь­ко человек его слушают.
Одним из наиболее важных факторов, влияющих на качество зву­чания музыки в концертных залах, выступает начальный участок ревер- берационного процесса или, точнее, структура ранних отражений. Опти­мальное звучание музыки и максимальный пространственный эффект ее восприятия получается, если вслед за прямым звуком прихрдит первое интенсивное отражение через 0,02... 0,03 с, а следующее за ним — через 0,015. ..0,02 с. При этом приход первого отражения предпочтителен с фронтальной стороны, второго — от боковых стен.
Опыт показывает, что в лучших концертных залах так оно и есть: в Большом зале Московской консерватории запаздывание первого отраже­ния составляет 0,21.. .0,26 с, в концертном зале Зальцбурга — 0,023 с, в Большом зале в Штутгарте — 0,029 с, в Каракасе (университетская аудитория) — 0,03 с и т.п.
В концертных залах вместо сцены с декорациями устраивается эст­рада. Кроме того, современные концертные залы даже при очень боль­шой вместимости редко строятся по ярусной системе. Такое построение залов создало возможность устройства жестких, хорошо отражающих звук ограждений вокруг площадки на эстраде, подкрепляя прямую зву­ковую энергию интенсивными ранними отражениями. Эти ограждения получили название акустической раковины, которая устанавливается как в закрытых, так и на открытых концертных площадках.
Форма концертного зала может быть разнообразной. Например, Большой зал Московской консерватории, акустика которого совершенна, представляет собой параллелепипед. Небольшая ширина зала и отдел­ка поверхностей создают практически диффузное звуковое поле. Здесь не было необходимости членения поверхностей. В Колонном зале Дома Союзов и в Большом зале Петербургской филармонии, ширина которых относительно велика, хорошее рассеяние звуковой энергии достигается при отражении от двух рядов колонн, ограждающих основную часть зрительских мест.
Необходимая диффузность звукового поля в современных больших концертных залах достигается самыми разнообразными Требования к проектирование залов оперных театровспособами. Можно привести много примеров, где стены и потолок расчленены от­дельными поверхностями, расположенными в разных плоскостях и под разными углами. Размеры неоднородностей необходимо выбирать так, чтобы не искажалась частотная характеристика звуковой энергии. На низких частотах из-за явлений дифракции количество отражений энер­гии становится меньше, чем на средних и высоких частотах, и наруша­ется частотный баланс при звучании различных инструментов.
При проектировании театров и концертных залов необходимо уделять боль­шое внимание выбору материала строительных конструкций, предназна­ченных для отражения звуковой энергии. Например, введение в каче­стве основного материала элементов таких конструкций дерева создает в концертных залах особенно приятные акустические условия. Правда, против дерева имеются и серьезные возражения, так как широкое раз­витие новых материалов позволяет найти более экономичные, а главное — более безопасные с пожарной точ­ки зрения решения.
При решении проекта концертного зала большое значение имеет расположение необходимого количества звукопоглощающих конструк­ций для обеспечения требуемого времени реверберации. В настоящее время для звукопоглощения   используется новый, уникальный материал   Basotect, Российское название   ЭхоКор, производство компании Basf. Комбинация презентабельного внешнего вида, хорошей звукопоглощающей способности и его высокой огнестойкости (Г-1) делает этот материал весьма привлекательным для финишной  отделки. Не нужно только совершать типичные ошибки, хаотично располагая звукопоглощающие конструкции на  случайных поверхностях.
Впоследствии, в своих статьях, мы остановимся на этом подробнее.
ASW,  AUDIO PRO,  B&W,  Cambridge Audio,  Canton,  Cerwin-Vega!,  DALI,  Dynaudio,  Elac,  HECO,  JAMO,  JBL,  KEF,  KLIPSCH, Luxman ,MAGNAT,  Martin Logan,  Meridian,  MONITOR AUDIO, Mission, MT-Power,  NAD,  Onkyo, Integra, PARADIGM,  PMC,  PSB,  Q Acoustics,  RBH,  Sonus Faber,  SpeakerCraft,  TANNOY,  TRIANGLE,  Wharfedale,  YAMAHA,  Anthem,  ARCAM,   Denon,  Harman/kardon,  Marantz,  NAD,  Pioneer,  SHERWOOD,   Arcus,  Cambridge Audio,   Cyrus,  Denon,   Micromega, MORDAUNT-SHORT,  Musical Fidelity,  PARASOUND,  Pioneer,  Pro-Ject,  Rotel, THORENS, Clearaudio, LOEWE, Audio-Technica 

Комментариев нет: